Преодоление санкционного давления на основе опыта «закрытых» государств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 14.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Алимова, А. О. Преодоление санкционного давления на основе опыта «закрытых» государств / А. О. Алимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 163-168. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112762/ (дата обращения: 01.05.2024).



Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что на сегодняшний день санкционное воздействие оказывает значительное влияние на экономику Российской Федерации. Основной целью исследования являются рекомендации по поводу преодоления негативного влияния введенных против государства санкций на основе опыта иностранных государств. В результате исследования рассматривается отечественный и зарубежный опыт нахождения государств под санкционным воздействием Запада. Кроме того, особое внимание уделяется рассмотрению мероприятий по преодолению данного негативного воздействия в исторической ретроспективе.

Ключевые слова: санкции, негативное воздействие санкций, санкционная политика, санкции против РФ, санкции против Кубы, санкции против Ирана, санкции против Венесуэлы.

Введение

Выбирая тему для исследования, нельзя было не обратить внимания на ретроспективный анализ отечественной экономики во времена кризиса. Так, нам хорошо известно, что наше государство неоднократно сталкивалось с санкционным воздействием, и какой-то период своего существования и вовсе находилось за «железным занавесом», опущенным с обеих сторон. Очевидным в таком случае становится вопрос о том, насколько привычным является для нас это состояние, и как мы переживем его в нынешнее время, опираясь на опыт прошлых лет.

Для того, чтобы провести наиболее подробное исследование по выбранной теме, нам необходимо проанализировать влияние санкций на экономику России (Советского Союза в прошлом), и только после этого постараться провести параллели между прошлым и настоящим. Кроме того, следует определить то, какой характер носили санкции в прошлом, и какой носят в наши дни. Помимо этого, особое внимание следует уделить анализу зарубежного опыта в этом вопросе. Это необходимо для того, чтобы найти наибольшим образом соответствующий опыт и на его основе сформировать ряд рекомендаций по снижению уровня воздействия санкций на отечественную экономику.

Методология и результаты исследования

Перед тем, как приступить к изложению результатов исследования, следует уделить внимание его основной цели и задачам, которые были перед ним поставлены. Так, целью исследования является поиск путей преодоления санкционного давления на экономику Российской Федерации через анализ опыта «закрытых» государств». В свою очередь под «закрытыми государствами» авторы работы понимают те государства, которые на протяжении длительного времени находятся под схожими с Российской Федерацией санкциями.

Основываясь на поставленной цели, мы также можем выделить основные задачи исследования:

— оценить опыт Советского Союза в борьбе с санкционным давлением;

— оценить опыт Кубы в борьбе с санкционным давлением;

— оценить опыт Венесуэлы в борьбе с санкционным давлением;

— оценить Ирана в борьбе с санкционным давлением;

— рассмотреть более подробно введенные санкции против Российской Федерации;

— разработать рекомендации по преодолению санкций на основе опыта «закрытых государств».

В рамках исследования нами были использованы общенаучные и частные методы исследования такие, как: исторический анализ, анализ данных официальной статистики, моделирование и т. д.

Далее перейдём к рассмотрению непосредственных результатов исследования.

Ни для кого не секрет, что одни из самых сильных и всеобъемлющих санкции были выдвинуты против нашей страны в 1917 г., когда в мировой истории появилось понятие «Экономическая блокада странами Антанты Советской России». В тот период времени государства Антанты полностью прекратили всякие отношения с Россией (Советским Союзом). Тогда основанием для введения санкций послужило начало переговоров между Союзом и Германией. Эти переговоры были направлены на достижение консенсуса по поводу заключения между двумя государствами Сепаратного мира (в дальнейшем, в 1918 г. он все-таки был заключен). Кроме того, переговоры предусматривали полную национализацию частных предприятий (иностранных) и отказ отвечать по долгам Российской Империи.

На том этапе взаимоотношения в сфере экономических интересов были прерваны только со стороны США, Англии и Франции. После же окончания Второй Мировой Войны взаимоотношения были полностью разорваны и с остальными участницами объединения. Отметим при этом, что ситуация в наши дни парадоксально похожа, исключением можно считать только повод для разрыва взаимоотношений.

