Правовое положение военнослужащих, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 02.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Павлова, Т. Б. Правовое положение военнослужащих, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу / Т. Б. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112534/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования положения военнослужащих, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу. Автор обращает внимание на то, что действующие нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации не учитывают специфику прохождения военной службы. По сути, большинство обязанностей, которые возлагаются на условно-осужденное лицо, и без того предусмотрены или подразумеваются законодательством о прохождении военной службы, соответственно, правовой статус военнослужащего в период испытательного срока мало отличается от общего статуса лиц, проходящих военную службу. Соответственно, необходима глубокая трансформация норм об условном осуждении военнослужащих, продолжающих проходить военную службу.

Ключевые слова: условное осуждение, военнослужащий, обязанности условно-осужденных, контроль за поведением условно-осужденного военнослужащего.

The article examines the problems of legislative regulation of the situation of military personnel who have received suspended sentences and continue to serve in military service. The author draws attention to the fact that the current norms of criminal and penal legislation of the Russian Federation do not take into account the specifics of military service. In fact, most of the responsibilities that are assigned to a conditionally convicted person are already provided for or implied by the legislation on military service; accordingly, the legal status of a military serviceman during the probationary period differs little from the general status of persons undergoing military service. Accordingly, a profound transformation of the rules on conditional sentencing of military personnel who continue to serve in military service is necessary.

Keywords: suspended sentence, military personnel, duties of the suspended prisoners, control over the behavior of the suspended military personnel.

Целью изложенного в статье исследования является анализ особенностей правового положения военнослужащих, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу, с точки зрения достижения целей наказания и реализации принципа справедливости, в том числе по отношению к иным военнослужащим, выявление проблематики указанных аспектов и предложение путей ее разрешения.

В соответствии с частью 1 ст. 73 УК РФ [1], если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. При назначении условного осуждения виновному устанавливается испытательный срок, в течение которого он должен доказать свое исправление и обоснованность вывода суда о допустимости назначения наказания без его реального исполнения.

При этом уголовный закон не дифференцирует нормы об условном осуждении в зависимости от социально-правового статуса осужденного, в том числе не предусмотрено существенных особенностей реализации условного осуждения военнослужащего, продолжающего проходить военную службу.

Единственная специальная норма в отношение таких лиц предусмотрена частью 6 ст. 73 УК РФ и носит организационный характер: «Контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений». Такой подход обусловлен тем, что места прохождения военной службы зачастую расположены в удаленной, труднодоступной местности, что затрудняет контроль за поведением условно-осужденного лица со стороны органов уголовно-исполнительной инспекции [4].

Вместе с тем, осуществление контроля за условно-осужденным военнослужащим со стороны командования чревато сокрытием фактов нарушения таким военнослужащим обязанностей по условному осуждению, поскольку, помимо санкций к самому нарушителю (в первую очередь отмены условного осуждения и обращения наказания к реальному исполнению), командир также может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за необеспечение должного поведения условно-осужденного военнослужащего.

Соответственно, норма, предусмотренная частью 6 ст. 73 УК РФ, создает условия для недобросовестных действий воинского командования при контроле за условно-осужденным военнослужащим, а именно для сокрытия фактов нарушения установленных судом обязанностей.

Представляется, что часть 6 ст. 73 УК РФ необходимо изложить иным образом и предусмотреть правило, согласно которого контроль за поведением условно-осужденного военнослужащего также осуществляется специализированным государственным органом (уголовно-исполнительной инспекцией, далее — УИИ), и лишь в случае невозможности осуществления контроля со стороны УИИ в силу удаленности места прохождения военной службы, контроль за поведением условно-осужденного военнослужащего по поручению специализированного государственного органа (УИИ) осуществляется также командованием воинских частей и учреждений.

Конструкция «осуществляет также командованием» позволит УИИ хотя бы изредка самостоятельно проверять должный характер поведения военнослужащего (соблюдение установленных судом обязанностей) в том числе посредством электронных коммуникаций. По сути, наличие самой возможности дополнительных проверок со стороны УИИ дисциплинирует воинское командование и обусловит более добросовестное его отношение к контролю за поведением условно-осужденного военнослужащего.

Обязанности, которые могут возлагаться на условно-осужденное лицо, предусмотрены частью 5 ст. 73 УК РФ, и предусматривают две группы: обязанности активного характера и пассивного.

К первым относятся те обязанности, для исполнения которых осужденный должен совершить активные действия, например, трудоустроится, прости курс лечения от пагубной зависимости и др., ко вторым — обязанности, исполнение которых обеспечивается воздержанием от тех или иных действий (в первую очередь от нарушения закона) [5].

При этом, как отмечается в науке, нормы ст. 73 УК РФ не учитывают специфику прохождения военной службы.

