Некоторые проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 02.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мухаметшина, Д. Р. Некоторые проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах / Д. Р. Мухаметшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112520/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассматриваются некоторые основные проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах Российской Федерации, а также меры, направленные на усиление борьбы с коррупцией, имеющие предупредительный характер. Проанализирована официальная статистическая отчетность, а также подробно выявлены основные сложности и трудности предупреждения коррупции в правоохранительных органах.

Ключевые слова: коррупция, закон, борьба, предупреждение, правоохранительный орган.

Одним из актуальных и важных направлений в области обеспечения целей и задач государства является должное функционирование и реализация полномочий, соответствующих государственных органов, в связи с этим наиболее актуальным и насущным вопросом на сегодняшний день является борьба с коррупцией и ее предупреждение, ведь такой институт как коррупция ухудшает работу государственных структур. Основным рассматриваем государственным механизмом, в котором это явление проявляется, более часто являются правоохранительные органы РФ.

Понятие такого явления, как коррупция на легальном уровне устанавливается законодателем в статье 2 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и представлено в обобщенном виде следующим образом: незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды [1].

В настоящее время статистическая отчетность указывает, что среди сотрудников правоохранительных органов только за первое полугодие 2022 года было совершено 898 преступление коррупционной направленности.

Только за девять месяцев 2023 года в судах с участием прокуроров рассмотрено 8946 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 9948 лиц. В результате вынесены обвинительные приговоры по 7328 уголовным делам в отношении 8088 лиц — должностные лица правоохранительных органов — 898 (в том числе органов внутренних дел — 672, приставы — 47, таможня — 30, следствие и дознание — 62 (СК — 19, МВД — 38), прокуроров — 16, судей — 9) [3].

Так, в частности, и по официальной статистике Следственного комитета можно говорить о коррумпированности должностных лиц правоохранительных органов: Глава СКР Александр Бастрыкин сообщил, что за девять месяцев 2023 года перед судом предстало почти 9 тыс. обвиняемых в коррупции. Самый распространенный вид преступлений этой категории — взяточничество. При этом 40 % обвиняемых в коррупции совершили преступления в правоохранительной сфере. Большая часть обвиняемых в этом году (3296 лиц), или 37 %, привлеченных к уголовной ответственности за коррупцию, совершили преступления в правоохранительной сфере, отметил глава СКР. При этом 336 обвиняемых (на 2 % больше прошлогоднего) обладали особым правовым статусом [4].

Главной характеристикой коррупции в правоохранительных органах является ее скрытый и закрытый характер, что в свою очередь определяет сложность ее выявления.

Д. В. Субботин и А. В. Шнайдерман по этому поводу высказываются следующим образом: «эксперты в 95 % коррупционных преступлений выделяют латентный характер, т. е. остались без уголовно-процессуального делопроизводства и привлечения виновных лиц к ответственности.

Такое явление оказывает крайне негативное влияние на весь государственный аппарат и приводит к систематичности совершения коррупционных преступлении».

Важно также и то, кем эти преступления совершаются. Личность преступника-коррупционера имеет свою специфику, обусловленную тем, что в основном преступления коррупционного характера совершаются специальным субъектом: должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В связи с этим личность коррупционного преступника существенно отличается от личности преступника «традиционного».

Причем в этой связи необходимо отметить, что преступления коррупционной направленности, совершаемые должностными лицами правоохранительных органов, занимающих низовые и рядовые составы, выявляется гораздо быстрее, нежели коррумпированность среднего офицерского звена и высшего должностного звена в правоохранительной системе Российской Федерации.

Это обусловливается тем, что преступления коррупционной направленности, совершаемые на верхах, осуществляется должностными лицами, которые обладают определенным статусом, возможностями сокрытия признаков или информации об их коррумпированной деятельности и возможности избежать ответственности, в том числе эти лица обладают в частности высшим юридическим образованием и умеют находить «лазейки» и «пробелы» в законодательстве, чтобы избежать наказания [5, с. 98].

Итак, одной из главных проблем предупреждения коррупции является тот факт, что она подразумевает под собой скрытый и закрытый характер, что обуславливает затруднительность в проведении определенных мероприятий по предупреждению коррупции соответствующими подразделениями собственной безопасности в правоохранительных органах, как и выявление фактов коррупции в этой сфере.

Скрытость коррупции в правоохранительных органах возможно искоренить, либо же привести в минимальное соотношение к числу преступлений коррупционной направленности в правоохранительных органах посредством усиления контроля со стороны работников прокуратуры в рамках осуществления прокурорского надзора и деятельности иных контрольных и проверочных органов в отношении должностных лиц правоохранительных органов РФ [8, с. 113].

Например, активное участие в рамках надзорных мероприятий возложены на работников прокуратуры в соответствии с положениями Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 10 октября 2022 г. № 581 в том числе и осуществление под руководством уполномоченных прокуроров проводить координационные совещания и освещение проблем в области коррупции на государственной службе.

В рамках реализации прокурорских полномочий должностными лицами прокуратуры выносится представление об устранении нарушений законодательства о противодействие коррупции п.1 указанного выше приказа «важнейшими задачами надзорной деятельности считать своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений» [2].

В том числе в реализации прокурорских полномочий в рамках надзора достаточно часто не исполняются требования о предоставлении материалов по возбужденным или прекращенным уголовным делам коррупционной направленности, в том числе и в отношении сотрудников правоохранительных органов.

Прокуроры неоднократно отменяют одни и те же необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, но они следователями выносятся вновь, что является новой формой освобождения от уголовной ответственности виновных лиц и укрывательством преступлений.

