Особенности правового регулирования деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 02.04.2024

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Шишарин, И. А. Особенности правового регулирования деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации / И. А. Шишарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112537/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена правовому регулированию деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации, особенности такого регулирования, изучение иерархической субординационной структуры рассматриваемых в настоящей статье органов власти, исследование службы в органах ФССП РФ, её отнесение к категории гражданской или государственной службы, а также изучение особенностей несения службы сотрудниками ФССП РФ.

Ключевые слова: исполнительное производство, право, органы принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов, судебные приставы-исполнители, государственная служба, принудительное исполнение.

The article is devoted to the legal analysis of enforcement agencies in the Russian Federation, the study of the hierarchical subordination structure, the study of service in the bodies of the FSSP of the Russian Federation with its classification as civil or civil service, as well as the study of the peculiarities of service by employees of the FSSP of the Russian Federation.

Keywords: enforcement proceedings, law, enforcement agencies, Federal Bailiff Service, bailiffs, civil service, enforcement.

Исполнительное производство является финальной стадией длинной цепочки судопроизводства, которая подразумевает собой восстановление нарушенных прав взыскателя должником. Для реализации данного института права возникает необходимость в существовании специализированного государственного органа исполнительной власти, в задачи которого входит обеспечение исполнения исполнительных документов, выдаваемых судебными и иными органами власти, а также должностными лицами.

Такой специализированный государственный орган, именуемый законодателем как «органы принудительного исполнения», играет первостепенную роль в реализации исполнительных функций в строгом соответствии с законодательством о принудительном исполнении решений судов или актов иных органов и, соответственно, вышеуказанные органы являются неотъемлемой частью государственной системы правосудия и обеспечивают основополагающие принципы соблюдения законности, легитимности власти, которые же, в свою очередь, обеспечат порядок в государстве и обществе в целом.

Правовое регулирование органов принудительного исполнения регламентируется множеством различных нормативно-правовых актов, основными из которых являются Федеральный закон от «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», и Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации». К данной регуляции вышеуказанных органов исполнительной власти относят и такие подзаконные нормативные акты, как Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».

Согласно части первой статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве», органами принудительного исполнения является Федеральная служба судебных приставов, а также её территориальные органы. [1]

Соответственно, система данного органа власти представляет собой непосредственно саму Федеральную службу судебных приставов и ее подразделения, а также территориальные органы ФССП РФ и их подразделения. [1]

Органы принудительного исполнения, а именно Федеральная служба судебных приставов представляет собой орган государственной исполнительной власти, осуществляющий задачи по поддержанию и обеспечению порядка деятельности и работы судов в Российской Федерации, а также задачи по обеспечению принудительного исполнения того или иного исполнительного документа, которыми могут являться как акты органов судебной власти, так и иных органов, а также должностных лиц. [2]

Данные функции деятельности органов принудительного исполнения реализуются посредством следования конкретным принципам, присущим службе в таких государственных органах. Соответственно, к таким принципам законодатель в положениях статьи 4 относит принцип единоначалия и субординации. Данный принцип играет важную роль в организации системы органов принудительного исполнения, так как ФССП РФ имеет своей чертой некоторую высокую степень централизации, следовательно, выстроена иерархичная система управления власти-подчинения. [3]

В соответствии с положениями указа Президента РФ о вопросах ФССП РФ, данный орган исполнительной власти подведомственен Министерству Юстиции Российской Федерации. ФССП РФ возглавляется главным судебным приставом Российской Федерации, именующийся, также, директором Федеральной службы судебных приставов. [4]

Численность состава службы судебных приставов утверждается Указом Президента РФ от 26.12.2022 N 955 «Об установлении предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации». Так, на текущий момент, а именно с 1 июля 2023 года, численность штата Федеральной службы судебных приставов составляет всего, в сумме, 78 250 человек, из которых на сотрудников приходится 63 794 человека и 12 539 человек, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими соответственно. [5]

Как отмечает С. Г. Межлумян, нынешний юридический статус органов принудительного исполнения находится в состоянии неопределенности. С одной стороны, проведенные реформы всей структуры ФССП РФ в 2019 году перенесли службу в таком органе из разряда гражданских в разряд государственной службы, тем не менее, его функции не могут быть целиком отнесены к государственной гражданской службе и, вместе с тем, ФССП РФ не может быть приравнен с положением органов внутренних дел или тех же военнослужащих. [3]

Права, обязанности, требования к поведению, а также ответственность сотрудника Федеральной службы судебных приставов предусматривается в статьях 10–15 главы 3 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения». [6] Соответственно, если говорить о правовом статусе пристава в целом, то следует отметить, что ему характерен определенный дуализм. [6] Как ранее было отмечено, службу в органах принудительного исполнения неразумно признать государственной гражданской службой и невозможно его приравнять со статусом правоохранительного органа. Следовательно, в данном случае, пристав, с одной стороны, является гражданским служащим, с другой же, обладает специальным особым статусом, устанавливаемым в соответствии с положениями федеральных законов «О службе в ФССП» и «Об исполнительном производстве». Как отмечает М. Л. Гальперин, такой «дуализм» отмечается и в наименовании должности, например, руководитель территориального органа службы судебных приставов, вместе с тем, называясь главным судебным приставом субъекта Российской Федерации. Очевидный факт, что первая часть подчеркивает его нахождение в иерархии системы ФССП РФ, вторая часть определяет его место в сфере исполнительного производства. [6]

