Собственность и общественный строй в России в конце XX — начале XXI столетия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Линченко, И. А. Собственность и общественный строй в России в конце XX — начале XXI столетия / И. А. Линченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112570/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассмотрены собственность и общественный строй в конце XX — начале XXI столетия в России с точки зрения приватизации. Показано общее и особенное в отношениях собственности в XXI века. Автором проведен анализ роли приватизации в процессе трансформации отношений собственности. Реализация приватизации помогает сменить государственную собственность на частную через перераспределение или продажу.

Ключевые слова собственность, приватизация, формы приватизации информатизация, экономика, политическая экономия, разделение труда, формы собственности.

Конец XX столетия, а в частности 90-е годы, в нашей стране был ознаменован появлением наступательного, тривиального капитализма, что чревато в определенной степени установлением паразитической экономической модели, свойственной некоторым странам «третьего мира» [1]. Как следствие стало возникновение вопроса о минимизации социальных потерь. Начинает понемногу забываться, что в предреформенной советской системе не одно десятилетие существовал работоспособный социально-экономический механизм. Поэтому важно переосмыслить возможность восстановления старой системы, учитывая все риски и недостатки.

Ни для кого не является секретом, что переход от одной экономической системы к другой начинается с изменения форм собственности. Изменение отношений собственности направлено на создание более эффективной рыночной экономической системы. Процесс преобразования собственности включает как переход от одних форм собственности к другим, так и перераспределение прав в рамках существующей формы (например, передача прав на уровень предприятий внутри государственной собственности).

Приватизация играет не последнюю роль в процессе трансформации отношений собственности. Реализация приватизации помогает сменить государственную собственность на частную через перераспределение или продажу. Основная цель приватизации — вывести предприятие из-под влияния государственных органов, чтобы создать условия для свободного предпринимательства.

Государственная собственность, согласно неолиберальной теории, часто неэффективна из-за отсутствия заинтересованного собственника, что влечет за собой негативные последствия для общества в целом.

Позиция по отношению к государственной собственности остается одним из самых дискуссионных вопросов приватизации [2;4]. В начале рыночных преобразований считалось, что государство как собственник является неэффективным, в то время как частные владельцы обладают высокой эффективностью. На основе этой теории делались два практических вывода: необходимость предоставить максимальную свободу частному предпринимательству и провести приватизацию государственных предприятий как можно быстрее и в больших масштабах. Было предположено, что массовая приватизация стимулирует механизмы рыночной экономики.

Альтернативный подход к роли приватизации предполагал, что для формирования рыночной экономики не требуется срочной и обширной приватизации, а важным является коммерциализация государственных предприятий (то есть перевод их деятельности на рыночную основу) и возможность основания новых частных предприятий.

Результаты приватизации в России оцениваются весьма противоречиво. Среди положительных аспектов можно выделить следующие:

— Снятие абсолютной монополии государственной собственности, что привело к разнообразию форм собственности;

— Создание нового класса частных собственников, который стал значительной социальной и политической силой;

— Появление российского фондового рынка;

— Подготовка основ для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику;

— Распределение собственности масштабно произошло без серьезных социальных потрясений.

Однако были отмечены и негативные последствия приватизации:

— Отсутствие «эффективного владельца» — большинство приватизированных предприятий в тот период, да что греха таить, и сейчас такое имеет место, не имеют определенного владельца, а права собственности переплетены между государством, руководством, коллективом и внешними инвесторами;

— Отсутствие значительного улучшения экономической эффективности приватизированных предприятий, так как эффективность зависит больше от качества управления, а не от формы собственности;

— Неудача в привлечении крупных стратегических инвесторов и прямых иностранных инвестиций;

— Неэффективность денежной приватизации как источника доходов для государственного бюджета;

— Увеличение социального неравенства, как по доходам, так и по имуществу.

Исследования работ круга авторов [6;7;8] показали, что переход собственности от государства к коллективам предприятий лишь начало процесса, который не завершился формированием частной собственности. В результате массовой приватизации был создан сектор акционерных предприятий, где дирекция получила большую роль. Превращение госпредприятий в открытые акционерные общества привело к увеличению влияния руководства, которое теперь могло распоряжаться капиталом в своих интересах.

Отсутствие эффективного собственника на многих приватизированных предприятиях, основанных трудовыми коллективами, привело к массовому разворовыванию ресурсов, как руководством, так и сотрудниками. Это стало важным фактором криминализации экономической деятельности.

Основной тенденцией процесса перераспределения можно считать дальнейшую концентрацию собственности.

В последние десять лет, конечно, стало значительно меньше таких проблем как: нарушения корпоративного законодательства, исключение неугодных акционеров из реестра, голосование на общем собрании акционеров поднятием руки, замалчивание или задержка информации об общем собрании, устанавливание порогов для участия в управлении акционерного общества, вынужденный выкуп акций у мелких акционеров по низкой цене и другие, но, тем не менее, расслабляться не стоит. Несмотря на увеличение доли внешних акционеров в капитале акционерных обществ, роль аутсайдеров в управлении пока не соответствует их доле в капитале.

В 1991 году, когда формально был дан старт приватизации, в России распространилась идея, что важны не исходные собственники, а рынок, который быстро перераспределяет собственность. Однако это стало неким препятствием, выраженным в слабости фондового рынка, криминализации экономики, государственной поддержке неэффективных предприятий.

Частная собственность на средства производства в России отличается переходным характером и создана практически заново, что делает ее не всегда легитимной. Неустойчивость частной собственности проявляется во всех аспектах: приватизированное имущество может быть возвращено государству, неуплата налогов делает права собственников на предприятия хрупкими. В настоящее время структура собственности в российской экономике не совсем стабильна и может меняться, пока не сложится оптимальная модель [4].

