В данной статье мы попытались показать, что на сегодняшний день существует проблема взаимодействия искусственного интеллекта и человека в спортивной подготовке. Наше теоретическое исследование показало, что при проведении тренировочных занятий с использованием искусственного интеллекта позволит ускорить подготовку спортсмена. Также, в тренировочный процесс необходимо включать специализированные технические средства или программы с искусственным интеллектом. Применение технологий с искусственным интеллектом, моделирующих соревновательную деятельность, формирует технико-тактическую подготовку и развивает спортивное мышление.
Ключевые слова: единоборства, тренажерные устройства, искусственный интеллект, спорт, виртуальная тренировка.
Сегодня мы сталкиваемся все больше и больше с цифровыми технологиями в повседневной жизни. Нас окружают разные устройства, такие как телефоны, планшеты, умные часы, умная колонка и компьютеры, если посмотреть еще глубже, специалисты IT-технологий разработали устройство, такое как очки виртуальной реальности. Если лет десять тому назад нам это казалось чем-то фантастичным, то сегодня это уже обычная реальность. Вот и в спорте тоже применяются различные «умные» технологии. Самым простым устройством считаются «умные часы», которые осуществляют сбор и анализ вашей физической активности и тренировок и передают эту информацию на телефон. Такими данными может пользоваться спортсмен и тренер, для регулирования нагрузки, для составления тренировочного плана. Отдельное место в системе спортивной подготовки занимает искусственный интеллект, с помощью которого можно соревноваться со спортсменом или с искусственным интеллектом. Искусственный интеллект — это вид человеческого мышления или заменяющий его функции. Искусственный интеллект применяется в различных сферах человека. Например, в медицине, где он распознает рентгеновские снимки и делает это уже более качественнее, чем человек. Переводчик текстов, управление беспилотным автомобилем и другие виды работ тоже управляется искусственным интеллектом. Музыку тоже уже пишет искусственный интеллект и достаточно неплохо. В спорте тоже были попытки взаимодействия искусственного интеллекта с человеком. Такой яркий пример был в шахматах, когда компания “DEEP BLUE” (рис 1.) создала на базе искусственного интеллекта компьютерную программу, которая готова была сразиться с человеком и обыграет его. Такой матч вызвал большой интерес, и он состоялся в 1996–1997 году между чемпионом мира Г. Каспаровым и программой “DEEP BLUE”.
Рис. 1. Суперкомпьютер Deep Biue
“DEEP MIND” — мировой лидер в разработке искусственного интеллекта. В начале она разработала шахматную программу, которая в итоге обыграла Г. Каспарова. В этом случае понятно, что шахматы — это игра с заранее продуманными ходами и комбинациями. В 2011 г. программа “Ватсон” (рис. 2) на основе искусственного интеллекта обыграла лучших игроков, похожей по аналогу российской интеллектуальной передачи “Своя игра”. Это была еще одна попытка победить человеческий интеллект.
Рис. 2. Программа искусственного интеллекта «Ватсон»
Разработчики искусственного интеллекта двинулись дальше и разработали программу “Альфа Го” (рис. 3) это настольная интеллектуальная игра, где рассчитать ходы наперед невозможно, как в шахматах. Поэтому, когда пригласили сразиться с программой мастера 9 Дана, Ли Седоля по игре в “Го” все думали, что человек будет сильнее, чем машина, но в итоге мастер Ли проиграл.
Рис. 3. Мастер Ли Сидоль в борьбе с искусственным интеллектом
Анализ игры показал, что первые действия были абсурдными и проигрышными по мнению человека, но не для машины. По завершению опыт игры показал, что человек так не пошел бы, а программа выбрала этот ход, и он оказался выигрышным. Тогда получается, что искусственный интеллект видит ситуацию на много ходов вперед, зная правила и варианты ходов и подстраивает тактику под выигрыш, в зависимости от действий человека. Программа быстро перестраивается и ищет минимальный маршрут к победе.
