Музыкальные произведения (песни) на рынке цифровых продаж музыкальной индустрии: некоторые вопросы правоприменения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Лопатина, О. В. Музыкальные произведения (песни) на рынке цифровых продаж музыкальной индустрии: некоторые вопросы правоприменения / О. В. Лопатина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112407/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор исследует нормы права, материалы судебной практики, музыкальные произведения в форме песен (как результат творческой (интеллектуальной) деятельности и объект исключительных прав), а также научные материалы по теме работы.

Ключевые слова: музыкальное произведение, интеллектуальные права, исключительные права, авторство, право авторства, песня, гострайтинг.

Музыкальные произведения были востребованы всегда, а значит пропорционально их растущему количеству, для преумножения слушателей на цифровых площадках, появляются и новые способы нарушения авторских прав (цифрового копирования, использования фонограммы, и пр.). Как следствие — наличие тех проблем и сложностей с реализацией своих прав авторами музыкальных произведений, а значит, решение вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью — тема, как никогда, актуальная.

Проанализировав музыкальные произведения как результат творческой (интеллектуальной) деятельности и объекта исключительных прав можно прийти к выводу, что это — рынок, вмещающий в себя деятельность людей по созданию и распространению музыкальной продукции.

На сегодняшний день структуру музыкальной индустрии [1] продаж произведений в цифровом виде можно представить следующим образом:

  1. Онлайн-магазины и стриминговые сервисы. Сегодня их количество уже исчисляется сотнями — это, как интернет-сайты, так и приложения для ПК и мобильных устройств. Принципиально различаются продажа цифровой копии музыкального произведения за деньги (цифровая копия в таком случае передается покупателю) и просто доступ к прослушиванию музыкальных произведений за фиксированную цену, которая взимается на ежемесячной основе.
  2. Дистрибьюторы и агрегаторы — это компании, которые занимаются доставкой музыкальных произведений в онлайн магазины и стриминговые сервисы. Они получают цифровой носитель от артистов и лейблов, проверяют соответствие этих носителей, обложек и метаданных требованиям онлайн магазинов и стриминговых сервисов и передают им в цифровом виде такие произведения.
  3. Лейблы — это компании, которые частично выполняют функции дистрибьюторов по проверке и оформлению цифровых музыкальных произведений, занимаются рекламой произведений и артистов, а иногда и финансируют изготовление фонограмм. Следует отметить, что есть очень крупные лейблы, которые работают с магазинами и стриминговыми [2] сервисами напрямую, минуя агрегаторов. Таких компаний в мире 3: Sony Music, Warner Music и Universal Music. При этом такие лейблы выпускают как продукцию от своего имени напрямую, так и по лицензии менее крупных лейблов.
  4. Артисты — это исполнители музыкальных произведений. В современном мире артисты могут взаимодействовать с лейблами и с их помощью заниматься реализацией музыкальных произведений, а могут распространять свои музыкальные произведения непосредственно через агрегаторов (дистрибьюторов) в цифровые магазины и стриминговые сервисы самостоятельно.
  5. Авторы — это создатели музыкальных произведений. Авторы могут самостоятельно исполнять свои музыкальные произведения и распространять их самостоятельно или через лейблы (выполняя в таком случае функцию артиста) или же предоставлять на правах лицензии свои музыкальные произведения артистам, получая за это или вознаграждение единоразово или на постоянной основе в виде процента от продаж. Автор песен может быть единоличным автором и музыки, и текста, а может объединяться с соавторами, при этом соавторство может быть как в музыке, так и в текстах. Отношения меду соавторами и их вклад в музыкальное произведение определяется их соглашением.
  6. Музыкальные произведения — указанная категория является в современной индустрии именно тем товаром, который продается либо непосредственно покупателю его цифровой копии за вознаграждение, либо доступ к прослушиванию такой копии предоставляется по подписке на стриминговый сервис. Музыкальные произведения могут быть как песнями (то есть иметь и музыку, и текст), так и являться просто музыкальным произведением без текста и (или) вокального исполнения. В общепринятой международной терминологии такой товар называется трек (англ. — track).
  7. Альбом — это сборник музыкальных произведений (треков). Структура метаданных современного рынка сложена таким образом, что альбом может состоять всего из одного трека, в таком случае такой альбом будет назваться синглом (англ. — single).
  8. Обложка — исторический артефакт со времен физических носителей, которые для создания более выгодного впечатления оформлялись графически картинками или фотографиями. Сегодня обложка не имеет существенного значения, но тем не менее в том или ином виде обязательно должна присутствовать у каждого музыкального произведения. Это графический элемент всегда квадрат, с картинкой или рисунком, который отображается при проигрывании трека и является неотъемлемым его цифровым компонентом. Если треки объединены в альбом, одна и та же обложка прикрепляется как к каждому треку, так и к альбому целиком. Обложка, являясь самостоятельным произведением также является объектом авторских прав.
  9. Фонограмма — это законченный вариант музыкального произведения в цифровом виде. Фонограмма включает в себя по мимо текста и музыки — аранжировку, сведение и мастеринг (результат технической и творческой обработки звука). Лицам, осуществляющим деятельность по созданию фонограмм, не являющимся авторами аранжировки (аранжировка предполагает авторство ее создателя), принадлежат смежные права на нее, которые, однако, в современном цифровом мире никак не фиксируются.
  10. Метаданные — это описание по строгой форме содержащее в себе следующие элементы: жанр музыкального произведения, язык музыкального произведения (при наличии текста), информация о названии музыкального произведения и артисте, информация об авторе музыки, информация об авторе текста (при наличии), информация о правообладателя лицензии, информация о том является ли музыкальное произведение оригинальным или представляет собой новую версию другого произведения (кавер) или же другой вариант фонограммы музыкального произведения (ремикс) и дата выпуска музыкального произведения.