Говоря о санкциях того времени, можно и нужно особое внимание уделить антидемпинговым мерам, введенным против Советского Союза. Введение этих мероприятий было сфабриковано в рамках обвинения со стороны США СССР в демпинге при торговле (продажи) Советским Союзом спичек, угля, асбеста, марганца и других товаров США. Выдвинутое обвинение повлекло за собой введение со стороны США протекционистских мероприятий по основным группам товаров [1].

Спустя год после этого США начали частично ограничивать импорт советских товаров, объясняя это тем, что при их производстве (добыче) незаконно используется труд заключенных, что в корне противоречит существующим в США поправкам и социальным мнениям.

Невозможно отрицать тот факт, что причины введения санкций со стороны США против Советского Союза в данном случае слишком условны и неоднозначным, ведь мировой опыт показывается, что зачастую американские компании действуют аналогичным образом, например, используя дешевый труд туземцев или нелегальных иммигрантов.

После того, как США в 30-х годах прошлого века активизировали свои «нападки» против СССР, к ним сразу же присоединилась Франция, которая обвинила СССР во вмешательстве в свои внутренние дела. Тогда Франция в качестве санкционных мер ввела систему лицензирования советских товаров, значительно усложнив их экспорт в страну и сократив его объемы в дальнейшем. Все это в совокупности привело к удорожанию советских товаров и полной потери их высокого уровня конкурентоспособности на зарубежных рынках.

Уже в 1933 г. к двум вышеупомянутым противникам советской власти вновь присоединилась Великобритания, которая после скандала со своими инженерами ввела против Советского Союза эмбарго на импорт различных видов зерна, хлопка, леса и нефтепродуктов. Ответом на подобное выступление стало незамедлительное закрытие транзита через Советский Союз для любых видов британских товаров [2].

В дальнейшем все санкции против СССР были отменены, а также были упразднены антисанкционные мероприятия со стороны отечества против западных противников. Так, ограничения, направленные на сокращение объемов торговли с Францией, были отменены уже в 1931 г., так же, как и против США. С Великобританией же взаимоотношения полностью были налажены только в 1933 г. после проведения непубличных переговоров между двумя государствами, организованными по инициативе Советского Союза.

Боролся Советский Союз с санкциями следующим образом — в 1930 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление «Об экономических взаимоотношениях со странами, устанавливающими ограничительный режим для торговли с СССР», которое предусматривало полный отказ от любых экономических взаимодействий со странами, вводившими против нашего государства санкции, а также минимизацию иных контактов с ними, например, использование их портов или аэропортов для транзитного перемещения грузов и пассажиров.

Отсюда следует, что «железный занавес» был в большей степени не причиной, а следствием разрушения тесных экономико-политических взаимоотношений между СССР и западными странами. Возникало же данное явление из-за несогласия западных стран признавать установившийся на территории бывшей Российской Империи политический строй.

Перед тем как приступить к рассмотрению санкционного воздействия на современную российскую экономику, стоит обратить особое внимание на то, что наше отечество сталкивалось еще со времен позднего Средневековья, когда Ливонским орденом было ограничено перемещение 123-х европейских мастеров в России с целью недопущения усиления ее политической и экономической мощи. На тот момент санкции как таковые не носили разрушительный характер, а в большей степени были направлены на дискриминацию России и ее отлучение от благ «современной» Европы. В дальнейшем на протяжении всей истории отечества против государства неоднократно вводились самые разные санкции: от запрета иметь морской флот на Черном море после Крымской войны в 1856 г. до ранее упомянутых санкций после революции 1917 г. В некоторые периоды истории их воздействие ослабевало, и оставалась только антироссийская пропаганда, иногда оно, наоборот, усиливалось, что приводило к началу кризиса в стране. Несмотря на то, какой характер носили санкции, бесспорным можно считать их негативное воздействие на историю нашей страны. Санкции затормаживали ее, не давали в полной мере использовать природный и человеческий потенциал, стопорили развитие городов и технологий.

