Прогулки и экскурсии как формы познавательного развития дошкольников на занятиях по дополнительному образованию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Веснина, Е. Н. Прогулки и экскурсии как формы познавательного развития дошкольников на занятиях по дополнительному образованию / Е. Н. Веснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 209-210. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112446/ (дата обращения: 08.05.2024).



В рамках реализации ФГОС ДО как уровня повышения качества дошкольного образования большое внимание уделяется познавательному развитию детей.

Одна из важнейших задач оздоровительной работы нашего учреждения — это внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Чтобы ребенок вырос активным гражданином страны, необходимо его всестороннее познавательное развитие. Сейчас дети испытывают дефицит общения со взрослыми, поэтому надо уделять как можно больше внимания беседам и разговорам с детьми. Во время этих бесед педагог не только закрепляет знания об окружающем мире, но и формирует у них положительное, эмоциональное отношение к теме беседы.

На занятиях по дополнительному образованию экологического направления большое внимание уделяется познавательному развитию. Речь идет об одном направлении — экскурсии и прогулки.

Экскурсия — особая форма организации работы по экологическому воспитанию, познавательному развитию, важный вид накопления представлений и впечатлений о мире. Это одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводя экскурсию в природу, педагог удовлетворяет детское любопытство, отвечает на вопрос: «А что там, за поворотом?». Экскурсия ставит конкретную цель маршрута, а педагог находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Так, например, чтобы понаблюдать за птицами на деревьях, каждый ребенок выбирает и наблюдает за тем, что больше всего привлекло его внимание. В сознании ребенка идет интенсивный процесс накапливания знаний и представлений об окружающем мире. Дети видят величие, силу и красоту природы, ее разнообразие.

Вот на эту тему «Разнообразие природы» педагог проводит ряд мероприятий: дидактические игры, рисование, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, прогулки. Проводя экскурсию к речке, выясняются вопросы: где берет свое начало речка и куда она течет? После небольшого рассказа во время экскурсии, дети самостоятельно рассматривают понравившееся места. Ребенок осматривается на месте, определяется в своих интересах и по возможности изучает привлекающее внимание предметы. Именно в это время происходит активизация познавательных процессов ребенка.

Наблюдая за обучающимися детского объединения «Родничок», педагог отмечает, какие объекты, моменты заинтересовали их особенно, объясняет и отвечает на индивидуальные вопросы детей, задающих вопросы по собственной инициативе.

Спустя некоторое время, по возвращению в детский сад, с ребятами можно поговорить об увиденном. Беседовать могут воспитатель, родители, которые не были на экскурсии. Иначе теряется смысл разговора, падает речевая активность, пропадает желание общаться. Беседа будет живой и эмоциональной в том случае, если она проводится именно с теми детьми, которые сами все видели и изъявили желание общаться со взрослыми.

Эти экскурсии и прогулки позволяют детям наблюдать явления и объекты в естественной обстановке.

В нашем селе есть прекрасный парк культуры и отдыха. Вот туда мы и совершаем прогулки, но не только для того, чтобы проникнуть в тайны живой природы, в жизнь ее обитателей, полюбоваться красотой. Приходя в парк, дети обязательно здороваются: «Здравствуй, милый сердцу уголок!», а уходя, говорят: «Спасибо! До свидания!» Правило главное, которые дети усваивают из этих прогулок — «природа любит тишину!» Нельзя рвать цветы, разрушать птичьи гнезда, ломать деревья, уничтожать насекомых и т. д. В основе этих запретов лежит понимание того, что все обитатели парка — растения, животные, как и люди, растут, дышат, питаются. И в их жизнь нельзя бесцеремонно вторгаться.

Часто на такие прогулки приходят родители. Стало правилом, осенью вместе с родителями делать кормушки для птиц, а зимой их развешивать и подсыпать туда корм, обязательно во время прогулок дети подкармливают уточек, которые живут в Северском Донце.

В общении с природой дети узнают многое о смене времени года, характерном для нашего региона растительном и животном мире, взаимоотношениях человека и природы. Работа организована по природным циклам: «Приметы весны», «Весна — красна!», «Три весенних братца» и т. д. Каждая прогулка обеспечивает познавательное развитие ребенка и пополняет его знания об окружающем мире. Так на прогулке «Приметы весны» обучающиеся вспоминают первые признаки весенней погоды, народные пословицы и поговорки о весне. Сравнивается и сопоставляется то, о чем говорится в народных приметах с тем, что есть в действительности и делаются выводы.

Прогулки в лес — это рассматривание и наблюдение за деревьями, грибами, цветами, травами.

Обучающиеся детского объединения «Родничок» в лесу встречают рябину, березу, каштан, тополь, липу. А из хвойных деревьев — ель, сосну, тую, пихту. Дотрагиваются до стволов и веточек руками, обхватывают деревья, сравнивают цвет и форму листьев, пробуют на ощупь листья и плоды. Проводится беседа о том, какая растительность встречается в парке, почему одни деревья лиственные, а другие хвойные. Опавшие листья и плоды дети собирают для поделок.

Заметили в траве подорожник, обучающиеся радостно восклицают; «Это лекарственная трава! Он может остановить кровь». Также увидели крапиву, зверобой, ландыш. Собираем гербарий.

Часто наблюдаем за птицами. Ребята видят, как ведут себя воробьи, вороны, синички, голуби. Даже можно увидеть и услышать дятла. Прогулка сопровождается чтением стихотворений, загадками, слушанием музыкальных произведений, подвижными играми. На последующих этапах смены времени года внимание детей снова привлекается к жизни леса, животного и растительного мира. Так происходит последовательное усвоение понятий «сезонное изменение в природе», «животный и растительный мир нашего края», создается яркий образ родного уголка природы.

Познавательному развитию детей способствует их работа в качестве «знатоков». Перед прогулкой в парк мы обычно договариваемся, кто из ребят будет «знатоком деревьев», листьев, птиц, погоды и т. п. «Знаток» в ходе прогулки внимательно наблюдает за своим объектом, слушает рассказ педагога, а затем делится своими наблюдениями. Родители могут ему помогать подобрать стихи, загадки, интересные факты, чтобы ребенок смог блеснуть своими знаниями. Так осуществляется взаимодействие педагога дополнительного образования с детским садом и семьей. Итоговой работы «знатоков» может стать выставка рисунков, поделок из природного материала. Обучающиеся детского объединения делятся новыми знаниями и впечатлениями, полученными на прогулке.

В ознакомлении детей с миром природы огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Сельские дети тесно общаются с природой, хорошо знают растения и животных нашего района. Умение вырастить на земельном участке овощи, плоды и ягоды, позволяет увидеть результат своей деятельности и вселяет в них чувство гордости и победы. Они ежегодно видят, как родители сажают овощи, осенью собирают урожай. Но ни разу не задумались, как растут овощи, какие условия необходимы для их роста? В этом случае познавательное развитие реализуется в проектной деятельности.

Таким образом, важным показателем познавательного развития обучающихся прогулок и экскурсий является проявление любознательности: ребенок задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы, поступкам людей, экспериментирует.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. ЦГК Москва, 2004
  2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021
  3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Мозаика-Синтез, Москва,2009
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, прогулка, детское объединение, окружающий мир, познавательное развитие, экскурсия, детский сад, дополнительное образование, познавательное развитие детей, растительный мир.


Похожие статьи

Задать вопрос