Итак, перечислив элементы музыкальной индустрии, касающейся современного рынка продаж цифровой музыки, можно констатировать, что все последующие отношения, а соответственно и их правовое регулирование так или иначе происходит вокруг и по поводу этих элементов. В первую очередь интересует самый полный с точки зрения наличия всех возможных указанных выше элементов вариант музыкального произведения — песня.

Первое, о чем следует сказать, понятие «песня» в российском законодательстве, в отличие от законодательства некоторых других стран, не закреплено.

Песня — это частный вариант музыкального произведения, включающее в себя музыку и текст. Музыкальное произведение в соответствии с частью 1 ст. 1259 ГК РФ [3] является объектом авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Законодатель в части 1 ст. 1259 ГК РФ, перечисляя объекты авторских прав не выделяет песню в отдельное произведение, относя ее к музыкальным произведениям, с оговоркой о том, что такое произведение может быть как с текстом (что и является песней), так и без него. Тем не менее, представляется, что песня является сложным объектом, так как содержит в себе 2 охраняемых элемента: текст и музыку, которые охраняются не только в их взаимосвязи, но и по-отдельности. Такого же подхода придерживается и практика как делового оборота, так и правоприменительная, в частности исследуя вопросы плагиата, суды обращают внимание как на совокупность этих элементов, так и на каждый из них в отдельности.

Предполагается, что все-таки песня является сочетанием музыкального и литературного произведения. При том что, возможно, это не бесспорное утверждение, оно, однако, подтверждается, зачастую, и практикой создания такого произведения. Существует множество примеров песен написанных на стихи авторов, которые не предполагали использование таких стихов в составе музыкального произведения с одной стороны, и с другой — стихи, авторы которых предполагают целенаправленно их использование в составе музыкального произведения, но самостоятельно такое музыкальное произведение создать не в состоянии, а лишь могут участвовать в этом процессе исключительно в качестве соавторов.

Следует так же отметить, что отсутствие специального термина для музыкального произведения с текстом (песня) в положениях закона не является сколько-нибудь значимой проблемой, так как на практике подход к этим вопросам разрешен именно таким образом, как указано выше. Составные элементы такие как музыка и текст обязательны к указанию по-отдельности, в равной степени охраняются законом и относятся к метаданным трека.

Из сказанного выше естественным образом вытекает мысль о том, что песня — это такое музыкальное произведение, которое как минимум может быть создано в соавторстве авторов текста и музыки (что, конечно, не является обязательным).

