Распределение и переключение внимания пилота как ключевой фактор безопасности полетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 04.04.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, У. В. Распределение и переключение внимания пилота как ключевой фактор безопасности полетов / У. В. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112586/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы поднимают вопрос правильного распределения и переключения внимания пилота в качестве ключевого фактора безопасности полетов, рассматривают характеристику зрительной деятельности пилота, принципов распределения и переключения внимания при полетах по приборам, а также формирования достоверного образа полета.

Ключевые слова: распределение, переключение, внимание, зрительная деятельность, безопасность полетов, образ полета, принципы.

The authors of this article set the issue of appropriate distribution and switching of pilots attention as a key factor of flight safety, examine the characteristics of pilots visual activity, the principles of distribution and switching of attention during flights under Instrument Meteorological Conditions and the formation of reliable image of flight.

Keywords: distribution, switching, attention, visual activity, flight safety, flight image, principles.

Характеристика зрительной деятельности пилота

Зрение человека — это процесс психофизиологической обработки изображения различных объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой человека и позволяющий получать представление о величине, форме, цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии друг от друга. Контроль пилотом за режимом полета и ориентация воздушного судна в пространстве осуществляются преимущественно визуально, следовательно, зрительному каналу восприятия принадлежит решающее значение в процессе обеспечения безопасного выполнения полета. Это объясняется тем, что зрительный канал человека обеспечивает наибольшую точность определения признака сигнала и широкие возможности его кодирования, в свою очередь как, например, слуховой канал обеспечивает наибольшую точность лишь в оценке временных характеристик сигналов.

Значение зрительного канала в технике пилотирования несравнимо ни с одним из других каналов поступления информации пилоту. Отсутствие навыков получения визуальной информации, которая необходима для пилотирования, ставит под сомнение, в целом, возможность безопасно пилотировать ВС. Особое значение приобретает умение считывать полетную информацию при полете по приборам.

Принципы распределения и переключения внимания при полетах по приборам

В последние годы наряду с совершенствованием конструкций самолетов произошло коренное изменение их пилотажно-навигационного оборудования. Непрерывно возрастают объёмы информации, которую должны правильно воспринимать и обрабатывать члены лётных экипажей для обеспечения вопроса безопасности полетов. Каждый раз, когда человек, не связанный с авиацией, заглядывает в кабину пилотов, удивляется, как пилоты в состоянии одновременно контролировать множество параметров огромного количества приборов. Не секрет, что количество перерабатываемой информации пилотом при пилотировании по приборам — достаточно сложный и объемный процесс. В кабинах различных ВС имеется несколько сотен различных сигналов и параметров, контроль пилота над которыми необходим, поэтому особенно у молодого или неподготовленного пилота «разбегаются глаза» от обилия информации. Вследствие этого возникла проблема необходимости оптимально распределять своё внимание с целью восприятия показаний основных пилотажно-навигационных приборов и контроля работы функциональных систем.

При этом ни внедрение новых систем посадки, ни автоматизация управления самолетом, ни новейшее оборудование с самой совершенной и точной индикацией, выдающих пилоту всю необходимую информацию о параметрах полета, не снизили требования к умению пилота пилотировать воздушное судно. При отказе системы автоматического управления и автопилота пилот должен уметь благополучно завершить полет, пилотируя самолет самостоятельно, в ручном режиме, поскольку безопасность полетов зависит не сколько от совершенства автоматизации воздушных судов, сколько от профессиональных навыков пилота.

Пилотирование самолета по приборам включает в себя следующие аспекты: действия рулями управления, взаимодействие с оборудованием в кабине самолета, умение правильно распределять и переключать внимание на приборы.

Последнее, а именно умение правильно распределять и переключать внимание на приборы, является наиболее сложным аспектом при пилотировании самолета, который влияет на безопасность полетов и, к сожалению, не может быть оттренирован и доведен до автоматизма. Порядок перевода взгляда с одного прибора на другой зависит от многих случайных факторов. Даже у одного и того же пилота на одном и том же этапе полета в разное время порядок перевода взгляда с одного прибора на другой — различный и зависит от реальной обстановки.