В рамках анализа объема ответственности сотрудника органа принудительного исполнения, следует уточнить, что законом утверждается порядок регресса (обратного требования) компенсации вреда, причиненного взыскателю или должнику в связи с противоправными действиями или бездействием со стороны судебного пристава. То есть, в данном случае вред устраняется за счёт Российской Федерации, при этом служба судебных приставов вправе воспользоваться методом обратного требования к данному лицу в порядке искового производства и требовать возмещения в том же размере, эквивалентно которому был устранен допущенный ущерб. [2]

Если говорить о мерах дисциплинарного взыскания, то стоит отметить, что, согласно статье 48 ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения», на сотрудника, нарушившего служебную дисциплину, могут налагаться такие меры дисциплинарного взыскания как выговор либо строгий выговор, предупреждение, а также увольнение со службы. [2] Соответственно, применяется лишь один конкретно определенный вид наказания за каждый случай нарушения. Стоит отметить, что, в соответствии с законодательством, под служебной дисциплиной в рамках службы в органах принудительного исполнения понимается соблюдение сотрудником служебных обязанностей и реализации предоставленных прав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Однако, в данном случае, законодателем не усматривается подход к дисциплинарному взысканию в отношении такого лица. Таким образом, предлагается установить, что в случае длящегося проступка применять только наиболее серьезное наказание, которым в данном случае является увольнение.

Следует подчеркнуть, что законодатель, в рамках усовершенствования системы исполнительного производства и перенесении процедуры изготовления, получения и предъявления исполнительного листа, постепенно выходят на уровень цифровизации, целью которой является освобождение от «бумажной волокиты» и снятия загруженности как с судебных органов, так и с органов принудительного исполнения, а также для повышения качества работы судебных приставов в целом. [6] Тем не менее, данные новеллы обладают некоторыми неточностями. Так, отмечают, что данные нововведения напрямую коррелируют с технической обеспеченностью органов принудительного исполнения и судов, а также в надлежащей работе автоматизированных систем, с которой, в данный момент, существует проблема её нестабильности.

Исходя из вышерассмотренных нормативно-правовых положений, касающихся функций Федеральной службы судебных приставов, следует отметить о дифференциации судебных приставов на две категории, а именно [6]:

1) судебные приставы, в функции которых отнесено обеспечение установленного порядка деятельности судов;

2) судебные приставы, осуществляющие задачи по исполнению решений судов и иных исполнительных документов (приставы-исполнители).

Смысл, закладываемый законодателем в данном случае понятен, так как судебный пристав может принадлежать только одной конкретной категории и, соответственно, выполнять функции, не относимые ему в связи с его принадлежностью к той или иной группы, то есть пристав-исполнитель не может параллельно выполнять функции судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и наоборот.

Таким образом, анализируя вышеуказанное, предлагается внести следующие изменения в действующее законодательство, а именно внести в статью 48 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 2.1 с содержанием «2.1. Ссотрудником, совершившим грубый дисциплинарный проступок в течение 1 месяца со дня первого грубого нарушения служебной дисциплины, производится соответствующая беседа при участии прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника), по результатам которого решается вопрос об увольнении такого лица. При этом учитываются его моральные и этические качества в период его службы, оценка работы в рабочем коллективе », и изложить в следующей редакции:

2.1. С сотрудником, совершившим грубый дисциплинарный проступок в течение 1 месяца со дня совершения первого грубого нарушения служебной дисциплины, производится соответствующая беседа при участии прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника), по результатам которого решается вопрос об увольнении такого лица. При этом учитываются его моральные и этические качества в период его службы, оценка работы в рабочем коллективе.

Литература:

  1. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об исполнительном производстве»// «Российская газета», N 223, 06.10.2007, «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849, «Парламентская газета», N 131, 10.10.2007.
  2. Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// «Российская газета», N 223, 04.10.2019, «Собрание законодательства РФ», 07.10.2019, N 40, ст. 5488.
  3. Межлумян, С. Г. Особенности правового статуса судебных приставов / С. Г. Межлумян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 138–140. URL: https://moluch.ru/archive/394/87282/
  4. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 22.01.2024) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»// «Собрание законодательства РФ», 18.10.2004, N 42, ст. 4111, «Российская газета», N 230, 19.10.2004. — п.1
  5. Указ Президента РФ от 26.12.2022 N 955 «Об установлении предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации// «Собрание законодательства РФ», 02.01.2023, N 1 (часть I), ст. 192
  6. Исполнительное производство: учебник для вузов / М. Л. Гальперин. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 458 с.
  7. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3590, «Российская газета», N 149, 05.08.1997.
Основные термины (генерируются автоматически): принудительное исполнение, Российская Федерация, РФ, орган, Федеральная служба, исполнительное производство, пристав, FSSP, служба, служебная дисциплина.


Похожие статьи

Задать вопрос