Исходя из того, песня предполагается как сложный объект, следует рассмотреть хотя бы эскизно его особенности, к которым, например, относится перевод.

В соответствии с частью 1 ст. 1260 ГК РФ, переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения. Таким образом, предполагается, что если текст песни является переводом стихов с другого языка, то соответствующим образом должно быть указано авторство как оригинальное, так и переводчика. Такие примеры в практике есть, однако, указание первоначального авторства происходит не всегда. По моему мнению, подобное не указание первоначального авторства является правонарушением.

С другой стороны, указанные выше положения закона свидетельствуют и о том, что автору переработанного произведения, например, создателю другой аранжировки (в современной практики такое часто называется — ремиксом), также принадлежат право авторства на такую переработку.

Конечно, следует отметить, что и в том, и в другом случае, такие переработки должны происходить исключительно с согласия автора (или иного правообладателя в случае передачи автором прав на охраняемый объект авторских прав третьим лицам по лицензионному договору, например), что, к сожалению, на практике происходит далеко не всегда.

Такая необходимость следует из положений с пунктом 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ, так как право на переработку произведения относится к исключительным правам на произведение и при отсутствии специальных обстоятельств, указанных в законе, о которых пойдет речь ниже.

  1. Если произведение перешло в общественное достояние вследствие истечения сроков его охраны (70 лет с момента смерти автора). По истечении указанного срока такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения продолжают охраняться (ст. 1281, ст. 1282 ГК РФ). Однако стоит иметь в виду, что автор музыки и текста песни могут не совпадать в одном лице, и автор музыки может умереть, например, раньше, чем автор текста песни. В данном случае исчисляться время для истечения срока правовой охраны должно с момента смерти последнего из переживших соавторов — абзац 2 п. 1 ст. 1281 ГК РФ.
  2. Использование музыкального произведения при необходимости исключительно в личных целях — ст. 1273 ГК РФ. Под личными целями здесь понимается использование произведения для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи, а под использованием произведения при необходимости понимается использование в единичных экземплярах, количество которых оправданно и необходимо для удовлетворения названных потребностей.
  3. Публичное исполнение обнародованного музыкального произведения путем его представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях (п. 6 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ). Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии — ст.1277 ГК РФ.
  4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения — ч. 4 ст. 1274 ГК РФ.
  5. Допускается распоряжение исключительным правом и в форме односторонней распорядительной сделки — разрешения правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности. Кроме этого, часть 5 ст. 1233 ГК РФ предусмотрено, что правообладатель может сделать путем публичного сообщения неопределенному кругу лиц заявления о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение либо объект смежных прав [4] на определенных правообладателем условиях в течение указанного им срока. Для этого, однако, необходимо, чтобы воля правообладателя однозначно свидетельствовала о его желании разрешить тому или иному лицу использовать его произведение на тех или иных условиях.

Однако запрет на переработку произведения без согласия правообладателей не останавливает авторов переработок. Известен даже случай, когда такая не согласованная первоначально с правообладателями произведения переработка, в последующем, набрав популярность в социальных сетях такое одобрение получила, а в последствии была удостоена даже премии на самом известном в мире конкурсе Grammy Music Award. Речь идет о треке Saint Jhn — Roses (Imanbeck remix). Пример, весьма условный, так как не относится к правовом регулированию РФ: премия международная, а ее обладатель — гражданин Казахстана, но в Российской действительности подобные первоначальные отсутствия согласий правообладателей, авторов переработок (remix-ов) также нисколько не смущают. Вдохновленные приведенным выше примером они уверенно и повсеместно нарушают законодательство уже нашей страны.

