Понятие, признаки и общая характеристика недобросовестной конкуренции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 03.04.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Петренко, А. Р. Понятие, признаки и общая характеристика недобросовестной конкуренции / А. Р. Петренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112526/ (дата обращения: 02.05.2024).



Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм отрицательного воздействия на экономический и гражданский оборот, включая всех участников оборота товаров, работ и услуг. В данной статье проводится анализ и оценка официального определения недобросовестной конкуренции, также раскрываются её признаки на основании понятия, закрепленного в законе, на современном этапе развития рыночных отношений.

Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, хозяйствующие субъекты, Закон о защите конкуренции, защита конкуренции, материальные и нематериальные блага, деловая репутация, убытки.

В мире бизнеса и торговли недобросовестная конкуренция играет значительную роль как правовая категория. Это понятие означает использование некорректных методов для получения конкурентного преимущества на рынке.

В условиях современной экономики рыночные отношения развиваются быстро, и проблема соперничества между различными участниками рынка становится все более актуальной с каждым годом. Конкуренты стремятся достичь своей основной цели — продать товар или услугу и получить максимальную прибыль любыми доступными средствами. Однако в этой борьбе конкуренты не всегда придерживаются законных, честных и добросовестных методов. В последнее время случаи, когда участники рынка своими действиями нарушают интересы государства, контрагентов и потребителей, стали более распространенными. В современном российском законодательстве такие практики получили название «недобросовестная конкуренция». Это является наиболее негативным проявлением экономического соперничества, и право на защиту от таких приемов и методов сформировалось в определенный период развития мировой экономики и в особых, специфических условиях [1, с. 51-58].

Как в нашей стране, так и в различных странах существуют законы и нормативные акты, регулирующие недобросовестную конкуренцию и устанавливающие меры ответственности за ее проявление. Цель таких законов — обеспечить честную и равную конкуренцию на рынке, защитить интересы потребителей и предотвратить монополизацию отдельных компаний.

Недобросовестная конкуренция — это практика, при которой хозяйствующие субъекты используют недопустимые или нечестные методы для получения преимущества над конкурентами.

Легальное определение недобросовестной конкуренции закреплено в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно статье 4 указанного закона под недобросовестной конкуренцией «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации» [2].

При анализе данного понятия можно выделить определенные характеристики, наличие которых позволяет определить действие субъекта рынка как недобросовестную конкуренцию.

Одной из характеристик недобросовестной конкуренции является действие хозяйствующего субъекта. Это означает, что его действия должны, в первую очередь, им осознаваться и направляться на достижение незаконного преимущества перед другими участниками товарного рынка — его конкурентами. Следуя логике нашего законодателя, можно сделать вывод, что недобросовестной конкуренцией не будет считаться бездействие, к примеру, когда хозяйствующий субъект не выполняет свои обязанности по указанию места происхождения товара, даже если это может ввести потребителей в заблуждение относительно его происхождения [3, с. 84]. Одновременно, как считает О. А. Городов, необходимо заметить различия в общей концепции недобросовестной конкуренции, установленной в п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции, и конкретных формах недобросовестного поведения хозяйствующих субъектов. Например, недобросовестное конкурентное поведение, связанное с созданием смешения (ст. 14.6 Закона о защите конкуренции), может также включать в себя «пассивное поведение» хозяйствующего субъекта [4, с. 17].

Второй признак касается лиц, являющихся хозяйствующими субъектами. Этот признак говорит нам о том, что к ответственности за нарушение антимонопольного права могут быть привлечены лишь только коммерческие, некоммерческие организации индивидуальные предприниматели, либо иные лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность приносящую им доход [5, с. 28-35].

Третий признак — это получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом подразумеваются только использование недозволенных, незаконных методов, так как преимущества, достигнутые с использованием законных методов и приемов предпринимательства, являются результатом добросовестной (законной) конкуренции. Необоснованные преимущества, определенные законом как недобросовестная конкуренция, применимы исключительно в области предпринимательства. При этом, важно отметить, что получение преимуществ перед конкурентами законными способами является достаточно распространенной практикой и не запрещено законом.