Ни для кого также не является секретом и тот факт, что помимо России достаточно длительное время под санкциями находятся и многие другие страны, к числу которых можно отнести: Иран, Ирак, Кубу, Венесуэлу и т. д. В рамках данного исследования предлагается уделить внимание их опыту: рассмотреть причины введения против них санкций, сферы, которые они затрагивают, пути преодоления их негативного воздействия.

Так, например, введенные против Кубы санкции аргументировались тем, что в стране начала действовать террористическая организация, завладевшая властью и пропагандирующая введение коммунистической идеологии. Стоит сказать, что кубинские санкции по праву могут считаться самыми длительными в мире, так как длятся они уже более 60 лет и не прерывались еще ни на один день.

На этапе их введения санкции представляли собой введение эмбарго на все группы товаров, кроме продовольствия и фармакологии, а также требованием введения аналогичных санкций со стороны партнеров Кубы, под угрозой полного разрыва отношений, при условии невыполнения требования. Но уже спустя два года санкции были значительно ужесточены, и против Кубы была введена торговая блокада, а также страну отрезали от всех торговых путей. Со временем санкции только ужесточались. В страну был запрещен въезд иностранных граждан со стороны США, она была объявлена оплотом терроризма и многое другое. При этом отметим, что многие из этих санкций до сих пор действуют.

Пережить введение всех этих санкций помогли достаточно хорошие взаимоотношения новой кубинской власти с Советским Союзом. На этапе введения санкций и вплоть до «развала» СССР, отечество ежегодно оказывало Кубе материальную помощь в размере трех миллиардов долларов, а также закупало у нее ром, тростниковый сахар и табак по крайне завышенным ценам. После же распада Советского Союза страна столкнулась с рядом негативных последствий своей вынужденной изоляции, к которым можно отнести [3]:

— сокращение ВВП страны на 40 %;

— уход иностранных технических специалистов из страны;

— потеря немногочисленных рынков сбыта;

— вынужденная ликвидация 70 % поголовья скота и т. д.

Как мы видим, практически все сферы жизнедеятельности в стране после распада Советского Союза пострадали, как из-за потери крупного союзника, так и из-за санкционного воздействия со стороны западных государств. Кроме того, принятый в 1992 г. США закон о демократической солидарности окончательно затянул санкционную «удавку» на «шее» молодой республики. Данный закон подразумевал запрет на денежные переводы в страну для ограничения доступа к валюте. Также этот закон запретил любым морским судам, имевшим дела с Кубой, заходить в порты США в течение 180 дней [4]. Подобный запрет окончательно уничтожил существовавший импортный трафик в страну.

Чтобы пережить «худшие времена» страна приняла решения реализовывать следующие мероприятия:

— развитие рекреационной сферы;

— осуществление либерализации торговли;

— открытие свободных экономических зон;

— вступление в ВТО и т. д.

В некоторой степени подобные мероприятия действительно ослабили влияние западных санкций на страну. С другой стороны, отказ от отступления страны от строительства социализма не позволил полностью избежать санкций, что привело к резкому падению уровня жизни населения, ослаблению экономики, возникновению социальных недовольств и т. д. Сейчас Куба постепенно меняет курс развития, пытаясь достаточно стремительно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Для страны — это один из немногих вариантов поддержания своей независимости. Несмотря на то, что США продолжает лоббировать необходимость введения против Кубы санкций, все больше стран отходит от этого, принимая решение о сотрудничестве со страной и о ее поддержке вопреки всему. Так, например, в 2014 г. Российская Федерация простила Кубе долг в размере 31,7 млрд. долл., который страна должна была выплатить еще СССР.

По-иному действуют санкции западных государств против Ирана. Основными причинами введения санкций против страны специалисты считают [5]:

— поддержка терроризма;

— нарушение прав человека;

— развитие ракетно-ядерной программы.

При этом санкции против данного государства рассматриваются как более жестокий способ повлиять на внутреннюю и внешнюю политику государства через полное его изолирование. История санкций на Иран может быть разделена на несколько основных этапов, которые мы рассмотрим подробней ниже.