Определив особенности песни как объекта авторского права, естественным образом следует поговорить о правах авторов, которые возникают у них в связи с созданием такого произведения.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1255 ГК РФ, Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

К таким правам в соответствии с частью 2 той же статьи относятся: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения. Рассмотрим эти права:

Право авторства — это право на признания именно автора произведения и никакого другого лица считаться таковым. Это понятие сформулировано законодателем не случайно и развивается в других законах в том числе в публично-правовой области. Так в соответствии с частью 1 ст. 146 УК РФ, это понятие фигурирует для описания состава преступления. Часть 1 указанной статьи формулирует публично-правовую ответственность лицам, которые незаконным образом присваивают себе авторство, которое им не принадлежит (плагиат), квалифицирующим признаком такого состава является причинение крупного вреда.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в отдельных случаях такое правонарушение предполагается общественно опасным. При этом, надо сказать, что реальная практика музыкальной индустрии изобилует примерами таких нарушений. Конечно, говорить об их общественной опасности можно только в совокупности с причинением крупного вреда, но зачастую этот вред заключается в недополученных от продаж песни в онлайн магазинах и стриминговых сервисах доходах, а это обстоятельство зачастую является случайным, так как популярность тех или иных музыкальных произведений — это зачастую не контролируемый процесс.

Таким образом можно сделать вывод о том, что любой плагиат потенциально может повлечь за собой публично правовую ответственность в виде уголовного наказания в особых случаях, даже связанного с реальным лишением свободы на срок до 6 лет (при таких отягчающих обстоятельствах как совершение преступления группой лиц, или в особо крупном размере, или с использованием служебного положения).

Следует также дополнить, что законодатель считает такое право авторства неотчуждаемым и определяет ничтожность отказа автора от такого права — ч. 1 ст. 1265 ГК РФ.

Между тем, повсеместная реальность музыкальной индустрии такова, что указанные законоположения нарушаются очень часто. Здесь имеется ввиду добровольный отказ авторов от своего авторства в пользу третьих лиц, которые в последствии как раз указываются в качестве авторов произведения, что свидетельствует о том, что сформулированные в законодательстве предписания и запреты музыкальная индустрия не воспринимает. Более того, такие ничтожные отказы зачастую даже сопровождаются оформленными в письменном виде договорами, предполагающими невозможность автора в последствии предъявить какие-либо претензии при указании в качестве автора слов или музыки не его. Такого рода соглашения, разумеется, являются ничтожными. Ситуация осложняется и тем, что желание автора остаться неизвестным допускается законом, но она технически не реализуема в контексте метаданных, которые следуют с каждым треком, так как метаданные предполагают обязательное указание автора произведения.

В современной музыкальной индустрии [5] прочно закреплены и существуют следующие понятия «бит» (англ. beat) и «Гострайтинг» (англ. ghostwriting).

Под понятием «бит» подразумевается все что не является текстом и мелодией, исполняемой вокалом, то есть большому счету как минимум очень значимой части музыкального произведения авторство, безусловно принадлежит его автору. Это и гармония, и аранжировка, а иногда и существенная часть звучания фонограммы. Между тем, повсеместным является заключение договора между автором «бита» и покупателем, по которому последнему переходят все права на это произведение без права указания автора произведения в качестве такового. Такое положение дел должно совершенно однозначно квалифицироваться как нарушение права на авторство, пока в законодательстве отсутствуют какие-либо изъятия на этот счет. Более того, объемы продаж некоторых треков с такими «битами» совершенно точно превышают даже особо крупный размер, что позволяет говорить о том, что это преступления, которые не получают должной оценки со стороны государства.

«Гострайтинг» — это написания всей песни автором (или соавторами), который (или которые) в последствии отказывается (отказываются) от своего авторства в пользу другого лица, которое указывает в качестве автора себя. В целом это явление по большому счету договором авторского заказа, с той лишь разницей, что происходит умышленное присвоение авторства покупателем, с которым за вознаграждение соглашается продавец.

«Гострайтинг» явление еще более интересное чем «бит», так как если автор «бита» играет роль соавтора (что не отменяет его права на авторство), то лицо занимающиеся «гострайтингом» является автором всего произведения целиком. Лицо же, которое, заплатив «гострайтеру» деньги, указывая свое авторство совершает тем самым противоправное деяние, а если такое произведение в результате получит общественное признание и, как следствие, получит большой объем продаж, вполне допустимо на наш взгляд говорить о том, что такое противоправное деяние станет преступлением.

Осложняет ситуацию и то обстоятельство, что подобные частные случаи как даже следует из их англоязычных названий, не являются чем-то изобретенным на территории Российской Федерации, а являются обычной практикой мировой музыкальной индустрии, частью которой в свою очередь является музыкальная индустрия России.

