Описание костюмов персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его культурная значимость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Чжу, Пэймяо. Описание костюмов персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его культурная значимость / Пэймяо Чжу. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112404/ (дата обращения: 01.05.2024).



Являясь одним из составляющих факторов внешнего образа персонажей в литературных произведениях, костюм может прямо или косвенно отражать характер, вкус, коннотацию и воспитание героя, и он играет важную роль в формировании образа героя и подчеркивании индивидуальности героя. Обсуждение костюма героев литературных произведений помогает читателям лучше понять характер героев и темы того времени, отражённые в произведениях, а также культурную значимость костюма и образов.

«Отцы и дети» — один из наиболее выдающихся романов И. С. Тургенева. Обсуждая описания костюмов его героев, мы анализируем связь между костюмами героев и их образами и судьбами; анализируем классовые и межпоколенческие противоречия, представленные костюмами, через различия в костюмах главных героев, чтобы доказать важность изучения описания костюма для понимания произведений. Кроме того, мы также исследуем культурное значение, содержащиеся в изображениях костюма.

Ключевые слова: «Отцы и дети», описание костюма, изображение костюма, культурная значимость.

  1. Описание костюма героев в романе «Отцы и дети»

Гете сказал: «Истинная жизнь искусства заключается в мастерстве и описании отдельных особых вещей» [1]. В литературных произведениях описание костюма относится к описанию деталей, а детали играют важную роль в литературных произведениях. Описание костюма может обогатить образы героев и сделать их более яркими и полными; описание костюма может подчеркнуть характер героев и сделать личностные характеристики героев более выразительными; описание костюма также может показать статус героев [5].

Сравнение материалов, узоров и цвета костюма — самый простой и прямой способ отличить разное социальное положение героев. В романе «Сон в красном тереме», одном из четырёх главных литературных шедевров Китая, описание костюмов героев очень подробное и самобытное. Благодаря подробному описанию автора Цао Сюэциня мы можем более глубоко анализировать и понимать персонажей романа, а в процессе чтения мы даже можем использовать эти фрагменты описаний костюма, чтобы обрисовать похожих персонажей в нашем собственном сознании. В этом случае персонажи один за другим появляются в произведении, яркие и интересные, что очень полезно для нашего читательского опыта. Но, конечно, не только в классическом китайском романе «Сон в красном тереме», но и в классических русских романах описание костюма имеет аналогичный эффект.

И. С. Тургенев был выдающимся русским писателем XIX века. За свою более чем 40-летнюю писательскую жизнь Тургенев создал шесть романов, которые назвали летописью духовной жизни русской интеллигенции, а также большое количество произведений в различных жанрах, таких как рассказы, комедии и стихи в прозе. В романе Тургенева «Отцы и дети» мы можем увидеть множество описаний костюма героев.

(1) Образ Базарова

Описания костюма Базарова встречаются в романе нечасто. В эпизоде первого появления Базарова на нём «длинный балахон с кистями» [7, с.171]. Здесь следует подумать о его внешнем виде. Базаров — студент. Его однокурсник и поначалу друг Аркадий родился в дворянской семье. Хотя одежда необязательно должна быть слишком роскошной, она, по крайней мере, должна быть аккуратной и приличной, но одежда Базарова длинная и большая. Очевидно, одежда эта ему не подходит. С другой стороны, слуга, который пришёл, чтобы забрать вещи его и Аркадия, носит бирюзовые серьги в ушах, его волосы смазаны маслом и цвета были красочного. Из этого описания мы можем почувствовать отличие Базарова от дворян.

В процессе чтения романа мы можем еще раз столкнуться с подобным описанием. После первой встречи, то есть после того как Базаров впервые столкнулся с дядей Аркадия Павлом Петровичем, он, сидя у кровати Аркадия, уже одет в халат. В XIX веке русское дворянство выступает за западную культуру и настроено прозападно. Базаров находится в дворянском поместье, но он носит халат, что отражает его противоречие с дворянским классом. Утром второго дня после прибытия в дом Аркадия Базаров встал рано и пошёл к реке. Когда он вернулся, чтобы выпить чаю со своим однокурсником, отцом и дядей Аркадия, в книге это описывалось так: «Действительно, по саду, шагая через клумбы, шёл Базаров. Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы» [7, с.188]. Здесь видно, что Базаров не заботится о том, что он носит. Это сильно отличается от дяди Аркадия Павла Петровича, который уделяет большое внимание своему внешнему виду и всегда появляется перед всеми в чистоте и порядке. Это также отражает то, что между ними обязательно будут противоречия.