В свое время некоторые авиационные специалисты считали, что определенного порядка перевода взгляда с одного прибора на другой вообще не существует. Проводился эксперимент с использованием специальной аппаратуры, который доказал правильность данного суждения. Но на самом деле такой порядок, к счастью, есть. Только он существует не в виде строго определенной последовательности перевода взгляда с одного прибора на другой на каждом этапе полета, а в виде определенных принципов, которые позволяют пилоту сознательно определить, куда, зачем и почему нужно перевести взгляд в каждый данный момент полета в зависимости от конкретной полетной ситуации. Практикой полета установлено, что многие пилоты, не овладевшие методикой рационального распределения и переключения внимания, могут все же выполнять полеты по приборам с высоким качеством.

Этому, на первый взгляд, парадоксальному явлению имеется довольно простое объяснение. Хорошо натренированный летчик способен произвести за 1 минуту около 120–130 переводов взгляда с прибора на прибор. Это позволяет ему воспринять всю необходимую информацию для пилотирования даже при нерациональном порядке распределения внимания. Но при усложнении обстановки пилот, не знающий, как экономно использовать свое внимание, может оказаться в весьма затруднительном положении. К примеру, если он затрачивает весь объем своего внимания на выдерживание режима полета, то пилот может не справиться с ведением радиообмена, взаимодействием в экипаже и обращением внимания на другие параметры во время полета. Произойдет попадание пилотирующего в так называемый «туннельный эффект», под которым подразумевается ситуация, когда поле зрения и восприятие сужаются так, что, в конце концов, пилот будет контролировать только один параметр, информация об остальных просто не будет фигурировать в поле его зрения.

Пилот, обученный рациональному распределению и переключению внимания на приборы, будет затрачивать на пилотирование только некоторую долю того внимания, которым он располагает, а оставшуюся часть (резерв) сможет использовать при усложнённой обстановке.

Таким образом, разработка рациональной методики распределения и переключения внимания и ее совершенствование при полетах по приборам имеет жизненно важное значение для пилота, для авиации и для обеспечения безопасности полетов в целом.

Новейшие исследования психической деятельности человека показывают, что суждение о возможности осуществлять одновременно две или более деятельности является ошибочным, что человек является в принципе «одноканальной системой» и может воспринимать все зрительную информацию только от одного объекта. Кажущееся одновременное восприятие нескольких объектов — не что иное, как быстрое и четкое переключение внимания.

В качестве примера попробуйте одновременно воспринять показания двух приборов, не переводя взгляда с одного на другой (рис.1). Направьте взгляд на верхний прибор. Не отрывая взгляда от этого прибора, определите показания второго. Они могут быть восприняты только тогда, когда на него переключено сознание. Переключается и наш взгляд, так как периферийного зрения недостаточно для точного считывания показаний. В это время показания первого прибора фактически перестают восприниматься.

Рис. 1

Для того чтобы в дальнейшем говорить о распределении и переключении внимания на приборах, необходимо условиться относительно того, что понимать под этими терминами.

  1. «Переключение внимания» — это умение человека сознательно и быстро переносить внимание с одних объектов на другие или переходить от одного вида деятельности к другому.
  2. Под объемом внимания» следует понимать количество объектов, которые могут быть восприняты в единицу времени за счет быстрого переключения внимания.
  3. «Распределение внимания» — это порядок использования его объема, который определяется продолжительностью фиксации взгляда и частотой обращения внимания на тот или иной прибор.

Формирование у пилота достоверного образа полета в процессе правильного распределения и переключения внимания

Существует интересный способ формирования у пилота достоверного образа полета при пилотировании по приборам. Способ заключается в том, что все пилотажные параметры делят на три группы: базовые, опорные и информационные. При этом маршруты распределения и переключения зрительного внимания осуществляются по замкнутому контуру, где начальной и конечной точкой является базовый пилотажный параметр. При этом каждый маршрут зрительного внимания пилота по замкнутому контуру включает, помимо базовых, не более четырех опорных и/или информационных параметров. То есть благодаря такому способу обеспечивается обучение курсанта точному пилотированию при минимальных затратах объема внимания.

