Правовые последствия нарушения правил исполнения договора купли-продажи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 09.04.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Михеев, В. А. Правовые последствия нарушения правил исполнения договора купли-продажи / В. А. Михеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 387-390. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112786/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье проведено исследование проблем исполнения обязательств по договору купли-продажи в России. Целью работы является анализ правовых последствий нарушения правил исполнения договора купли-продажи. Результаты исследования выявляют проблемные области и предлагают практические рекомендации для улучшения системы.

Ключевые слова: исполнение обязательств, договор купли-продажи, процедуры исполнения, законодательство, заключение договоров.

This article examines the problems of fulfilling obligations under a purchase and sale agreement in Russia. The purpose of the work is to analyze the legal consequences of violation of the rules of execution of the contract of sale. The results of the study identify problem areas and offer practical recommendations for improving the system.

Keywords: fulfillment of obligations, purchase and sale agreement, execution procedures, legislation, conclusion of contracts.

В силу нормы п. 3 ст. 1 ГК РФ, у субъектов гражданских правоотношений в процессе заключения договора имеются обязанности действовать добросовестно в рамках закона. Также на них распространяется запрет извлечения преимуществ ввиду собственного противозаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).

В настоящее время существуют различные виды рыночных продаж, которые создаются специально для удобства потребителя и увеличения товарооборота. При этом в научной литературе авторами применяется различная систематизация видов договоров купли-продажи по определенным критериям. Обычно в качестве критериев выступают особенности договора как сделки, к таковым относят: стороны, порядок и способы заключения, момент (время) заключения и конфигурация.

В законодательстве РФ прописаны типы ответственности в случае, если стороны сделки не исполняют своих договорных обязательств:

— Уголовная: лишение свободы сроком от двух до четырех лет.

— Административная: наложение штрафа до 80 тысяч рублей.

Гражданский кодекс РФ) не запрещает сторонам расторгнуть договор согласно ст. 450 ГК РФ. При расторжении договора обязанности сторон прекращаются. По общему правилу после оплаты цены объекта недвижимости, передачи его покупателю и регистрации перехода права собственности договор считается исполненным. Стороны, конечно, могут предусмотреть в договоре и дополнительные условия. Исполнение является одним из способов прекращения обязательств, в силу ст. 408 ГК РФ. Это означает то, что с момента исполнения условий договора он прекращает свое действие. Таким образом, невозможно расторгнуть исполненный договор, когда полностью исполнены обязанности сторон и зарегистрирован переход права собственности.

Е. А. Волкова и Р. Р. Фаттахова акцентируют свое внимание на том, что «граждане-потребители являются экономически более слабой стороной и нуждаются в повышенной защите со стороны государства, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны, то есть для хозяйствующего субъекта. В целях соблюдения принципа равенства участников гражданского оборота государство обеспечивает потребителей повышенной защитой по сравнению с их контрагентами» [1, с. 9]. Таковое неравенство существует «не только в отношениях с участием потребителя — гражданина, но и в отношениях с участием юридического лица, приобретающего товары для их использования в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью» [3, с. 72].

То есть в ст. 495 ГК РФ существует противоречие относительно точности определения информации, которую продавец должен предоставить покупателю при приобретении им какого-либо имущества, так как непредставление данных сведений может быть расценено как умышленное сокрытие информации со стороны продавца, хотя на самом деле таковым не является. Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодателю необходимо расширить правомочия покупателя в части права требования предоставлении информации.

Способы защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи предполагают диспозитивность выбора. О чем указывается в абз. 1 п. 38 Постановления Пленума ВС РФ. Большинство способов защиты прав покупателя предоставляются при передаче товара ненадлежащего качества. Данная ситуация регулируется ст. 503 ГК РФ и ст. ст. 18–24 Закона о Защите прав потребителей. Варианты защиты по ст. 503 ГК РФ используются любыми покупателями по договору розничной купли-продажи вне зависимости от их правового статуса. Но следует отметить, что положения ст. ст. 18–24 Закона о Защите прав потребителей действуют на физических лиц, выступающих в роли потребителя. Уже можно сделать вывод о преимуществах физического лица над юридическим лицом в возможностях использования более широкого спектра защиты его прав.

Необходимо учесть, что дифференциация по субъектному составу ст. 18–24 Закона о Защите прав потребителей и ст. 503 ГК РФ является ключевым моментом в разграничение способов защиты потребителя. Эти нормы могут действовать в отношении юридических лиц, если исходить из соответствия их общего и специально назначения. Тем более, организация может выступать «слабой» стороной, если принимать во внимание разнообразие их положения на рынке. Хоть законодатель и рассматривает физическое лицо, как основного потребителя, так как юридическое лицо имеют определенные организационные и финансовые возможности для защиты своих законных прав и интересов. Из этого следует, что далеко не каждое предприятие может себе позволить штатных юристов. Кроме того, существующий кризис не способствует возможности выделению и без того обремененной ситуацией организации непрофильные расходы на юридическое сопровождение, что приближает юридическое лицо к физическому лицу, как потребителю. То есть можно сделать вывод, что понятие «потребитель» — больше экономическая категория, нежели правовая.