Четвертый признак — нарушение законодательства РФ, норм делового оборота и принципов добросовестности, разумности и справедливости является одним из признаков недобросовестной конкуренции. Это включает в себя три требования законодательства, которые могут быть нарушены хозяйствующими субъектами. Первый аспект требований касается несоответствия действий хозяйствующего субъекта (или группы лиц) законодательству РФ. Важно отметить, что не каждое нарушение законодательства РФ, выявленное в действиях предприятия или группы лиц, может быть признано недобросовестной конкуренцией. Только те действия, которые направлены на получение преимуществ в ходе предпринимательской деятельности за счет нанесения (реального или потенциального) ущерба другим предприятиям, могут быть классифицированы как недобросовестная конкуренция. Выявление такого несоответствия позволяет определить поведение лица как незаконное. Незаконное поведение хозяйствующего субъекта может быть рассмотрено как проявление недобросовестной конкуренции, однако сама недобросовестная конкуренция как явление более широкое не ограничивается только незаконными действиями, как это иногда утверждается в юридической литературе [6, с. 263]. Группа требований, касающаяся соответствия действий хозяйствующего субъекта (или группы лиц) обычаям делового оборота, является следующей по значимости. Согласно п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, обычаем признается правило поведения, широко применяемое в определенной сфере предпринимательской или иной деятельности, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи обычно применяются в сфере договорных отношений между хозяйствующими субъектами, в то время как акты недобросовестной конкуренции, как правило, имеют характер внедоговорных действий. Это делает оценку соответствия действий хозяйствующего субъекта или группы лиц обычаям практически невозможной. Такая оценка затруднена не только поиском соответствующих обычаев, но и квалификацией актов недобросовестной конкуренции на основе их целей получения преимуществ в предпринимательской деятельности и других характеристик, определенных в законодательных дефинициях недобросовестной конкуренции. Требования порядочности, добросовестности и справедливости, как чисто оценочные, выталкивают недобросовестную конкуренцию за пределы незаконного поведения. Противоречие действий хозяйствующих субъектов другим обычаям, таким как местным или устоявшимся порядкам, не является определяющим признаком недобросовестных конкурентных действий. Другие обычаи, такие как договорные обычаи, могут использоваться для оценки недобросовестности конкурентных действий, если они соответствуют общепринятым правилам делового оборота, как требует Закон о конкуренции. Формулировка критериев оценки недобросовестных конкурентных действий с учетом соответствия требованиям добропорядочности, разумности и справедливости имеет двоякие последствия. С одной стороны, это способствует расширению основ для выявления различных форм недобросовестной конкуренции, а с другой стороны, оставляет широкие возможности для субъективной интерпретации этих требований и судебного усмотрения в процессе правоприменения, в качестве примера можно привести судебное дело, из материалов которого следует, что действия компании, которая, с цель получения преимуществ, заявила на государственных торгах о поставке товара российского происхождения, но фактически поставляла товар из Китая в рамках государственного контракта, не соответствуют требованиям честности и порядочности в деловом обороте [7]. Это относится не только к толкованию самих требований добропорядочности, разумности и справедливости, но и к структуре определения недобросовестной конкуренции. Фактически остается неясным, что законодатель имел в виду, включая в данное определение, помимо требования противоречия действий экономических субъектов законодательству РФ и деловым обычаям, также требования противоречия этих действий оценочным категориям добропорядочности, разумности и справедливости. Требования добропорядочности разумности и справедливости оценивают недобросовестную конкуренцию как превышение моральных норм, а не юридических норм. Понятие недобросовестности предполагает превышение этических стандартов, а не простого соблюдения правил и запретов. Понятие нечестности предполагает превышение моральных норм, а не правовых норм. Примечательно на этот счет мнение В. А. Дозорцева, который считал, что «недобросовестной конкуренцией следует считать только действия, совершенные в нарушение не законов, а обычаев делового оборота, требований добрых нравов, разумности и справедливости» [8, с. 33]. По мнению В. И. Еременко, более целесообразным является придание приоритета требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Ведь обычаи делового оборота могут формироваться таким образом, что, хотя они могут быть законными с точки зрения гражданского права, могут противоречить более высоким стандартам этических норм. Это в свою очередь может привести к противоречивым оценкам при определении недобросовестной конкуренции [9, с. 10]. Всё-таки, более целесообразным будет придерживаться позиции законодателя, который установил, что недобросовестной конкуренцией будет считаться нарушение как норм законодательства, так и норм морали.

Пятый признак недобросовестной конкуренции заключается в нанесении убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту. Причем, ущерб может быть как реальным, так и потенциальным. Этот ущерб может проявляться в виде убытков, которые уже возникли или могут возникнуть в будущем, если не будут пресечены нарушения. При оценке действий хозяйствующего субъекта (группы лиц) как недобросовестных, понятие убытков приобретает новое значение, поскольку законодатель указывает на два вида неблагоприятных имущественных последствий:

— уже произошедшие последствия (фактические убытки);

— возможные последствия (потенциальные убытки).