В указанных выше случаях законодателю следует оценить подобное положение дел и внести соответствующие изменения и уточнения в формулировки закона, либо государству следует пресекать такие деяния как противоправные, так как при существующей практике подобный оборот находится в «серой зоне».

Право автора на имя закреплено ст. 1265 ГК РФ. Данное право является неотчуждаемым и непередаваемым, так же, как и право авторства.

В объем этого права входит недопустимость, например выпуска песен под именем другого автора, с целью привлечения к этим музыкальным произведениям дополнительного внимания, например.

Право на неприкосновенность произведения представляет собой недопустимость без согласия автора внесения изменений в произведение, его искажение, извращение, сокращение, дополнение, помещение в недопустимый контекст, а также такие изменения порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора.

Ранее говорилось о недопустимости переработки песен с целью создания новых произведений (ремиксы), мотивируя это обстоятельство в первую очередь нарушением исключительных прав автора или иного правообладателя на произведение, полагаем что при определенных обстоятельствах такая переработка будет не допустима и с точки зрения нарушения права автора на неприкосновенность произведения в том случае, если такого согласия от него не получено.

Следует также отметить, что указанное право также не является изобретением Российского законодателя [6], а так или иначе закреплено в законах стран романо-германской группы).

В соответствии с положениями ст. 1268 ГК РФ, содержание права на обнародование произведения составляет свободная воля автора сделать произведение общедоступным тем или иным образом или отказаться от такой общедоступности. Законодатель при этом дает уточнения о том, что передача исключительных прав на произведение предполагает такое согласие, а обнародование произведения после смерти автора возможно только в том случае, если автор не выразил однозначно запрет на такое обнародование.

В данном случае, можно утверждать, что конструкция указанного законоположения строится от обратного, то есть статья устанавливает запрет на обнародование произведения без воли на то автора во всех случаях кроме указанных изъятий. Следует отметить, что с учетом общепринятого порядка функционирования музыкальной индустрии, основанном на передаче исключительных прав от одних участников к другим (о которых пойдет речь далее), указанная норма сформулирована достаточно конкретно, на практике исполняется и значимых вопросов не вызывает.

Обнародование произведения происходит в современном мире преимущественно путем размещения его цифровой копии в онлайн магазинах и на стриминговых площадках. Автор либо лично являясь артистом передает исключительные права по лицензионному договору лейблу или агрегатору, либо передает по договору права на произведение артисту, который в свою очередь действует точно также. Передача таких прав подразумевает разрешение автора на публикацию и предполагает ее.

В соответствии с ч. 1 ст. 1270 ГК РФ, автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Исходя из сформулированной конструкции можно сделать вывод о том, что, во-первых, автор вправе распоряжаться результатам своей деятельности на свое усмотрение, лицо получившее от автора право на использование произведения вправе также распоряжаться произведением на свое усмотрение в объеме, в котором оно такое право приобрело от автора.

Важным является также то, что срок «жизни» исключительного права составляет 70 лет после смерти автора и исчисляется с первого января года, следующего за годом смерти автора в соответствии с положениями ст.1281 ГК РФ. В случае соавторства указанный срок считается аналогичным образом с момента смерти соавтора, прожившего дольше остальных. Также обращает на себя внимание, что течение этого срока имеет два условия продления: в случае если автор был репрессирован (течение срока начинается с первого января следующего за годом посмертной реабилитации) и в случае, если автор являлся участником Великой Отечественной войны (срок продляется на 4 года). Примеров таких изъятий в отношении музыкальной индустрии нам не известно, однако, для полноты картины следует сказать и о них.

Исключительное право переходит по наследству — ч.1 ст. 1283 ГК РФ. Отдельно обстоит дело в случаях выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ) — в таком случае исключительное право прекращается и произведение переходит в общественное достояние. При этом в случае смерти одного из соавторов исключительное право прекращается в части принадлежащего ему права, если произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, либо, если произведение образует неразрывное целое, доля умершего соавтора в исключительном праве переходит ко всем пережившим соавторам в равных долях.

