Особенности психологического благополучия лиц среднего и пожилого возраста с разным уровнем дружеских отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 03.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Николаева, Ю. К. Особенности психологического благополучия лиц среднего и пожилого возраста с разным уровнем дружеских отношений / Ю. К. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 313-317. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112561/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается проблема психологического благополучия в среднем и пожилом возрасте и его связь с наличием дружеских отношений.

Ключевые слова: психологическое благополучие, средний возраст, пожилой возраст, дружеские отношения, социальные связи, одиночество, ресурсы благополучия, личностный рост, жизненные цели, самопринятие, возрастная динамика, эмпирическое исследование.

Психологическое благополучие является важным показателем позитивного функционирования и развития личности, оно определяет качество жизни человека и связано с его физическим здоровьем. Однако факторы и особенности благополучия в среднем и пожилом возрастах изучены недостаточно. Средний и пожилой возраста являются переломными периодами развития, когда происходят значительные изменения в жизни человека, для этих периодов характерны специфические кризисы и задачи развития. Изучение особенностей благополучия позволит лучше понять закономерности развития в этих возрастах. Дружеские отношения играют важную роль в жизни человека, оказывая поддержку и влияя на разные аспекты благополучия, однако роль дружеских связей в благополучии в среднем и пожилом возрастах практически не изучалось, что определяет новизну данного исследования.

Изучение проблемы субъективного благополучия началось в прошлом веке с трудов К. Рифф [6], Н. Брэдберна, Э. Динера [12; 13] и в дальнейшем получило широкое распространение в связи с развитием позитивной психологии М. Селигмана [17; 18], К. Патерсона и др. Одновременно с понятием субъективного благополучия в отечественной и зарубежной научной литературе используется целый ряд смежных понятий: психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью, качество жизни, эмоциональный комфорт, счастье. Во всем разнообразии исследований выделяются различные по содержанию и количеству компоненты и факторы.

Понятие благополучие весьма часто встречается в нашей повседневной речи. В общепринятом смысле под благополучием понимают «удачу, благосостояние, спокойное и счастливое состояние, обычное, без отклонений от нормы или нежелательных явлений состояние кого-либо» [1, с. 74]. Л. В. Карапетян отмечает, что трактовки понятия «благополучие» в целом сходны в научной психологии и в обыденном сознании людей [3].

Исследование проблемы благополучия личности М. Селигман начал в 60-х годах, постепенно выстраивая концепцию личности, способную сознательно влиять на процесс мышления, а, следовательно, и на собственное благополучие. В широко известном труде «Ребенок-оптимист» М. Селигман объясняет психологическое благополучие человека как результат прожитых положительных чувств и достижений (положительного опыта) [17]). В 2012 году М. Селигман представил теоретически-практическую модель благополучия личности «PERMA». Решая проблему способов определения, количественной оценки и достижения благополучия личности, ученый выбрал пять компонентов, формирующих благополучие личности и которые можно измерять независимо друг от друга: P — Положительные эмоции (рositive emotion); E — Вовлеченность (еngagement); R — Отношения (relationships) M — Смысл (мeaning) A — Достижения (аccomplishments) [15].

В период зрелости происходит консолидация социальных и профессиональных ролей. Зрелый возраст может быть назван возрастом практической, профессиональной жизни человека. По Э. Эриксону, главной задачей развития на этом возрастном этапе является генеративность в противовес поглощению себя. Ученый считал, что человек в стадии генеративности действует в трех направлениях: прокреативном, порождая и удовлетворяя потребности следующего поколения; продуктивном, сочетая работу с семейной жизнью и создавая новое поколение; креативном, путем повышения культурного потенциала в более широком масштабе [10].

Психологическая зрелость личности в рамках гуманистической психологии рассматривается как показатель личностного развития. Так, в теории А. Маслоу зрелость личности напрямую зависит от уровня самоактуализации, то есть способности постичь и удовлетворить все ступени пирамиды потребностей [7].