В романе мы постепенно узнаем о жизни Базарова. Базаров — единственный сын своих родителей. Он родился в семье, происходившей из разных слоев общества, и поэтому находился в неудобном положении. Его отец Василий Иванович был обычным врачом. Мать Базарова, Алина Власьевна, — знатная дама. С такой родословной Базарова не принимают в кругу простых людей. Все думают, что он выше их. Но дворяне не стремятся считать его «своим» из-за его отца. Родители очень любят Базарова и гордятся им, хотя не всегда понимают его и не разделяют его взглядов. Однако они терпят его спокойное отношение и не всегда соответствующее поведение. Поэтому статус Базарова в обществе очень противоречив. Он построил свою жизнь на принципах нигилизма. Нигилизм был очень популярен в России в 1860-е годы. Нигилисты декларировали отказ от всех традиций и принципов благородного общества и искусства. Базаров также провозгласил свое неприятие всех традиций, высшего общества, искусства, принципов и единства человека с природой. Он утверждал, что человек имеет право брать все, что ему нужно, и не заботиться об этом. Но это совсем другое понимание, чем у благородных братьев Кирсановых, которые находятся на вершине общества и стремятся к высшему обществу, а также к совершенному искусству. Это является первопричиной их ссоры.

Последнее описание костюма Базарова в романе дается тогда, когда он покинул дом Аркадия и после дуэли с Павлом Петровичем на полпути к своему дому заехал в усадьбу Одинцовой. Когда Аркадий увидел его, «вид Базарова тотчас его успокоил, хотя более опытный глаз, вероятно, открыл бы в энергической по-прежнему, но осунувшейся фигуре нежданного гостя признаки внутреннего волнения. С пыльною шинелью на плечах, с картузом на голове» [7, с.338]. Фактически роман в это время близится к концу, и это также является предзнаменованием конца Базарова. Базаров обычно очень спокоен и придерживается своих собственных принципов несмотря ни на что, но сейчас ему не по себе. Видно, что набор принципов в его сердце также тайно рухнул. На нём пыльное пальто, которое может показать, что он хочет быстро покинуть место, о котором он язвил. Что касается того, куда идти, продолжать ли придерживаться своих собственных идей или соответствовать обществу, мы полагаем, это не секрет; более того, это также отражает смущение Базарова. Само собой разумеется, когда человек приходит в дом своего любимого человека, он должен одеваться очень хорошо или аккуратно, но Базаров весь в пыли. Базаров — человек, который изначально был самолюбив. Но сейчас его идеалы были сломлены.

Конечно, в финале Базарова не было никакой неизвестности. Он в конце концов поддался времени, вернулся в свой родной город, последовал за своим отцом — стал лечить людей, и, наконец, умер из-за неудачного заражения вирусом.

Читая роман, мы можем узнать, что Базаров — типичный интеллектуал, по социальному положению он разночинец, по убеждениям — нигилист, и он представляет собой образ «нового человека». Во-первых, Базаров яростно отвергал существующий строй; во-вторых, он презирал дворянское сословие. Базаров был убежден, что истина в его собственных руках, он герой своего времени и имеет право презирать дворянский класс. Он всегда спокойно воспринимал гневные вызовы дворян и часто демонстрировал пренебрежительное отношение к ним. В спорах и на дуэли он был благородным победителем. В конце концов, Базарову пришлось признать, что его слава и сила остались в прошлом. Более того, Базаров всегда гордился своим гражданским статусом и поддерживал тесные отношения с народом. Базаров отличается от Басистова, второстепенного героя романа «Рудин». Он больше не является последователем выдающихся дворян. Он понял, что простолюдины выше дворян. Это ещё один важный признак усиления гражданской власти. В то же время Тургенев показал ситуацию, в которой интеллектуальный образ жизни Базарова отделяет его от народа. Крестьянин прокомментировал поведение Базарова и сказал о нём: «Известно, барин; разве он что понимает?» [7, с.353] Это замечание очень глубокое. Оно раскрывает превосходство Базарова над простыми крестьянами и отстраненность от народа. Среди гражданской интеллигенции того времени это тоже было типичным явлением и одна из важных причин провала последовавшего затем движения народничества.

(2) Образ Павла Петровича

Описание костюма Павла Петровича Кирсанова много раз встречается в романе. Когда Павел Петрович впервые появляется, автор описывает его так: «В это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов» [7, с.179]. По сравнению с костюмом Николая Петровича костюм Павла Петровича с первого взгляда заставлял людей чувствовать, что он дворянин, строгий и образованный человек. Действительно, позже можно узнать, что Павел Петрович вырос в обеспеченной семье с хорошими условиями для карьерного роста и воспитания, с хорошим образованием и началом для дворянской жизни.

