Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в вузах экономического профиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 05.04.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Асалиева, Ф. А. Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в вузах экономического профиля / Ф. А. Асалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 192-193. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112637/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье автор рассматривает причины отсутствия интереса у студентов экономических специальностей к изучению дисциплин гуманитарного цикла, в частности истории, а также определяет роль истории в формировании развитой личности. Рассмотрены преимущества использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, что позволяет говорить о возможности их применения для мотивации студентов к изучению гуманитарных дисциплин, в том числе истории в вузе экономического профиля.

Ключевые слова: гуманитарные науки, история, электронные образовательные ресурсы, электронный учебник, гуманитарное образование, студенты-экономисты.

Преподавание дисциплин гуманитарного цикла (история, философия, психология, иностранный язык, культурология, русский язык и др.) в высшем учебном заведении экономического профиля имеет свою специфику. Это определяется характеристиками качества, уровня и объёма знаний, полученных студентами в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях, а также их представлениями о будущей профессии. Очень часто восприятие этих дисциплин студентами как «ненужных» для выбранной ими профессии делает занятия по истории и другим гуманитарным дисциплинам совершенно бесполезным предметом.

В высших учебных заведениях часто наблюдается негативное отношение студентов ко всему гуманитарному циклу. Чаще всего это проявляется у молодых людей, чей выбор был сделан в пользу обучения на экономическом факультете, и чьи интересы уже практически сформированы, то есть они видят свое будущее в связи с выбранной специальностью, а значит, уверены в необходимости изучения только специальных дисциплин [4, с. 32].

В настоящее время на фоне идейных изменений, отсутствия мотивации (часто можно услышать от студентов такую фразу: «зачем будущему экономисту знать историю?»), в условиях колоссальной нехватки времени, обусловленной тем, что молодежь начинает работать уже на первом курсе, отсутствием навыков самостоятельной работы, студенты испытывают серьезные трудности при изучении гуманитарных дисциплин, особенно истории. Знания об исторических процессах, приобретенные в школе, обычно очень разрознены. Между тем историческое знание в контексте сложных политических процессов, происходящих в мире, чрезвычайно важно. Они позволяют сформировать систему экономических, политических, философских взглядов, учат молодого человека мыслить масштабно и самостоятельно, избегать, мало связанных с реальностью, односторонних оценок и выводов. Историческое знание позволяет через призму прошлого заглянуть в будущее [1, с. 25].

Именно дисциплины гуманитарного цикла, особенно история, позволяют формировать высококвалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и духовным и интеллектуальным потенциалом, а также развивает способность к самоуправлению, творчеству, являются незаменимыми в развитии коммуникативных, общекультурных и профессиональных компетенций.

Сегодня, в связи с тем, что общемировая тенденция образования предполагает переход учебного процесса на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий, открываются новые возможности для привлечения интереса к истории через внедрение в образование электронных образовательных ресурсов.

Каковы преимущества использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения истории?

Одной из главных отличительных черт дисциплины истории является ее неформальный характер. Учебники истории обычно содержат информацию преимущественно в текстовой форме и сопровождаются обширным иллюстративным материалом. Это является препятствием при создании электронных образовательных ресурсов, так как такие тексты трудно структурируются, необходимы для текстовой организации учебного материала [3, с. 41].

Таким образом, электронным образовательным ресурсом, который наиболее часто используется при изучении истории, является учебник, основанный на использовании гипертекста, видео — и аудиоприложений, большого объема иллюстративного материала-электронный учебник. Хороший электронный учебник содержит минимум текстовой информации. Важную роль в электронном учебнике играет верстка текста, графика и другой материал. Электронный учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, сортировать их в любом порядке [2, с. 15].

Электронные образовательные ресурсы по дисциплинам гуманитарного цикла, в том числе истории, помимо электронного учебника, могут включать в себя практикум, словарь, тесты или банк контрольных вопросов и заданий.

Такие ресурсы могут быть классифицированы по различным критериям.

— программно-методические электронные образовательные ресурсы: учебная программа, учебный план;

— учебные электронные образовательные ресурсы: электронный текстовый учебник, электронный учебник, лекционный курс в электронном виде, конспект лекций в электронном виде;

— вспомогательные электронные образовательные ресурсы: практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, словарь, справочник;

— учебно-методические электронные образовательные ресурсы: методические указания, методические рекомендации;

— управление электронными образовательными ресурсами: программы тестирования, банки контрольных вопросов и заданий.

Следует отметить, что электронные образовательные ресурсы по дисциплине история ориентированы на разные категории студентов.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе изучения истории в высшем учебном заведении экономического профиля имеет следующие преимущества:

  1. Процесс обучения становится более динамичным в связи с тем, что формирование мировоззрения студентов происходит на основе мультимедийной информации.
  2. Учебная информация имеет компьютерную визуализацию, которая помогает представить как реальные, так и« виртуальные " процессы и явления.
  3. Существует возможность архивного хранения достаточно больших объемов информации.
  4. Решена проблема быстрого поиска и доступности источников знаний.
  5. Имеется возможность осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности. Использование электронных образовательных ресурсов является очень эффективным инструментом в обучении и воспитании молодого поколения, позволяющим формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности студента.

Литература:

  1. Гуркова О. М. Электронный учебник как эффективное средство повышения качества образования / О. М. Гуркова / / конференция. -2009.
  2. Можаева Г. В. Преподавание истории в системе дистанционного образования / / новые информационные технологии в университетском образовании: материалы Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 17–19 марта 1999 года.
  3. Можаева Г. В., Фещенко А. В. Электронные ресурсы в историческом образовании. Открытое и дистанционное образование. Томск, 2004.
  4. Сломинская Е. В. Методологические особенности преподавания истории в технических вузах. Современные проблемы науки и образования. — 2014. — Вып.6.
Основные термины (генерируются автоматически): гуманитарный цикл, ресурс, электронный учебник, история, экономический профиль, высшее учебное заведение, историческое знание, преимущество использования, учебный процесс, электронный вид.


Похожие статьи

Задать вопрос