Данный способ предназначен для обучения пилотов формированию достоверного образа полета по приборам как при первоначальном обучении, так и на этапе переподготовки на другой тип воздушного судна.

Базовыми пилотажными параметрами являются крен и тангаж или, в зависимости от выполняемого пилотажного маневра, соответственно крен при выполнении виража или тангаж, при выполнении аварийного снижения. Опорными пилотажными параметрами являются: вертикальная скорость, высота, приборная скорость, курс и при заходе по неточным системам — стрелки курсового угла радиостанции. Информационными пилотажными параметрами являются параметры работы силовой установки, обороты, температура газов и т. д., навигационного комплекса и средств радиосвязи, иные сигнальные табло и индикации в кабине ВС.

Обучение студентов-пилотов формированию достоверного образа полета должно осуществляться в несколько этапов. На первом этапе происходит группирование приборов на основании изображений приборной доски конкретного ВС. На втором этапе используют бумажное изображение приборной доски, курсанты рисуют варианты замкнутых маршрутов. На третьем этапе уже отрабатывают штатные режимы полета на неподвижном тренажере. На четвертом этапе — отрабатывают формирование навыков на подвижном тренажере на всех режимах полета, включая аварийные ситуации и попадание ВС в сложное пространственное положение.

Основные выводы для распределения и переключения внимания пилота при обеспечении безопасности полетов

Каждый пилот знает, что пилотирование и выработка так называемого «пилотского мышления наперед» достигается только через опыт, ошибки и постоянное повторение.

С одной стороны, опытный пилот, действительно, способен контролировать множество приборов одновременно. А с другой стороны, на каждом этапе полета, главную роль играют всего несколько приборов, по которым и осуществляется пилотирование.

  1. Внимание является важным психологическим процессом, обеспечивающим успешность летной деятельности студентов-пилотов и безопасность полетов. От уровня развития навыков в распределении и переключении внимания зависит способность пилота быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся внешние условия полета;
  2. В настоящее время в программах подготовки студентов-пилотов необходимо уделить достаточно внимания развитию навыков распределения и переключения внимания, это потребует разработки специальных программ и методических рекомендаций;
  3. Для совершенствования процессов распределения и переключения внимания необходимо использовать различные методы и подходы, включая упражнения на развитие навыков пространственного восприятия, образа полета, решение задач на время, а также использование специализированных компьютерных программ;
  4. Важным аспектом работы над улучшением распределения и переключения внимания, которое всегда будет влиять на уровень безопасности полетов, является создание комфортной психологической атмосферы для студентов-пилотов, способствующей снижению стресса и повышению мотивации;
  5. Необходимо проведение дополнительных исследований для определения наиболее эффективных методов развития навыков распределения и переключения внимания у студентов-пилотов с учетом индивидуальных особенностей и специфики летной деятельности;
  6. Разработанные рекомендации по совершенствованию навыков распределения и переключения внимания должны быть включены в программы подготовки студентов-пилотов на всех этапах обучения, чтобы обеспечить их постоянное развитие и улучшение.

Литература:

  1. Качоровский И. Распределение и переключение внимания при полетах по приборам. — 1972. — 54 с.
  2. Кузнецов И. Методология распределения внимания пилота. СПб.: Издательство политехника. — 2012. — 162 с.
  3. Бехтерева Н. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Ленинград: Издательство Медицина. — 1974. — 153 с.
  4. Дружнов И. Научный вестник УИ ГА. — 2017. — с. 15–28
  5. Кузнецов И. Способ формирования у пилота достоверного образа полета при пилотировании по приборам. — 2018. — 13 с.
Основные термины (генерируются автоматически): переключение внимания, прибор, безопасность полетов, достоверный образ полета, пилот, внимание, параметр, порядок перевода взгляда, этап полета, необходимая информация.


Ключевые слова

принципы, внимание, распределение, переключение, безопасность полетов, зрительная деятельность, образ полета

Похожие статьи

Задать вопрос