В более позднем описании костюма Павла Кирсанова мы также можем увидеть его элегантность. Когда он увидел своего племянника Аркадия, он «вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивее от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику» [7, с.179]. Когда они вчетвером пили чай вместе, «на нём был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упирались в выбритый подбородок» [7, с.185]. В строках этого описания раскрывается элегантность Павла Петровича, «изящный» костюм, маленькие и красивые шляпки. Разве это не изысканный костюм дворян 19 века? «Тугие» воротнички рубашки в цветочек, надетой в тон халату, отражает его стремление к благородной жизни. В то же время мы также можем думать следующим образом: человек в возрасте сорока лет готов тратить время на то, чтобы одеваться каждый день и сочетать один предмет одежды с другим, и так каждый день одно и то же. Так примет ли он новое, одобрит ли новые идеи Базарова и Аркадия? Очевидно, что нет, он будет придерживаться присущего ему старого стиля, потому что ему нравится его устоявшийся образ жизни. Так что костюм Павла Петровича даёт ключ к бесконечным спорам между ним и Базаровым, которые случатся позже.

После ранения на дуэли с Базаровым его костюм всё ещё великолепен: он «надел тонкую батистовую рубашку, щегольскую утреннюю курточку и феску» [7, с.324]. Всё это демонстрирует его элегантность. Несмотря на ранение, дворянский темперамент в нём всё ещё существует. Неудача на дуэли с Базаровым заставила его задуматься о том, устарели ли его идеи. В конце концов, спор между отцами и детьми, наконец, подошел к концу. Павел Петрович начал учиться принимать новые вещи. Он покинул поместье своего брата, но его дворянский стиль продолжает существовать, и Павел Петрович по-прежнему красиво выглядит и хорошо одевается.

На самом деле Павел Петрович — умный и честный человек, но его взгляд на жизнь устарел и формален. Он не понимает мыслей и поведения обычных людей. По словам Базарова, люди его боятся. Он принципиальный, остроумный и благородный человек. В постоянных спорах с Базаровым он является ценным оппонентом и отстаивает права и свободы человека, право на личное мнение и чувство собственного достоинства.

(3) Образ Фенечки

Федосья Николаевна (Фенечка) является второстепенным героем произведения, но её яркий образ позволяет до конца раскрыть внутреннюю душевную борьбу главного героя Базарова. Фенечка — молодая женщина, скромная, боязливая, тихая простая крестьянка, родившая сына от хозяина-помещика Кирсанова.

В начале романа «она в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах» [7, с.182]. Всем известно, синий символизирует меланхолию, невинность и простоту, а белый символизирует чистоту. Фенечка — невежественная и простая девушка, родилась в крестьянской семье, но сейчас живёт в дворянской усадьбе. Она родила ребёнка от Николая Петровича. Павел Петрович не признаёт её, а Николай Петрович не делал ей официального предложения стать его женой. Она осторожно живёт в барской усадьбе до приезда Базарова.

Когда Павел Петрович, Николай Петрович, Аркадий и Базаров пили чай, а Фенечка лично подавала им чай, «на ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах» [7, с.187]. Из описания костюма мы видим, что Фенечка — молодая женщина, которая очень любит чистоту. Следующий эпизод также подтверждает наше мнение о том, что мать Фенечки очень любит чистоту. С детства Фенечка уделяла большое внимание гигиене, хотя Фенечка живёт в простом доме, она убрала его очень чисто и аккуратно.

После того как Базаров разочаровался в Одинцовой, он вернулся в дом Кирсанова, погрузился с головой в эксперименты и не обращал внимания на другие вещи. Образ Базарова в сознании Фенечки всегда был очень хорошим. Прибытие Базарова и некоторые его поступки немного взволновали Фенечку. В этом месте повествования мы обнаруживаем, что костюм Фенечки претерпел незначительные изменения. Она одета в тонкую белую юбку. Это незаметное изменение показывает изменение в душевном состоянии Фенечки.

Наконец, Николай Петрович дал ей заслуженное имя, и они официально поженились. В это время костюм Фенечки резко изменился. Она больше не одевалась просто, как раньше, а была «в свежем шелковом платье, с широкою бархатною наколкой на волосах, с золотою цепочкой на шее» [7, с.366]. Изменение в костюме связано с тем, что она начала жить дворянской жизнью.

В романе автор описывает эту молодую женщину как заботливую, внимательную, любящую и чуткую мать. Эта девушка не образована и неграмотна, но она воспитана, вежлива и умна. Несмотря на свой низкий социальный статус, она глубоко любит отца своего ребёнка, предана ему, относится к нему с уважением и почтением и всегда чувствует, что имеет право быть с ним. Автор очень нежно описывает образ Фенечки, рассматривает её как неотразимый благоухающий цветок и восхищается её искренностью и духовной открытостью. В финале романа хозяин поместья решает узаконить отношения с молодой женщиной, матерью его ребёнка, и женится на Фенечке. Автор выразил своё положительное отношение к героине, что наглядно показало, что Федосья Николаевна заслуживает настоящего семейного счастья, потому что эта высокодуховная женщина умеет любить искренне и бесконечно.