Таким образом, формирование рыночной экономики требует преодоления тотального огосударствления, которое отличало административно-командную систему в СССР. Многообразие форм собственности складывается как в результате приватизации, так и создания новых частных коллективных предприятий.

Приватизация представляет собой продажу или безвозмездную передачу государственной собственности физическим и юридическим лицам, трудовым коллективам.

В России применялись следующие основные методы приватизации: прямая продажа за деньги государственных активов; льготная продажа и бесплатная передача активов работникам и администрации предприятий; массовая ваучерная приватизация.

Российская экономики три прошла три этапы перераспределения собственности: спонтанная приватизация (1987–1991); массовая приватизация (1992–1994); денежная приватизация и перераспределение акционерного капитала (с 1994 г.).

На сегодняшний день в России в целом завершена малая приватизация — переход в частную собственность мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Большая приватизация (акционирование и распределение активов крупных предприятий) происходит довольно медленно и с немалыми трудностями [5].

Приватизация земли в России практически не началась, а оборот земли в основном сводится к передаче участков в аренду. В сельском хозяйстве сложились три главных сектора — крупные предприятия, хозяйства населения и фермеры. Несмотря на то, что процедура приватизации — это достаточно сложный механизм с множеством организационных и правовых особенностей, она имеет ряд юридических преимуществ, главные из которых — получение права собственности на земельный участок и установление полной свободы действий (не противоречащих закону) в отношении него. Однако процесс приватизации сегодня имеет некоторые противоречия между обеспечением конституционного права граждан на землю и финансовыми потребностями публичных образований

После завершения массовой приватизации началось перераспределение собственности путем сокращения доли трудовых коллективов и дирекции предприятий (внутренних акционеров) и повышение удельного веса сторонних инвесторов (внешних акционеров).

Переход к рыночной экономике, избавляя от полного господства государства, присущего советской системе, выявляет особую необходимость развития многообразия форм собственности.

Это многообразие достигается как за счет приватизации, так и за счет создания новых частных предприятий с более сложной и гибкой организационно-правовой формой. Важно отметить, что приватизация сама по себе не является достаточным условием для формирования эффективной рыночной экономики. Она лишь обеспечивает передачу значительной части государственного имущества в частные руки. Чтобы эта собственность стала реальным двигателем экономического роста, необходимо создать благоприятные условия для частного предпринимательства, в том числе законодательную базу, защищающую права частных собственников, а также конкурентоспособную экономическую среду, стимулирующую развитие предприятий. Наряду с приватизацией, большую роль в формировании многообразия форм собственности играет создание новых предприятий.

Появление новых, более гибких организационно-правовых форм собственности, таких как общества, с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т. д., позволяет предпринимателям выбирать наиболее оптимальную форму для осуществления своей деятельности с учетом специфики бизнеса и задач, которые необходимо решить. Развертывается процесс формирования корпоративного сектора, который характеризуется разделением функций собственности и управления, привлечением финансовых ресурсов инвесторов и созданием сложной системы управления и контроля. Кроме того, существуют и альтернативные формы собственности, такие как кооперативная, которая предполагает коллективное владение и управление имуществом.

Разнообразие форм собственности в рыночной экономике является важнейшей предпосылкой для достижения экономической эффективности, социальной справедливости и политической стабильности. Оно создает условия для конкуренции между различными собственниками, способствуя повышению качества товаров и услуг, снижению цен и созданию рабочих мест. Многообразие форм собственности позволяет учитывать специфические потребности различных отраслей и предприятий, а также адаптировать экономику к меняющимся условиям рынка.

Таким образом, приватизацию можно отнести к одному из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально-ориентированному развитию экономики. В настоящее время осуществляется реформирование земельного законодательства, которое регулирует приватизацию земельных участков российскими гражданами, а также формируется судебная практика по приватизационным спорам.

Литература:

  1. Вилькобрисский, M. Как делили Россию. История приватизации. Не вместе. Россия и страны Центральной Азии (комплект из 2 книг) / M.Вилькобрисский, A.Бисенбаев. — М.: Питер, 2018 . — 300 c.
  2. Виноградов B. A., Веселовский C. Я. Приватизация в глобальном контексте. М.: ИНИОН PAH. 1998. 120 с.
  3. Воробьева, A. B. К вопросу о понятии приватизации государственного и муниципального имущества /A. B. Воробьева. — Текст: // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 155–158.
  4. Зельдер, A.Г., Ширяева P. И. Приватизация в России: новый этап, неучтенный опыт и возможная альтернатива//Экономические науки. — 2020. № 1(86). — C. 8
  5. Калинина, Л. E. Комментарий к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный)/Л. E. Калинина. — М.: Юстицинформ, 2020 . 444 c .
  6. Мальгинов Г. Н., Радыгин А. Д. Динамика приватизации и состояние имущественных отношений в 2022 — первой половине 2023 г. // Экономическое развитие России. 2023. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-privatizatsii-i-sostoyanie-imuschestvennyh-otnosheniy-v-2022-pervoy-polovine-2023-gg (дата обращения: 11.03.2024).
  7. Нуртдинова Ю. C. Приватизация в России: ее особенности и проблемы // Гуманитарные научные исследования. — 2019. — № 9
  8. Особенности приватизации в отдельных регионах и странах мира. — М.: ИНИОН PAH, 2020 . — 224 c.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная собственность, Россия, рыночная экономика, массовая приватизация, предприятие, приватизация, частная собственность, российская экономика, форма собственности, денежная приватизация.


Похожие статьи

Задать вопрос