Помимо скрытого и закрытого характера преступлений коррупционной направленности в правоохранительных органах РФ, важной и значимой проблемой является неквалифицированность и низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников управлений и отделов собственной безопасности, в полномочия которых входит предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности должностных лиц соответствующих вверенных им подконтрольных органов и структур правоохранительной системы РФ.

Конечно, нельзя и не следует в рамках данной проблемы предупреждения коррупции в правоохранительных органах выделять некомпетентность всех сотрудников [7, с. 231].

Результативность и эффективность отдельных подразделений или же в частности отдельных должностных лиц подразделений собственной безопасности по предупреждению коррупционных преступлений и борьбе с коррупцией в правоохранительных органах имеет соответствующий положительный характер, но в достаточной мере в настоящее время не разработаны более специализированные методические рекомендации и ведомственные нормативные акты, которые бы способствовали снижению уровня коррупции и усиленному предупреждению, в том числе выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности в правоохранительных органах.

Проблема предупреждения коррупции в правоохранительных органах связи с низким уровнем профессионализма должностных лиц подразделения собственной безопасности обуславливает также выделение еще одной проблемы, которая связана с указанной выше, но представляет собой самостоятельную проблему, а именно коррупция среди представителей и должностных лиц контрольных, надзорных и иных подразделений собственной безопасности, в компетенцию которого входит выявление и пресечение, а также раскрытие и предупреждение преступлений коррупционной направленности в структурах правоохранительной системы Российской Федерации.

Не так часто, но все же на практике должностные лица, в обязанности в которых напрямую входит борьба с коррупцией в правоохранительных органах, сами же допускают существование и развитие детерминантов в службе собственной безопасности, в частности в этом аспекте также можно выделить и некомпетентность кадровой службы, занимающийся тщательным отбором кандидатов на должности различных составов офицерского звена в том числе и высших должностных лиц в правоохранительной системе [6, с. 149].

Таким образом, существуют различные факторы, снижающие результативность по предупреждению преступлений коррупционной направленности в правоохранительных органах Российской Федерации, которые существует индивидуально, либо же во взаимодействии друг с другом, когда одна проблема способствует вычленению нескольких новых проблем, вытекающих из главной. Как уже было отмечено ранее, к последнему пункту относится деятельность самих сотрудников, в обязанности которых входит предупреждение коррупции в правоохранительных органах.

При этом необходимо отметить, что главной проблемой является латентность преступлений коррупционной направленности в правоохранительных органах, так как исходя из субъекта, достаточно сложно установить факт коррумпированности должностного лица правоохранительного органа и возможность сокрытия факта коррупции.

Данные проблемы по предупреждение коррупции в правоохранительных органах, по нашему мнению, возможно искоренить или существенным образом снизить посредством следующих предложений:

  1. Тщательный и комплексный отбор в службу собственной безопасности в полномочия и обязанности которых входит выявление, пресечение, предупреждение коррупции среди должностных лиц правоохранительных органов;
  2. Повышение гарантий социального характера, в том числе и денежного эквивалента сотрудникам, в обязанности которых входят выявление фактов коррупции среди должностных лиц правоохранительных органов, что позволит уменьшить и снизить рост числа преступлений коррупционной направленности среди правоохранителей;
  3. Ужесточение и расширение норм уголовного законодательства в части наказания за совершение преступлений коррупционной направленности и в том числе ужесточить в качестве квалифицирующего состава коррупционных преступлений как совершение его должностным лицом правоохранительного органа при решении и назначении судом наказания в отношение данного лица;
  4. Разработка методических рекомендаций по тактике, средствам и методам предупреждение коррупции в правоохранительных органах, что в свою очередь усилит роль и эффективность по предупреждению коррупции соответствующими контрольными и надзорными органами, конечно же, при установлении в регламенте ведомства или же ведомственном акте обязательности ознакомления и сдачи соответствующих аттестационных мероприятий по методическим рекомендациям.

Литература:

  1. «О противодействии коррупции» Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.09.2023). — Текст: непосредственный.
  2. «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочии в сфере противодействия коррупции» Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 октября 2022 г. № 581. — Текст: непосредственный.
  3. Генеральная Прокуратура РФ: официальный сайт. — Москва. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=67360817 (дата обращения 06.03.2024). — Текст: электронный.
  4. Следственный комитет Российской Федерации: официальный сайт. — Москва. — URL: https://sledcom.ru/ (дата обращения 06.03.2024). — Текст: электронный.
  5. Штульберг М. Современное состояние коррупции в российской федерации: качественная и количественная характеристика / М. Штульберг // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. 2023. — С. 96–101. — Текст: непосредственный.
  6. Гринько С. Д. Проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах / С. Д. Гринько // Проблемы уголовного и уголовно-процессуального права. Северо-Кавказский юридический вестник, 2019, — № 4. — С. 148–153. — Текст: непосредственный.
  7. Терещенко Т. Г. Некоторые направления предупреждения коррупции в правоохранительных органах / Т. Г. Терещенко // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2023. — № 2 (46). — С. 229–234. — Текст: непосредственный.
  8. Голубых Н. В. Современное состояние коррупционной преступности / Н. В. Голубых // Вестник Уральского юридического института МВД России, 2022. — №. 2 (34). — С. 112–115. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупционная направленность, орган, собственная безопасность, лицо, предупреждение коррупции, коррупция, преступление, Российская Федерация, должностное лицо, правоохранительная система.


Похожие статьи

Задать вопрос