Можно сделать выводы, что искусственный интеллект имеет ряд превосходств над человеком:
— он не устает;
— он не ошибается;
— он тренирует сам себя;
— он не болеет, как человек;
— он не отвлекается;
— он не борется со своим волнением и т. д.
Можно сделать вывод, что в спорте в видах, где основой является логическое мышление, искусственный интеллект сильнее и его можно использовать для тренировки и подготовки спортсменов.
В единоборствах тоже произошел большой скачок в области использования искусственного интеллекта. Например, ученые разработали программу, (рис. 4) которая сама считывает ситуацию и ведет подсчет баллов и определяет технические действия в боксе.
Рис. 4. Программа искусственного интеллекта в работе судейства
Судья следит только за ходом поединка, если эта практика войдет в судейство всех единоборств, это будет переворот в оценке и определении победителей.
В 2023 году прошел первый чемпионат мира по виртуальному тхэквондо, на котором собрались лучшее спортсмены и звезды тхэквондо. Спортсмены с помощью виртуальных очков и датчиков движения одетыми на руки и на ноги сражались между собой, но не касаясь друг друга (рис 5). С помощью виртуальных очков, спортсмены видели друг друга и сражались по правилам тхэквондо, находясь на расстоянии, зрители могли наблюдать на мониторе саму проекцию боя (рис. 6).
Рис. 5. Виртуальный чемпионат по тхэквондо
Необходимо отметить положительные стороны этого турнира:
— спортсмены работают на расстоянии, нет никакого травматизма;
— могут соревноваться между собой девушки против юношей;
— нет весовых категорий;
— можно использовать программу искусственного интеллекта для формирование технических действий;
— можно соревноваться с программой и таким образом совершенствовать технико-тактическую подготовку.
Рис. 6. Фрагмент боя
Все это формирует, на наш взгляд новый вид подготовки, которую мы называем виртуальной. Виртуальная подготовка (ВиТ) — это вид тренировки, который позволяет через программу искусственного интеллекта и специальное оборудование — очки виртуальной реальности, которые воссоздают изображение совместно со звуковым эффектом условного противника и таким образом позволяют тренировать необходимые навыки и развивать физические качества, формировать технико-тактические действия. ВиТ включает в себя все компоненты спортивной тренировки. В ее основу входит работа с сознание и интеллектом спортсмена с применением искусственного интеллекта, который создает технико-тактические ситуации, и спортсмен учится их решать. ВиТ формирует представление о поединке, а искусственный интеллект подбирает, анализирует и рассчитывает комбинации и технико-тактические действия с учетом ошибок и слабых сторон подготовки спортсмена.
ВиТ — это погружение спортсмена в условный бой, в котором происходит реализация технико-тактических действий. Благодаря ВиТ можно корректировать техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку. ВиТ — это моделирование “боя с тенью”, но при отработке данной техники тяжело представить соперника, особенно на первых этапах обучения, так как во время виртуальной тренировки соперник появляется сразу, и спортсмен вынужден выполнять защитные и атакующие действия, тем самым полноценно формируя технико-тактическую подготовку. С помощью ВиТ можно тренироваться самостоятельно, имея специальное оборудование.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что искусственный интеллект в скором времени заменит традиционные формы, средства и методы обучения и саму систему подготовки спортсмена, благодаря новым цифровым технологиям мир будет развиваться вперед и спорт в том числе. С помощью искусственного интеллекта можно тренироваться и готовиться к соревнованиям подключая программы, которые могут моделировать соревновательную деятельность. Мы находимся в среде, управляемой искусственным интеллектом, просто пока этого не замечаем, но в ближайшем будущем произойдет сингулярный скачок, после которого мы уже не сможем его игнорировать.
Литература:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_интеллект
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Deep_Blue
- https://ru.wikipedia.org/wiki/AlphaGo
- https://ru.wikipedia.org/wiki/IBM_Watson
- https://olympics.com/ru/video/a-short-explainer-for-virtual-taekwondo?uxreference=playlist