Средний взрослый возраст — это не только период личностных и профессиональных достижений, но также анализа и переоценки ценностей, что видоизменяет приоритеты, и, как следствие, провоцирует характерные для этого возраста жизненные кризисы. Жизненные кризисы разделяют периоды жизненного пути и изменяют способ детерминации процессов развития

Пронина Е. Н. конкретизирует возрастной промежуток средней взрослости как сензитивный для целенаправленного развития жизнетворческой активности личности [8].

В старости, в целом, и в преклонном возрасте, в частности, актуализируются проблемы, связанные с одиночеством. Одиночество является сложным и противоречивым феноменом, который в отдельных случаях обуславливается деградационными процессами в развитии личности, ибо сопровождается чувством недовольства собой, своим местом в окружающем мире и своими отношениями. Оно часто свойственно лицам, находящимся в определенных кризисных ситуациях, периодах изменений, одним из которых считают период пожилого возраста.

Основными факторами психологического благополучия, в пожилом возрасте являются проявление субъектности, позитивные отношения с миром, стремление к развитию, наличие смысла жизни и ценность общения.

Результаты исследования . Было проведено эмпирическое исследование с целью изучить психологическое благополучие взрослых людей, находящихся на разных уровнях дружеских отношений с другими людьми. Выборку составили 80 человек — две возрастные категории (по 40 человек в каждой) лица среднего возраста 35–59 лет; лица пожилого возраста 60–80 лет. Особенности психологического благополучия определялись с помощью методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (Адаптация: Т. Д. Шевеленкова и Т. П. Фесенко).

В таблице 1 представлены результаты сравнения (с помощью U-критерия Манна-Уитни) показателей респондентов по показателям психологического благополучия в зависимости от возраста.

Таблица 1

Сравнение показателей респондентов показателям психологического благополучия в зависимости от возраста

Показатели психологического благополучия

Возраст

Средний ранг

Асимп. знач. (p)

Позитивные отношения

от 35 до 59 лет

49,38

0,001

от 60 до 80 лет

31,63

Автономия

от 35 до 59 лет

46,98

0,013

от 60 до 80 лет

34,03

Управление средой

от 35 до 59 лет

50,20

0,000

от 60 до 80 лет

30,80

Личностный рост

от 35 до 59 лет

46,00

0,034

от 60 до 80 лет

35,00

Цели в жизни

от 35 до 59 лет

47,63

0,006

от 60 до 80 лет

33,38

Самопринятие

от 35 до 59 лет

48,01

0,004

от 60 до 80 лет

32,99

Общий уровень психологического благополучия

от 35 до 59 лет

48,50

0,002

от 60 до 80 лет

32,50

Баланс аффекта

от 35 до 59 лет

49,19

0,001

от 60 до 80 лет

31,81

Осмысленность жизни

от 35 до 59 лет

48,64

0,002

от 60 до 80 лет

32,36

Человек как открытая система

от 35 до 59 лет

48,33

0,003

от 60 до 80 лет

32,68

Автономия (психол. благоп.)

от 35 до 59 лет

46,51

0,020

от 60 до 80 лет

34,49

При сравнении групп респондентов 35–59 лет и 60–80 лет были обнаружены статистически значимые различия по всем показателям психологического благополучия (p<0,05). По всем шкалам средние ранги выше в группе 35–59 лет — это значит, что у респондентов этой возрастной группы показатели психологического благополучия выше. Наибольшие различия наблюдаются по шкалам: позитивные отношения (p=0,001); управление средой (p=0,000); самопринятие (p=0,004). Результаты проведенного исследования показывают, что существуют значимые различия в уровне психологического благополучия между респондентами среднего (35–59 лет) и пожилого (60–80 лет) возраста. По всем анализируемым показателям психологического благополучия — позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, наличие целей в жизни, самопринятие — представители среднего возраста продемонстрировали более высокие результаты. Особенно заметна разница в таких аспектах как позитивные отношения с окружающими, ощущение контроля над собственной жизнью и принятие себя и своего прошлого — это может свидетельствовать о том, что люди в возрасте 35–59 лет имеют большую удовлетворенность взаимоотношениями, чувствуют себя более независимыми и самодостаточными, а также в большей степени принимают себя как личность.