Рассматривая ситуацию в данном спектре, не может быть разделена точка зрения И. И. Каменской, согласно которой, к договору розничной купли-продажи, когда есть сторона физическое лицо-покупатель, то следует применять последствия продажи товара ненадлежащего качества, определенные п. 1 ст. 18 Закона о Защите прав потребителей, а не ст. 503 ГК РФ [4, с. 185]. Тем не менее, можно выделить особую касту юридических лиц — «розничные клиенты», у которых имеется больше правовых возможностей для защиты. Так называемые «розничные клиенты» или коллективные потребители — некоммерческие объединения граждан, ТСЖ, жилищных, строительных, дачных и иных кооперативов [2, с. 349]. Логика их объединения состоит в том, что данные кооперативы — это объединение потребителей, следовательно, они должны получить потребительский статус, чтобы упростить процесс коллективной защиты граждан. Таким образом, Э. Г. Корнилов предлагает выделить субъекта «юридическое лицо — потребитель» [5, с. 90]. «Отдельные физические лица вкупе образуют одно юридическое». Соответственно, происходит ущемление прав физических лиц, являющихся членами юридического лица. Единственное разночтение — возможность других юридических лиц, в том числе коммерческих, быть членами данных объединений.

Поскольку права покупателя корреспондируют с обязанностями продавца, в данном контексте хотелось бы рассмотреть последствия нарушения договора розничной купли-продажи со стороны продавца, то есть рассмотреть категорию прав покупателя, которая возникает в результате продажи ему некачественного товара. Сам покупатель имеет право на судебную защиту своих законных прав и интересов, хотя потребитель может попробовать урегулировать спор в досудебном, так называемом претензионном порядке.

Также нарушения прав потребителей со стороны продавца влечет за собой возмещение не только имущественного, но и морального вреда, размер компенсации определяется судом и подлежит возмещению причинителем вреда, если его вина будет доказана. Например, Нижегородская областная общественная организация «Защита потребителя», действуя в интересах Ульяненковой, обратилась к мировому судье с иском к индивидуальному предпринимателю Кобылянской о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа. Истец обратилась к Ответчику с претензией с требованием вернуть уплаченную сумму в размере 25 332 руб., в связи с обнаружением многочисленных недостатков в товаре. Был произведен возврат товара Ответчику, договор купли-продажи, расторгнут, денежные средства в сумме 20 152 руб. возвращены Истцу. В связи с тем, что денежная сумма в размере 5 180 рублей Истице не была выплачена со стороны Ответчика, она обратилась в НООО «Защита потребителя» с просьбой оказать услуги правового характера по защите ее прав со стороны Ответчика. Суд удовлетворил требования Истца частично и взыскал с Ответчика в пользу Ульяненковой неустойку в размере 4000 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., штраф в размере 1500 руб. [8]

Следует помнить о возможности продавца и потребителя урегулировать спор в досудебном порядке. В данном случае, продавцу необходимо провести экспертизу, о чем свидетельствуют положения статьи 18 Закона о Защите прав потребителей. Если продавец не согласен с тем, что проданный товар изначально имел недостатки, необходимо провести экспертизу. У потребителя есть право присутствовать при проведении экспертизы, поэтому продавец должен надлежащим образом (в письменной форме) уведомить покупателя о ее проведении. Изначально экспертиза оплачивается продавцом, но если будет выявлен недостаток товара, возникший по вине покупателя, то покупатель должен возместить средства, которые были затрачены продавцом на проведение экспертизы.

Официально в нашей стране сложилась концепция того, что «потребитель всегда прав». Но сегодня нередко встречаются потребители, которые злоупотребляют своими правами, стремясь извлечь выгоду из правоотношений с добросовестным продавцом. Покупатели, предъявляя свои требования продавцу с целью обогащения, наиболее часто ссылаются на недостаточность информации о товаре. В таком случае продавец может защитить себя лишь посредством полного и тщательного оформления всех документарных операций при заявлении своих требований потребителя в суд. Лишь там наиболее полным образом продавец может воспользоваться правом на защиту, наиболее часто выступая на стороне ответчика.

Свои права продавец может защитить лишь в судебном порядке, который в споре чаще всего может выступать на стороне ответчика, доказывающего необоснованность и неправомерность требований покупателя, а также в качестве истца, с целью отстаивания своих прав, которые были нарушены покупателем. Покупатель обращается с иском в суд за восстановлением своих нарушенных прав, он выдвигает требования, указанные в ст.18 Закона о Защите прав потребителей, которые подлежат удовлетворению, в случае если покупатель при заключении договора не оговорил, что уже заранее товар реализуется с недостатками, такая оговорка может вытекать из существа характера продажи (специализированные комиссионные магазины).

