Проблемы правоприменительной практики в сфере незаконного оборота оружия и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 09.04.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Шляхтов, В. Г. Проблемы правоприменительной практики в сфере незаконного оборота оружия и пути их решения / В. Г. Шляхтов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112806/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор исследует проблемы правоприменительной практики в сфере незаконного оборота оружия и пути их решения. Анализируется комплекс криминологических и уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту оружия.

Ключевые слова: нарезное короткоствольное огнестрельное оружие, гладкоствольное короткоствольное огнестрельное оружие, преступность, огнестрельное оружие, криминалистика, оборот оружия, взрывчатые вещества, боеприпасы.

Для анализа проблем правоприменительной практики в сфере незаконного оборота оружия следует определить интересующий нас объект преступлений. В данном случае это общественная безопасность, а непосредственным объектом каждого противодействия, предусмотренного статьями 222, 223, 224, 225 и 226 УК РФ, являются предметы, которые указаны в диспозициях этих статей. Отсутствие должного контроля со стороны государства за оборотом оружия и взрывчатых веществ создает предпосылки для появления опасности здоровью и жизни граждан, поэтому государство вынуждено регулировать отношения в сфере оборота оружия по разрешительному принципу, устанавливая охраняемый законом порядок производства, приобретения, пользования, хранения, сбыта и перевозки оружия.

Перед рассмотрением проблем предлагаю определиться с понятийным аппаратом. Понятие и виды оружия, а также его основные части установлены Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее Закон об оружии). Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (например, огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое оружие), за исключением сигнального оружия, конструктивно предназначенного только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов. [1]

Оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее — оружие) — производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации; (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

Сегодня как никогда актуальны вопросы регулирования оборота оружия, т. к. преступления в данной сфере представляют угрозу общественной безопасности Российской Федерации, которая может быть достижима только при условии эффективного взаимодействия всех органов государственной власти, в первую очередь правоохранительных, а также единообразия правоприменительной практики. Разность толкования нормативно-правовой базы, «белые пятна» ФЗ об оружии создают возможность избегания виновниками преступлений наказаний уголовного характера вовсе, либо создают предпосылки переквалификации совершенных преступлений на менее тяжкие.

Далее в этой статья я рассмотрю основные проблемы правоприменительной практики в сфере незаконного оборота оружия.

Первое, что вызывает затруднения на практике и о чем необходимо знать сотруднику правоохранительных органов при квалификации преступлений по ч.1 222 статьи УК РФ: для таких преступлений не требуется дополнительная квалификация по ч.3 ст.30 УК РФ (т. к. покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам ), если злоумышленник совершил преступление по 222-й статье и покушался на совершение других преступлений, описанных в этой же части данной статьи. В таком случае действия преступника должны быть квалифицированы только первой части 222 ст. УК РФ.

Проводя верхнеуровневую классификацию преступлений в данной сфере, нужно разграничить преступления с оружием как предметом незаконного оборота, как отдельный вид преступлений, с преступлениями, где оружие выступает как предмет совершения другого преступления. В первом случае оборот оружия не находится в сфере государственного регулирования, тем самым создается угроза общественной безопасности и не соблюдаются установленные законодательством нормы лицензионно-разрешительного регулирования. В случае же со вторым типом преступлений, оружие законно находится в обороте и служит предметом совершения какого-либо преступления.

Разделение преступлений на две указанные группы создает первую сложность правоприменительной практики, заключающийся в необходимости при квалификации подобных преступлений отличать незаконный оборот оружия от смежных составов преступления.

Наиболее встречающимся на практике у сотрудников правоохранительных органов затруднением является квалификация незаконного оборота оружия по совокупности с другими преступлениями. Рассмотрим на примере преступлений по ст.209 УК РФ, бандитизм. Банда должна обладать следующими обязательными признаками: группа, т. е. наличие двух и более лиц (ч. 1 ст. 35 УК); устойчивость; вооруженность; цель — совершение нападения на граждан или организации [2]. Таким образом, в общем случае не требуется самостоятельная квалификация хранения и ношения огнестрельного оружия по ст. 222. Однако, если оружие изготавливалось или приобреталось до завершения организации банды и совершения нападений, то такие деяния все же обязаны быть квалифицированы по ст. 222 УК РФ.

Также при рассмотрении проблем квалификация незаконного оборота оружия по совокупности с другими преступлениями, я упомянул возможное изготовление огнестрельного оружия, эта сфера преступлений также является проблемной для квалификации. В данном случае следует отличать изготовление оружия от его сборки из готовых деталей, что не является уголовно не наказуемым деянием. Для корректной классификации таких преступлений сотрудникам правоохранительных органов следует знать, что изготовление предполагает определенные действия по подборке, изысканию, конструированию либо приспособлению отдельных комплектующих деталей для создания соответствующего оружия.

Еще одним большим блоком проблем, связанных с квалификацией преступлений в данной сфере являются факты незаконного изготовления, приобретения, хранения, ношения и сбыта новых «нестандартных» видов оружия (не обязательно огнестрельного), согласно законодательству Российской Федерации запрещены к свободному обороту, но в свою очередь не являются объектами уголовно-правового запрета. Под такими средствами поражения подразумевается оружие и иные средства поражения, которые основаны в первую очередь на основе использования биологических элементов поражения и радиационного излучения. Также к таким предметам относится пневматическое оружие с дульной энергией выше 7,5 джоулей (до 7.5 джоулей не требует регистрации в лицензионно-разрешительной системе Росгвардии) и калибром более 4,5 мм., которые также часто подвергаются кустарным переделкам, увеличивающим поражающие свойства оружия.

Завершающей в статье, но не исчерпывающей перечень проблем в данной сфере укажу проблему квалификации действий с оружием по установке приборов бесшумной стрельбы и прицелов ночного видения. На территории Российской Федерации запрещена установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы (глушителей) и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, кроме используемых для проведения охоты. Но на практике, в огнестрельном оружии может быть использован дульный тормоз-компенсатор (ДТК), не запрещенный к использованию в оружии, а в пневматическом оружии — так называемый саундмодератор, также не запрещенный законодательством. А прицелы для охоты, реализующиеся в обычных охотничьих магазинах и на различных интернет-площадках, не имеют кардинальных отличий от прицелов ночного видения военных образцов, и их оборот не ограничен. Данная проблема широко освещается оружейные сообществом, петиция о необходимости изменения законодательства по данному вопросу собрала десятки тысяч голосов [3].

В завершение стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что согласно статистике МВД [4] количество преступлений в сфере оборота оружия год от года падает, снижению количества квалификационных ошибок для преступлений в сфере оборота оружия должно быть уделено особенное внимание, ввиду высокой общественной опасности подобных преступлений. Основными из проблем квалификации по данной совокупности преступлений являются ошибки в оценке общественно опасных последствий, излишнее вменение, которые в основном приводят к ухудшению положения лица, действия которого подлежат квалификации.

Литература:

1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»

3. О необходимости отмены запретов на продажу приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов ночного видения и на их установку на гражданское и служебное оружие или введения правил их приобретения, сбыта, хранения, ношения, использования и иного оборота https://www.roi.ru/112104/?ysclid=lup5ifiooc69481343

  1. В России зарегистрировали самый низкий за пять лет незаконный оборот оружия https://tass.ru/obschestvo/19157327?ysclid=lupphcehdy940404912
Основные термины (генерируются автоматически): незаконный оборот оружия, преступление, УК РФ, огнестрельное оружие, правоприменительная практика, Российская Федерация, оружие, оборот оружия, общественная безопасность, сфера оборота оружия.


Похожие статьи

Задать вопрос