В целом полученные данные говорят о том, что психологическое благополучие с возрастом имеет тенденцию к снижению. Период активной социальной и профессиональной жизни (35–59 лет) более благоприятен для ощущения субъективного психологического благополучия, чем период ухода на пенсию и старости (60–80 лет), что важно учитывать при оказании психологической поддержки людям разных возрастных групп.

Анализируя данные о различиях (с помощью H-критерия Краскела-Уоллиса) в зависимости от количества близких друзей и психологического благополучия, были получены следующие результаты (таблица 2).

Таблица 2

Сравнение показателей респондентов показателям психологического благополучия в зависимости от количества близких друзей

Показатели психол. благополучия

1. Сколько близких друзей есть у Вас в настоящее время

Средний ранг

Асимп. знач. (p)

Позитивные отношения

Нет близких друзей (n=20)

17,43

0,000

1–2 близких друга (n=20)

41,78

3–5 близких друзей (n=28)

48,86

Более 5 близких друзей (n=12)

57,33

Автономия

Нет близких друзей (n=20)

19,23

0,000

1–2 близких друга (n=20)

37,78

3–5 близких друзей (n=28)

49,80

Более 5 близких друзей (n=12)

58,79

Управление средой

Нет близких друзей (n=20)

19,63

0,000

1–2 близких друга (n=20)

35,25

3–5 близких друзей (n=28)

49,43

Более 5 близких друзей (n=12)

63,21

Личностный рост

Нет близких друзей (n=20)

17,13

0,000

1–2 близких друга (n=20)

39,45

3–5 близких друзей (n=28)

47,86

Более 5 близких друзей (n=12)

64,04

Цели в жизни

Нет близких друзей (n=20)

17,68

0,000

1–2 близких друга (n=20)

37,50

3–5 близких друзей (n=28)

48,84

Более 5 близких друзей (n=12)

64,08

Самопринятие

Нет близких друзей (n=20)

16,93

0,000

1–2 близких друга (n=20)

36,25

3–5 близких друзей (n=28)

50,05

Более 5 близких друзей (n=12)

64,58

Общий уровень психологического благополучия

Нет близких друзей (n=20)

16,93

0,000

1–2 близких друга (n=20)

37,40

3–5 близких друзей (n=28)

49,82

Более 5 близких друзей (n=12)

63,21

Баланс аффекта

Нет близких друзей (n=20)

13,60

0,000

1–2 близких друга (n=20)

36,03

3–5 близких друзей (n=28)

53,23

Более 5 близких друзей (n=12)

63,08

Осмысленность жизни

Нет близких друзей (n=20)

23,93

0,000

1–2 близких друга (n=20)

37,55

3–5 близких друзей (n=28)

44,95

Более 5 близких друзей (n=12)

62,67

Человек как открытая система

Нет близких друзей (n=20)

24,65

0,000

1–2 близких друга (n=20)

38,00

3–5 близких друзей (n=28)

43,77

Более 5 близких друзей (n=12)

63,46

Автономия (психол. благоп.)

Нет близких друзей (n=20)

23,90

0,000

1–2 близких друга (n=20)

34,80

3–5 близких друзей (n=28)

48,20

Более 5 близких друзей (n=12)

59,71

Как видим из таблицы 2, наблюдается четкая положительная динамика по всем показателям психологического благополучия в зависимости от увеличения количества близких друзей (p<0,001). Наименьшие средние ранги по всем шкалам продемонстрировали респонденты, у которых нет близких друзей. С увеличением количества друзей показатели психологического благополучия последовательно растут.

Наиболее выраженная положительная динамика наблюдается у респондентов, имеющих более 5 близких друзей. Их показатели психологического благополучия значительно выше остальных групп. Итак, наличие близкого круга друзей имеет очень сильную положительную связь с психологическим благополучием человека. Чем больше у человека близких друзей, тем выше его субъективное ощущение благополучия и удовлетворенности жизнью.

Выводы. Психологическое благополучие является важным показателем позитивного функционирования и развития личности, определяющим качество жизни человека. Средний и пожилой возраст представляют собой переломные периоды развития, для которых характерны специфические кризисы и задачи развития.

Дружеские отношения играют важную роль в жизни человека, оказывая поддержку и влияя на различные аспекты благополучия, однако их влияние на благополучие в среднем и пожилом возрастах изучено недостаточно.