В частности, А. А. Белов отмечает, что «недостаток приведенного в ст. 73 УК РФ перечня обязанностей для условно-осужденных лиц заключается в том, что он ориентирован на гражданских лиц и вовсе не учитывает военную специфику. Например, военнослужащие и так ограничены в возможности менять место работы, жительства и т. д., что предопределяется особенностями несения военной службы, основанными на общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Действительно, действующий УК РФ в ст. 73 не предусматривает каких-либо специфических правоограничений в отношении условно осужденных военнослужащих. В то же время нельзя забывать, что суд может возложить на условно осужденного исполнение и других (кроме прямо предусмотренных в ст. 73 УК РФ) обязанностей, способствующих его исправлению. С учетом особенностей военной службы к ним, например, можно отнести недопущение грубых дисциплинарных проступков — самовольных отлучек, опозданий из отпуска, командировки и лечебного учреждения; опоздания или самовольного ухода со службы; нарушений правил несения караульной (вахтенной), внутренней служб и боевого дежурства; исполнения обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; нарушений правил техники безопасности, приведших к потере работоспособности; нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; растраты или утраты военного имущества; проступков в общественных местах во внеслужебное время. Нетрудно заметить, что указанные обязанности могут налагаться на военнослужащего и без его условного осуждения, т. е. они фактически не отличаются от обязанностей несудимых лиц, проходящих военную службу» [3].

С. А. Северинов, также критикуя отсутствие специальных норм об условном осуждении военнослужащих отмечает, что «при анализе действующего законодательства можно сделать вывод, что законодатель неосознанно «подталкивает» условно осужденного военнослужащего к пассивному образу деятельности во время испытательного срока. Это приводит к тому, что нередко условно осужденные продолжают ненадлежащим образом исполнять свои служебные обязанности, систематически допускают грубые дисциплинарные проступки, нарушения общественного порядка, совершают очередные преступления. можно констатировать, что «облегченное» правовое положение условно осужденного по сравнению с другими наказаниями, которые отбываются военнослужащими в условиях военной службы, зачастую воспринимается как отсутствие надлежащего реагирования государства на совершенное преступление. В этой связи представляется необходимым законодательно ввести нормы, заставляющие условно осужденного военнослужащего совершать осознанные положительные действия при отбывании условного осуждения» [6].

Иными словами, нормы уголовного закона об условном осуждении справедливо критикуются наукой с точки зрения того, что каких-либо существенных «новых» требований к поведению условно-осужденного военнослужащего не предъявляется, почти все такие требования и без того предусмотрены законодательством о военной службе или прямо из него следуют. Соответственно, в уголовном законе или же в нормах Постановления Пленума Верховного Суда РФ необходимо предусмотреть повышенные требования к условно-осужденным военнослужащим, не уволенным с военной службы. При этом такие требования не могут носить универсального характера и должны зависеть от характера военной службы, должностного положения военнослужащего, его пола, возраста и др.

Иными словами, необходима норма о том, что суды в таких случаях обязаны возлагать не осужденного военнослужащего специальные обязанности, обусловленные характером службы и личностью осужденного, и уже при рассмотрении конкретного дела суды будут конструировать соответствующие обязанности.

Следует отметить, что фактически условно-осужденный военнослужащий находится в равном положении с законопослушными военнослужащими, например, «Положение о порядке прохождения военной службы» [2] не содержит запрета на продвижение условно-осужденных военнослужащих по вышестоящие должности и присвоение им очередного специального воинского звания. Представляется, что справедливыми были бы нормы об ограничении указанных возможностей на период испытательного срока условно-осужденного военнослужащего — помимо прочего, тем самым будет реализован принцип справедливости в отношение несудимых военнослужащих, которые, как уже упоминалось ранее, фактически находятся в равных условиях с осужденными военнослужащими.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Российская газета. — 1996. — № 113–115, 118.
  2. «Положение о порядке прохождения военной службы», утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 26.02.2024) // Российская газета. — 1999. — № 176.
  3. Белов А. А. О правовом положении военнослужащих, осужденных условно и продолжающих проходить военную службу // Право в Вооруженных Силах. — 2021. — № 6. — С. 78–84.
  4. Денисович В. В. Проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих // Вестник экономики, управления и права. — 2022. — № 3. — С. 198–203.
  5. Миретина М. А. Современные проблемы применения условного осуждения в Российской Федерации // Вестник науки — 2022. — № 4. — С. 54–59.
  6. Северинов С. А. К вопросу об условном осуждении военнослужащих // Военная мысль. — 2020. — № 4. — С. 18–23.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, условно-осужденный военнослужащий, условное осуждение, УК РФ, испытательный срок, обязанность, военнослужащий, осужденный военнослужащий, специализированный государственный орган, условно-осужденное лицо.


Ключевые слова

военнослужащий, условное осуждение, обязанности условно-осужденных, контроль за поведением условно-осужденного военнослужащего

Похожие статьи

Задать вопрос