Возможность передачи исключительных прав от автора (соавторов) произведения третьим лицам является краеугольным камнем всей музыкальной индустрии. В действительности любые продажи музыкальных произведений являются следствием передачи таких прав, а весь современный цифровой рынок музыкальной индустрии по большому счету представляет собой посредников между слушателями таких произведения и артистами. Отношения же между артистами и авторами в том случае, если они артистами не являются чуть более сложные.

Артист не является посредником, своим исполнением он однозначно вносит определенные краски в итоговую фонограмму и зачастую бывает так, что значимость этих красок даже важнее нежели само произведение. Законодателем указанная реальность легально определена. Внесение таких красок называется исполнением, а лицо, называющееся в музыкальной индустрии артистом, имеет легальное определение — «исполнитель». Исполнитель обладает самостоятельным авторским правом — правом автора исполнения и исключительным правом на исполнение (ст. 1313–1315 ГК РФ).

В заключение следует сказать несколько слов о механизмах передачи исключительных прав. Принципиально таких механизма 3:

  1. Договор об отчуждении исключительного права, в соответствии с которым исключительное право передается в полном объеме (ст.1285 ГК РФ);
  2. Договор авторского заказа — при котором произведение создается автором специально для передачи заказчику (ст. 1288);
  3. Лицензионный договор — который предполагает передачу прав на использование произведения в объеме, определенном таким Договором.

Первые два Договора как правило заключаются между авторами и артистами (исполнителями) или лейблами, которые предоставляют материал артистам (исполнителям).

Третий Договор заключается между артистом (или автором если он также артист) и лейблом или агрегатором (дистрибьютором). А также между лейблом и агрегатором (дистрибьютором), а также между лейблом или агрегатором (дистрибьютором) и каждым магазином или сервисом, в том случае если магазин или сервис находится на территории Российской Федерации.

Защита авторских прав на музыкальное произведение сегодня жизненно необходима. Недостаточно создать авторский продукт. Важно, оформив авторство на музыкальное произведение, доказать свои права на этот продукт. Защитить себя и свое творчество от посягательств третьих лиц.

Результат творческой деятельности, в данном случае — это песня, закрепляется за автором, который может на свое усмотрение использовать данное произведение. Возникновение авторского права на музыку происходит в момент создания произведения. Авторское право должно быть зарегистрировано создателем музыки. Таким образом, авторство будет зарегистрировано на законодательном уровне, что в свою очередь фиксируется в соответствующем свидетельстве. Автором закрепляются все права за собой, относительно использования музыкального произведения и полностью защищаются его имущественные права. В случае нарушения прав автора или правообладателя именно свидетельство станет важным инструментом в судебном разбирательстве.

В работе проанализированы музыкальные произведения (песни) как результаты творческой (интеллектуальной) деятельности и объекты исключительных прав в рынке цифровых продаж музыкальной индустрии.

В исследовании дана характеристика рынка музыкальной индустрии. Рассмотрено такое музыкальное произведение и объект авторских прав как песня, как, одного автора так и в соавторстве. Выделены права авторов и иных лиц на песню.

Литература:

  1. Снежинская, М. Г. Музыкальная индустрия как социокультурный феномен: дис. докт. социол. наук/ М. С. Снежинская. — Москва, 2019. — 201 с.
  2. Жарова А. К. Интеллектуальное право. Защита интеллектуальной собственности. Учебник. М.: Юрайт, 2024. 380 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
  4. Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности. Учебник. Учебник. М.: Проспект, 2020. 896 с.
  5. Агеев, А. И. Тенденции развития музыкального российского медиарынка / А. И. Агеев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 83–85. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69532/ (дата обращения: 23.01.2024).
  6. Матвеев А. Г. Российская модель права на неприкосновенность произведения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. Выпуск 4 (14) 2011г. — URL: https://www. jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/vypusk4142011/17–2010–12–01–13–31–58/-4–14–2011/264–12-rossijskaya-model-prava-na-neprikosnovennost-proizvedeniya (дата обращения: 23.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, музыкальное произведение, произведение, музыкальная индустрия, автор, авторство, том, артист, лицо, обнародование произведения.


Похожие статьи

Задать вопрос