При рассмотрении действительных убытков следует учитывать только те расходы, которые потерпевший (конкурирующий хозяйствующий субъект) понес для восстановления нарушенных прав, и не учитывать расходы, которые ему предстоит понести для восстановления этих прав, а также упущенную выгоду, то есть упущенные доходы, которые потерпевший конкурент мог бы получить в обычных условиях гражданского оборота. Говоря о стоимости утраченного или поврежденного имущества потерпевшего, в случае недобросовестных конкурентных действий, вероятность фактической потери или повреждения имущества крайне мала. При учете потенциальных убытков следует учитывать предполагаемые расходы, которые потребуются хозяйствующему субъекту-конкуренту для восстановления нарушенного права, а также упущенная выгода. При недобросовестной конкуренции потенциальные убытки могут быть различными. Можно перечислить лишь некоторые из них: потеря клиентов из-за недобросовестных методов конкурентов, то есть привлечение потенциальных потребителей на противоположную сторону и как следствие этого потеря рыночной доли, выдавливание с определенного товарного рынка, что также способствует потенциальным убыткам.

Шестой признак — это нарушение деловой репутации конкурента в результате действий, которые могут причинить реальный или потенциальный ущерб, является проявлением недобросовестной конкуренции с точки зрения юридически значимых неимущественных последствий. Деловая репутация считается нематериальным благом согласно законодательству (п. 1 ст. 150 ГК РФ), но точное определение и содержание этого понятия законодатель оставляет без конкретизации. Деловая репутация, по мнению Т. А. Терещенко, — «это сложившееся мнение о профессиональных качествах юридического лица» [10, с. 1262]. Любой ущерб, нанесенный деловой репутации предприятия, означает ее ослабление. Этот ущерб может быть как материальным, так и нематериальным, а также проявляться как в настоящем, так и в потенциальном виде. Всё-таки, нужно считать, что классификация деловой репутации как нематериального блага не совсем точна. Учитывая наличие множества материальных признаков у деловой репутации, законодатель допустил недочет, включив это материальное благо в статью 150 Гражданского кодекса РФ, полностью игнорируя ее имущественную природу. Нельзя пренебрегать устоявшимся и стабильным положением в данном вопросе.

Подводя итог, необходимо сказать, что законодатель, определяя понятие «недобросовестная конкуренция» перечислил все действия, которые входят в данную категорию. Данное определение, на мой взгляд является полным, исчерпывающим и служит надежным правовым механизмом защиты прав и свобод хозяйствующих субъектов.

Литература:

  1. Паращук, С. А. Предпосылки недобросовестной конкуренции / С. А. Паращук // Предпринимательское право. — 2006. — № 2. — С. 51–58.
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108256 (дата обращения: 27.03.2024).
  3. Серегин, Д. И. Недобросовестная конкуренция как правовая категория: дисс. …канд. юрид. наук: 12.00.03 / Д. И. Серегин. — Москва, 2002.- 84.с.
  4. Недобросовестная конкуренция: учебно-практическое пособие / О. А. Городов, А. В. Петров, Н. А. Шмигельская; под ред. О. А. Городова. — М.: Юстицинформ, 2020.С. 17.
  5. Еременко, В. И. Особенности пресечения недобросовестной конкуренции в Российской Федерации / В. И. Еременко // Государство и право. — 2002. — № 2. — С. 28–35.
  6. Тотьев К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий): учебник для вузов. М., 2003. С. 263.
  7. Постановление Президиума ВАС РФ № 16941/12 от 14.05.2013. [Электронный ресурс] URL:https://arbitr.ru/materials/97204?path= %2Farxiv %2Fpost_pres %2F (дата обращения: 31.03.2024).
  8. Дозорцев В. А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? // Юридический мир. 1997. № 4. С. 33.
  9. Еременко В. И. Особенности пресечения недобросовестной конкуренции в Российской Федерации // Адвокат. 2000. № 7. С.10.
  10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учебно-практический комментарий: (постатейный) / под ред. А. П. Сергеева. — М.: Проспект, 2010. 1262 с.
Основные термины (генерируются автоматически): недобросовестная конкуренция, хозяйствующий субъект, деловой оборот, группа лиц, деловая репутация, получение преимуществ, действие, защита конкуренции, обычай, предпринимательская деятельность.


Ключевые слова

деловая репутация, хозяйствующие субъекты, убытки, защита конкуренции, недобросовестная конкуренция, Закон о защите конкуренции, материальные и нематериальные блага

Похожие статьи

Задать вопрос