Метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 31.03.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Коробейников, А. М. Метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации / А. М. Коробейников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112471/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается медиация как эффективный метод выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации и выделяются этапы работы для службы школьной медиации, также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современная образовательная система при изучении данных вопросов.

Социально-экономические изменения в России оказывают влияние на образовательные учреждения и выдвигают ряд требований перед современной педагогической наукой и практикой рассматривать важнейшие вопросы научной разработки проблем гуманистического воспитания и образования подрастающего поколения, так как исследования Ю. Н. Козырева, В. Б. Ольшанского и многих других ученых, демонстрируют, что хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы решать психологические задачи, возникающие в процессе взаимодействия со школьниками, их родителями, коллегами и администрацией школы. В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть технологией педагогического управления конфликтными ситуациями. Однако именно вопросы совершенствования организации управления конфликтами на сегодняшний день недостаточно исследованы и требуют системного подхода для разработки эффективных дидактических и воспитательных решений для поставленных педагогических и социальных задач [2].

В исследованиях межличностных конфликтов обучающихся в образовательных учреждениях акцент делается больше на моделях и причинах конфликтного поведения обучающихся и на объяснительных теориях, чем на эффективных средствах урегулирования конфликтов, поэтому возникла необходимость внедрения нового способа урегулирования споров и конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса — служба школьной медиации. Деятельность данной организации заключается в том, чтобы внедрить медиацию в воспитательную работу и получить определенный результат, но могут возникнуть некоторые трудности в процессе реализации работы данной службы, что объясняется достаточно легко — противоречивая позиция медиатора. С одной стороны, у него есть определенная технология, а с другой — он должен быть активистом, управленцем, чтобы ее внедрить и сделать так, чтобы она имела педагогический и социальный результат [1].

Чаще всего в школьной практике конфликты решаются с привлечением административного ресурса, которые предполагает ряд мер для перевоспитания участников спора: проводится профилактическая беседа, в которой выясняют причину разногласий, далее проступок и поведение могут разобрать на школьном совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, ставят на внутришкольный учет или учет Комиссии по делам несовершеннолетних, что на какой-то промежуток времени купирует проблему, но полностью ее не решает [1].

Как раз-таки, благодаря участию в программах службы школьной медиации, участники образовательного процесса смогли бы развивать навыки, которые крайне важны и ценны в повседневной жизни. Во-первых, это навыки общения: понимание границ, связей общения, понимание разницы между межличностными и объектными типами отношений и осознанное поддерживание именно межличностных отношений. Во-вторых, личностные навыки: самоконтроль, способность действовать в неясных условиях (придумывать идеи, проводить анализ ситуации, принимать решения). В-третьих, получение опыта решения споров: применение наиболее благоприятных стратегий поведения в конфликте, умение заметить в споре возможности для регулирования проблем, которые лежат в его основе [4].

В рамках решения задачи выявления и разрешения конфликтов в образовательной организации можно выделить следующие этапы работы для службы школьной медиации [4]:

  1. Проведение семинаров для ознакомления учащихся, педагогов и родителей с возможностями медиации;
  2. Выявление инициативных представителей, выразивших готовность участвовать в работе службы медиации;
  3. Проведение семинаров и тренингов для работников учебного учреждения с отработкой навыков использования медиативного инструментария в зависимости от обстоятельств конфликтной ситуации;
  4. Привлечение профессиональных медиаторов для супервизии накопленного опыта.

Таким образом, метод школьной медиации считается новаторским. Он используется в качестве альтернативного метода с целью разрешения споров и избегания острых конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса. Также программы, разработанные службой медиации помогут участникам спорных отношений в образовательном учреждении становиться все более заинтересованными в самостоятельном урегулировании возникающих противоречий с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по урегулированию конфликта на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы [3].

Развитие медиации происходит достаточно активно, но можно констатировать ряд проблем, с которыми сталкивается современная образовательная система [3]:

  1. Некоторые образовательные организации проявляют негативное отношение к службам медиации и не стремятся их создавать. В таких случаях, даже если служба медиации существует в учебном заведении, ее программы, скорее всего, будут реализовываться только на бумаге, без практической реализации.
  2. Медиатор в основном не имеет глубокие знания в области решения конфликтных ситуаций, так как это может быть любой человек, прошедший специальное обучение, например, краткосрочные курсы повышения квалификации. Однако, для эффективной работы медиатора необходимо вооружить его специальными техниками ведения переговоров, чтобы он не заменял восстановительную медиацию простым разбирательством в спокойном тоне. Для этого медиатора необходимо обучить профессиональному ведению переговоров, чтобы обидчик осознал степень причиненного вреда жертве и захотел загладить нанесенный вред, что, к сожалению, происходит не всегда.
  3. Появляется необходимость введения в штатное расписание школы должности независимого медиатора, роль которого чаще всего выполняет социальный педагог или школьный психолог.
  4. Отсутствует возможность приглашения в школу для конструктивного разрешения конфликтов независимых медиаторов, так называемых медиаторов со стороны, так как до сих пор отсутствует сообщество медиаторов, а также нет специальных программ подготовки данных специалистов.

В заключение, стоит отметить, что именно школа является отражением нашего современного общества с постоянно меняющимися условиями. Отрицательные и положительные социальные процессы сосредоточены вокруг образовательного процесса, который формирует новое общество, остро нуждающееся в способности конструктивно взаимодействовать друг с другом. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет социального партнерства, сотрудничества, учить детей и подростков конструктивным способам разрешения конфликтов. Не случайно процесс медиации в период школьного обучения является самым важным звеном в социальном развитии личности. От того, как будет организован процесс познания и понимания школьником конфликтов в этот период, во многом зависит будущее общества. Таким образом, медиация в практическом отношении должна постоянно развивать и подкрепляться новыми практиками, а также представлять собой многоэтапную процедуру переговорного процесса, в ходе которого конфликтующие стороны при содействии медиатора должны прийти к соглашению относительно урегулирования конфликта.

Литература:

  1. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А. Ю. Коновалов. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. — 256 с. –ISBN 978–5–901075–33–3. — Текст: непосредственный.
  2. Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. — 229 с. — Текст: непосредственный.
  3. Лаврова, Н. М., Лавров, В. В. Измерение функционального ресурса организации / Н. М. Лаврова, В. В, Лавров. — Коуч, 2008. — № 1 (12). — С. 14–17. — Текст: непосредственный.
  4. Солдатова, Г. В. Служба медиации в образовательной организации / Г. В. Солдатова. — Санкт-Петербург: СПб АППО, 2015. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): школьная медиация, образовательный процесс, служба медиации, медиатор, образовательная организация, проведение семинаров, разрешение конфликтов, современная образовательная система, урегулирование конфликта, этап работы.


Похожие статьи

Задать вопрос