В результате эмпирического исследования выявлено, что существуют значимые различия в уровне психологического благополучия между людьми среднего (35–59 лет) и пожилого (60–80 лет) возраста. По всем показателям благополучия (позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие) более высокие результаты продемонстрировали респонденты среднего возраста.

Обнаружены значимые различия в уровне психологического благополучия в зависимости от количества друзей — чем больше у человека близких друзей, тем выше его показатели благополучия по всем шкалам. Наименьшие показатели благополучия продемонстрировали респонденты, у которых нет близких друзей. Наибольшие показатели — у тех, кто имеет более 5 близких друзей. Дружеские отношения являются чрезвычайно важным фактором, положительно влияющим на психологическое благополучие в среднем и пожилом возрасте. Дружеские связи, вероятно, обеспечивают человеку необходимую эмоциональную поддержку, возможность самораскрытия и сохранения ощущения причастности к социуму.

В целом, результаты подчеркивают необходимость уделять особое внимание проблеме психологического благополучия в позднем возрасте и важную роль дружеских отношений как одного из ресурсов для его поддержания на должном уровне.

Литература:

  1. Берзин, Б. Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2018. — Т. 24. — № 4. — С. 74–81.
  2. Борисов, Г. И. Личностные факторы достижения психологического благополучия людьми пожилого возраста / Г. И. Борисов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2019. — № 1(53). — С. 53–62.
  3. Карапетян, Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия / Л. В. Карапетян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2014. — № 1. — С. 171–182.
  4. Крайг, Г. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум; [перевели с английского А. Маслов и др.]; научный редактор перевода Т. В. Прохоренко. — 9-е изд. — СПб. [и др.]: Питер, 2021. — 939 с.
  5. Краснова О. В. Социальная психология старости / О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с.
  6. Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. — 2007. — № 3. — С. 24–37.
  7. Маслоу, А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; [перевели с английского Т. Гутман, Н. Мухина]. — 3-е изд. — СПб. [и др.]: Питер, 2021. — 399 с.
  8. Пронина, Е. Н. Психология и педагогика: учеб. для студентов вузов / Е. Н. Пронина, В. В. Лукашевич. — М.: Элит, 2004. — 351 с.
  9. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев; Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. — М.: Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т: Изд-во ПСТГУ, 2014. — 395 с.
  10. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Эрик Эриксон. — СПб. [и др.]: Питер, 2020. — 447 с.
  11. Яцемирская Р. С. Социальная геронтология (лекции): учебное пособие для вузов / Раиса Сергеевна Яцемирская. — М.: Академический Проект, 2006. — 320 с.
  12. Diener, E. Most People Are Happy // Psychological Science. — 1996. — 7(3). — P. 181–185.
  13. Diener, E. Advances and Open Questions in the Science of Subjective Well-Being // Collabra: Psychology. — 2018. — Vol. 4(1). — 15 p.
  14. Havighurst, R. J. Social Roles, Work, Leisure, and Education / R. J. Havighurst // The Psychology of Adult Development and Aging / edited by Carl Eisdorfer, M. Powell Lawton. — Washington, DC: American Psychological Association, 1973. — P. 598–618.
  15. Madeson, M. The PERMA Model: Your Scientific Theory of Happiness // PositivePsychology.com. — URL: https://positivepsychology.com/perma-model (дата обращения: 10.03.2024)
  16. Pinquart, M. Influences of Socioeconomic Status, Social Network, and Competence on Subjective Well-Being in Later Life: A Meta-Analysis // Psychology and Aging. — 2000. — June. — Vol 15(2). — P. 187–224.
  17. Seligman, M. E. The optimistic child / M. E. P. Seligman, K. Reivich, L. Jaycox, J. Gillham. — Houghton, Boston, Mass.: Houghton Mifflin, 1995. — 336 p.
  18. Seligman, M. E. Positive Psychology Progress: Empirical Validation of Interventions // American Psychologist. — 2005. — Vol. 60(5). — P. 410–421.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое благополучие, друг, близкие, пожилой возраст, личностный рост, отношение, показатель, управление средой, возраст, нет.


Похожие статьи

Задать вопрос