Первый этап длился с 1979 г. по 2006 г. и отличался полным прекращением закупок иранской нефти, заморозкой иранских вкладов в американских банках и запретом осуществления продаж Ирану запчастей для военного снаряжения. Подобное воздействие на экономику страны и ее социально-политическую позицию на мировой арене не могло пройти мимо. Иран оказался в блокадном кольце, которое то сужалось, то расширялось в зависимости от того, как сменяющие друг друга президенты США относились к сложившимся обстоятельствам.

Второй этап начался с 2006 г. и закончился в 2016 г. Он был ознаменован пересмотром санкций, инициированным вступлением Ирана в переговоры по собственной ядерной программе с шестью посредниками, в число которых вошли Франция, Германия, Великобритания, США, Россия и КНР. Данные переговоры позволили ослабить санкции против Ирана, разрешив экспортировать в страну продукцию сельского хозяйства и медицинские препараты и импортировать оттуда икру, фисташковые орехи и ковры. Список товаров при этом на протяжение всего периода постепенно расширялся, как для импорта, так и для экспорта. Помимо этого, иностранным специалистам вновь было разрешено работать в Иране, также было разрешено предоставлять иностранное ПО в страну и т. д.

Одним словом, второй этап в отношениях между Ираном и Западом был крайне позитивным и сулил начало новой истории взаимоотношений на мировой арене. Иран мог рассчитывать на активную поддержку Запада при условии, что вся его политика будет соответствовать западным требованиям. Страна, пережившая 27 лет изоляции, встретила подобные новости ликованием, но им не было суждено иметь продолжения.

С 2017 г. наступил новый этап, ознаменованный отказом от всех достигнутых договоренностей. После прихода к власти в США Дональда Трампа санкции против Ирана начали ужесточаться с новой силой. Многие иранские политики и военные попали под санкции, все организации, имеющие отношение к баллистической ракетной программе страны, а также к иранским военным закупкам и т. д., были также включены в «черный список» США. Можно заметить, что именно США спровоцировали новую волну санкций против Ирана, в то время как Иран проявлял терпение в этом вопросе и был готов к сотрудничеству. Очевидно, что в данном случае Соединенные Штаты лоббировали исключительно свои интересы, связанные с нефтяной отраслью и господством на мировой арене. Как уже говорилось выше, Иран до этого момента прожил в экономической блокаде 27 долгих лет, поэтому столкнувшись с новым витком санкций, Правительство страны приняло волевое решение отказаться от попыток наладить контакт с Западом и двигаться в сторону установления собственной самодостаточности. Сейчас Иран активно развивает собственные производства, тем самым усиливая свою экономику и обеспечивая все потребности населения в полной мере. Отсутствие многих западных товаров на иранском рынке при этом является мнимым, так как многие источники в стране сообщают о существование серого импорта, также обеспечивающего потребности населения в данных товарах.

Против Венесуэлы также долгое время действуют крупные западные санкции, которые аналогичным образом направлены на стремление ослабить ее положение на мировой арене. Аналогичными способами ситуация в стране ухудшается с «подачи Запада» за счет [6]:

— заморозки счетов;

— ограничения торговли;

— запрет на оказание финансовой помощи стране странами-союзницами;

— запрет на удовлетворение исков и многое другое.

Все это схоже с теми санкциями, которые Запад выдвигает против России и других государств. Для автора статьи в ходе изучения зарубежного опыта стало понятно, что Запад в своих методах воздействия очень предсказуем. Преимущественно Запад старается воздействовать на политику других государств через их экономическое блокирование. Но еще ни одно государство, попавшие под данное воздействие, не пало «жертвой» американских интересов. Рассмотренный выше опыт Кубы, Ирана и Венесуэлы доказывает, что снизить уровень влияния негативного воздействия санкций на экономику можно за счет следующих основных аспектов:

— поиска новых партнеров;

— развития собственных производственных мощностей.