Продавец имеет право на освобождение от обязанности удовлетворения требований потребителя в следующих случаях:

1) если потребитель нарушил правила использования товара, его хранения и транспортировки;

2) если потребитель воспользовался вмешательством третьих лиц в свойства товара (попытка ремонта изделия);

3) обстоятельства непреодолимой силы. Бремя доказывания вышеперечисленных случаев лежит на продавце, в случае принятия доказательств судом — ответственность с продавца снимается. Например, Истец Метелькова Ю. А. обратилась в суд с иском к ответчику ИП Джафарову о расторжении договора купли-продажи сапог и возвращении покупной цены, компенсации морального вреда и взыскании штрафа, поскольку истцом не были представлены доказательства того, что недостатки товара — сапог, купленных у ответчика, возникли до его передачи потребителю, то есть проданный товар имеет производственный брак, а истцу был продан товар ненадлежащего качества, дефект которого выявился после непосредственного использования товара по назначению, суд пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат [6].

Основным способом защиты является проверка всех предъявленных покупателем требований, еще в момент подачи потребителем претензии. В настоящее время существует огромное количество так называемых «покупателей-экстремистов», которые всячески стараются уличить продавца в недобросовестности. Проанализировав нормы гражданского законодательства и Закона о Защите прав потребителей можно сделать вывод о том, чтобы избежать неправомерных действий покупателя необходимо следующее: принять товар потребителя вместе с претензией на указание конкретного требования, если продавец хочет изменить требование покупателя, необходимо добиться письменного разрешения об изменении требования. Если продавец не согласен с тем, что проданный товар изначально имел недостатки, необходимо провести экспертизу. У потребителя есть право присутствовать при проведении экспертизы, поэтому продавец должен надлежащим образом (в письменной форме) уведомить покупателя о ее проведении. Изначально экспертиза оплачивается продавцом, но если будет выявлен недостаток товара, возникший по вине покупателя, то покупатель должен возместить средства, которые были затрачены продавцом на проведение экспертизы.

Также за недостатки товара, которые были обнаружение в течение гарантийного срока, отвечает продавец, если не докажет, что данные недостатки возникли вследствие действий потребителя после передачи ему товара. Например, истица Петрова Н. Н. обратилась в суд с иском к ответчику ООО «ОМЕГА-ПЛЮС» о расторжении договора купли-продажи, взыскании стоимости товара, штрафа, убытков, компенсации морального вреда и судебных расходов. В обосновании заявленных требований указала, что 09.09.2016 приобрела часы «Guess» W95086G 1 стоимостью 11990 руб., которые были заявлены как водонепроницаемые, однако класс водонепроницаемости установлен в 5 АТМ. Была проведена экспертиза, в результате которой были выявлены недостатки лишь эксплуатационного характера. При этом Истец была ознакомлена с Правилами эксплуатации, в которых было сказано, что данные часы не приспособлены для плавания, согласилась с ними, о чем свидетельствовала в суде. Однако требования по эксплуатации соблюдены не были, в результате чего суд полностью отказал в удовлетворении заявленных требований. Важным моментом является соблюдение сроков при получении претензии от потребителя, необходимо строго соблюдать порядок и срок ее рассмотрения, который составляет 10 дней с момента ее принятия, так как у потребителя есть право по истечении сроков рассмотрения претензии продавцом, обратиться в суд с иском о взыскании неустойки и штрафа в размере 50 % присужденного судом за отказ от удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке [7].

Таким образом, предпринимателю довольно сложно доказать свою «невиновность», так как уровень защиты потребителя стоит намного выше: нормы структурированы, комплексно систематизированы, чего нельзя сказать о нормах, которые направлены на защиту прав и законных интересов продавца. В судебном порядке предприниматели имеют возможность защитить себя от неправомерных действий продавца, однако данный процесс требует огромного количества времени. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что продавцу необходимо заранее заботиться о степени своей защищенности, то есть еще на моменте заключения договора розничной купли-продажи необходимо обратить внимание на «будущие доказательства» своей правоты в случае возникновения спора.

Литература:

  1. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. — М., 2019.
  2. Волкова Е. А., Фаттахова Р. Р. Сфера действия Закона «О защите прав потребителей» в свете судебной практики Верховного суда РФ. / Е. А. Волкова, Р. Р. Фаттахова // Тенденции и перспективы развития частного права. — 2022. — С. 9–13.
  3. Гура Г. М. Актуальность договора розничной купли-продажи / Г. М. Гура // Территория науки. — 2023. — № 1. –С. 71–78.
  4. Каменскова И. И. Проблемы исполнения обязательств по договору купли-продажи в Российской Федерации / И. И. Каменскова // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 184–187.
  5. Корнилов Э. Г. Защита прав потребителей при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции: Дис. …канд.юрид. наук. — М., 1999.
  6. Решение мирового судьи судебного участка № 2 Чкаловского судебного района Нижегородской области по гражданскому делу № 2–60/2022 г. от 15 марта 2022 г. / [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
  7. Решение мирового судьи судебного участка № 7 Автозаводского судебного района г. Н. Новгород Нижегородской области по гражданскому делу № 2–8/2023 от 07 марта 2023 г. / [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
  8. Решение мирового судьи судебного участка № 8 Автозаводского судебного района города Н. Новгород Нижегородской области по гражданскому делу № 2–1143/ от 09 июля 2022 г. / [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, потребитель, продавец, юридическое лицо, покупатель, розничная купля-продажа, защита, моральный вред, проведение экспертизы, сторона ответчика.


Похожие статьи

Задать вопрос