Пусть, некоторые из стран, которые столкнулись с негативным воздействием санкций и тяжело пережили их, но рассматривать их опыт как резко негативный все же не стоит. Это во многом связано с тем, что санкции являются одним из стимулов для страны искать новые пути развития, принципиально отличающиеся от существующих стратегий.

Новейшая история также имеет в себе примеры попыток западных государств через санкционное воздействие лоббировать собственные интересы и пытаться вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику современной России. Так, например, в 2014 г. после проведения референдума о присоединении Крыма к России в качестве республики зарубежные страны, потерявшие возможность использовать его портовые города в качестве места дислоцирования своих войск, ввели крупный пакет санкций против России, предусматривающий введение эмбарго на импорт и экспорт оружия в Россию, запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию, а также частично парализовали деятельность крупных российских банков, к числу которых можно отнести «Сбер», «ВТБ», «Газпромбанка» и т. д. [7]

Санкции же 2022 г. навсегда останутся «темным опытом» в истории нашей страны, так как именно после их введения стало понятно, что экономика России больше никогда не будет развиваться по-прежнему пути. Начиная от запрета полетов самолетов российских авиакомпаний над территориями европейский стран, и заканчивая отключением России от международной системы межбанковских платежей SWIFT, санкции коснулись абсолютно всех сфер жизнедеятельности. Поддержали данные санкции все те же старые добрые «друзья», в число которых входят США, Великобритания, Канада, страны-участницы Европейского Союза.

Рассмотрим более подробно перечень санкций, введенных против России в 2022 г. Их перечень представлен ниже [8]:

— запрет на приобретение, импорт или передачу золота, золотых изделий и ювелирных украшений российского происхождения;

— ужесточение запрета на экспорт товаров и технологий двойного назначения;

— запрет на импорт российской сырой нефти морским путем;

— запрет на оказание России бухгалтерских, консультационных и пиар-услуг;

— запрет на регистрацию трастов, предоставление трастам офисных помещений или деловых адресов, а также оказание трастам административных услуг, если их учредители или бенефициары являются российскими юридическими или физическими лицами либо контролируются или управляются российскими юридическими или физическими лицами;

— запрет на вещание трех российских телеканалов в ЕС;

— отключение от SWIFT еще трех российских банков;

— расширение списка индивидуальных санкций ЕС и т. д.

Все введенные против России санкции, направлены на полную изоляцию России с целью вынудить ее пересмотреть собственные политические решения, а также свою экономическую политику. Специалисты и аналитики в наши дни разделились на два основных лагеря, каждый из которых по-разному реагирует на введенные санкции и по-разному видят развитие страны. Одни говорят о том, что санкции, введённые против России, — это «томагавк». В том смысле, что их введение в первую очередь крайне негативно отразилось на экономике стран, вводивших их. Другие же наоборот называют введенные санкции «бумерангом» для России, который «вернулся» к ней после нападения на Украину. При этом ни одна из этих позиций не может быть верна на все сто процентов. Все участники данного процесса «пострадают» по-своему, а последствия его запуска станут ясны только по прошествии определенного временного периода.

Заключение

На сегодняшний день введенные против Российской Федерации санкции полностью повторяют опыт зарубежных стран, отказавшихся подчиняться «приказам» США. При этом для России эти санкции могут быть не столь разрушительными, как для Кубы или Ирана, поскольку страна имеет огромный потенциал во всех направления за счет своих больших размеров. С одной стороны, пережить санкции будет далеко не просто. Правительству придется в корне пересмотреть не только внешнюю, но и внутреннюю политику государства, больше «сил» направить на развитие легкой промышленности и поддержку МСП. С другой стороны, Россия все-таки не может полностью потерять контакт с иностранными партнерами. Пусть не со всеми, но с многими из них придется найти компромисс и предложить такие условия, которые будут намного выгоднее, чем замещающие предложения Запада.

Автор работы считает, что для преодоления негативного влияния санкций на экономику России необходимо прибегнуть к осуществлению следующих мероприятий:

— повысить устойчивость российской экономики за счет поддержки отечественного бизнеса;

— минимизировать негативные настроения внутри населения за счет запуска различных крупных социальных программ;

— упрощение внутригосударственных системных процессов за счет пересмотра порядка их организации и управления ими.

Так, уже сейчас для упрощения работы бизнеса были введены следующие мероприятия [9]:

— государственная поддержка инвестиционных проектов и стартапов,

— реструктуризация кредитов для бизнеса,

— раздача банковских гарантий для фарм предприятий и т. д.

Для успокоения населения государством было принято решение:

— предоставить возможность получить льготную ипотеку;

— обеспечить временное трудоустройство для тех, кто потерял работу из-за закрытия иностранных заводов на территории России;

— обеспечить предоставление особых условий для соцконтракта для безработных и т. д.

В рамках же стабилизации системы государственного управления были введены следующие основные мероприятия:

— введение защитных мер на внутреннем продовольственном рынке;

— осуществление стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию;

— введение ограничений на экспорт сахара и зерновых культур и т. д.

Что при этом будет важно для обывателя? Этим вопросом автор задавался еще до начала написания работы. Единого сформированного ответа на него нет. В условиях постоянно ужесточающихся санкций обычному гражданину, в первую очередь, важно сохранять спокойствие. Напрямую введенные против России санкции воздействуют на простых граждан только с той позиции, что многие заграничные бренды ушли с рынка и больше не будут продавать производимую ими продукцию на территории России в ближайшее время. Косвенно же введенные санкции значительно сократили доходы многих слоев населения, спровоцировали панику среди него и повлияли на рост некоторых товаров и услуг. Нивелировать же перечисленные ранее негативные явления должно государство в рамках перестроенной им социально-экономической политики. Иных вариантов нет, что означает, что простому обывателю остается быть «здоровым оптимистом», готовым стойко принимать новые «удары судьбы».

Безусловно, количество санкций против современной России намного больше, чем количество санкций против Советского Союза, да и их влияние на все сферы жизнедеятельности более разрушительное. С другой стороны, пережить их возможно. Для этого Правительству Российской Федерации следует уже сейчас заняться полной перестройкой экономики и переориентированием ее на сотрудничество с дружественными странами. Опыт Ирана наглядно показывает, что «жизнь после санкций не заканчивается», а опыт Советского Союза и вовсе указывает на то, что в условиях санкций возможно построить сильное государство.

Литература:

  1. Российское военно-историческое общество. «История.РФ». История западных санкций против СССР. URL: https://histrf.ru/read/articles/istoriia-zapadnykh-sanktsii-protiv-sssr.
  2. Попова, Л. Л. Особенности Российской модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Идеологический фактор в межгосударственных конфликтах в Западном полушарии (конец XX — начало XXI века). — 2018 г. — № 3. — С. 99–107.
  3. Юдина, Т. Н. Современная Куба в контексте геоэкономики, геополитики, геоидеологии и трансгрессии (мета-физика Коабаны) // Теоретическая экономика. — 2019 г. — № 7. — С. 31–40.
  4. Алихани, С. Влияние экономических санкций на экономику страны // Вестник университета. — 2021 г. — № 5. — С. 93–101.
  5. Мастепанов, А. Венесуэла под сводом санкций: разрушенная, но не сломленная // Энергетическая политика. — 2022 г. — № 9. — С. 77–88.
  6. Гегечкори, И. М. Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы // Аудиторские ведомости. — 2022 г. — № 1. — С. 97–100.
  7. Шаралдаев, Б. Б. Государственная политика экономической безопасности в условиях санкций // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2022 г. — № 7. — С. 123–130.
  8. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Меры Правительства по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций. URL: http://government.ru/sanctions_measures/.
Основные термины (генерируются автоматически): Иран, Россия, санкция, Советский Союз, США, государство, Российская Федерация, Запад, СССР, мировая арена.


Ключевые слова

санкции, санкционная политика, негативное воздействие санкций, санкции против РФ, санкции против Кубы, санкции против Ирана, санкции против Венесуэлы

Похожие статьи

Задать вопрос