  1. Культурная значимость описания костюма в романе «Отцы и дети»

Каждый костюмный образ имеет своё собственное значение, и тщательное понимание характеристик каждого костюмного образа очень помогает нашему пониманию романа. Например, в романе головной убор (шляпа, шапка, фуражка и пр.) встречается несколько раз. Рассмотрим контексты, в которых упоминается эта часть костюма:

— После того как Николай Петрович забрал сына и вернулся домой, он снял картуз (Гл. IV).

— Дядя Павел Петрович носил маленькую и красивую феску за обеденным столом. Когда он потерпел неудачу на дуэли, он тоже носил феску (Гл. V/Гл. XXIV).

— Служанка Анны Сергеевны носит на голове чепец (Гл. XIII).

— Тимофеевич, слуга семьи Базаровых, носит повседневную картуз (Гл. XVII).

— В конце романа сельская женщина, которую лечит Базаров, носит рогатую кичку (Гл. XXVII).

— В описании матери Николая Петровича мы также видим, что на голове у неё очень пышный чепец, закрывающий волосы (Гл. I).

— Базаров носит фуражку, когда впервые встретил Павла Петровича (Гл. II).

— Когда Базаров шёл от реки, на голове у него была старая круглая шляпа (Гл. V).

— Когда Базаров вышел из дома Аркадия и направился к дому Одинцовой, на голове у него был картуз с козырьком (Гл. XXV).

— Тетя Одинцовой в чепце (Гл. XVI).

— В описании отца Базарова также упоминалось, что на нём была засаленная ермолка (Гл. XXI).

— Когда мать Базарова впервые появляется, на голове у неё белый чепец (Гл. XX).

Итак, во всем романе головные уборы появляются много раз, так почему же русские обычно их носят?

На самом деле, для ношения головных уборов есть причина. Традиционно все славяне, мужчины и женщины, на протяжении веков всегда покрывали голову. Это связано прежде всего с религиозными убеждениями, однако есть и практическое значение головных уборов: закрывать голову от солнца, дождя, пыли или холода [4]. Со времён Петра I аристократическая и дворянская Россия перенимает европейскую моду. В то время головные уборы были неотъемлемой частью мужского и женского гардероба. Если вы не наденете шляпу и обнажите голову, когда выйдете на улицу, это будет считаться грубым нарушением этикета и верхом неприличия. В середине 19 века, в период, описанный в романе, замужние дамы должны были носить головной убор, чтобы покрывать голову не только, когда они выходили на улицу, но и дома. Аристократки того времени использовали шарф, чтобы покрыть голову [6]. Более модные дамские шляпки были украшены кружевными оборками, закрывающими затылок и шею. Вот почему шляпы и другие головные уборы часто встречаются в романе. Однако с течением времени дамские шляпки стали всё меньше и меньше прикрывать голову, и они просто стали красивым аксессуаром.

В дополнение к частому появлению головных уборов в романе добавим, что есть также много изображений костюма, которые также часто встречаются, такие как:

— Мать Николая Петровича одета в шёлковое платье (Гл. I).

— Фенечка надела свежее шёлковое платье в конце романа и широкую бархатную наколку для волос (Гл. XXVIII).

— Матвей Ильич одет в великолепный бархатный шлафрок (Гл. XII).

— На Кукшиной неопрятное шёлковое платье и короткая жёлтая бархатная шубка (Гл. XIII)

— Одинцова одета в платье из черного шелка с сероватым блеском (Гл. XIV).

Мать Николая Петровича, Матвей Ильич и Одинцова — дворяне. Фенечка наконец вышла замуж за Николая Петровича и начала жить благородной жизнью, поэтому по сравнению с другими героями романа вся их одежда изготовлена из шёлка, атласа и бархата, что легко понять. Как мы упоминали ранее, костюм дворянского класса находился под влиянием дворцовой моды того времени, и дворяне уделяли больше внимания цвету и фактуре ткани [3].

  1. Заключение

Анализируя костюмы героев романа, мы считаем, что интерпретация изображения костюма героев оказывает большую помощь в понимании образов героев, основной темы романа и стоящей за ним культуры.

Во-первых, интерпретация описаний костюмов, которые появляются в романе, может позволить нам лучше понять окружающую среду, фон каждой сюжетной линии в романе. Потому что описания костюма в романе часто лучше всего отражают социальный статус человека. Интерпретация описания костюма героев — это хорошая отправная точка для чтения романа.

Во-вторых, при чтении произведения недостаточно понимать некоторые сюжетные линии. Необходимо понимать социальную среду, в которой находятся герои во время повествования. Однако то, что часто напрямую говорит о социальном положении героя и отражается в романе, — это особенности костюма героя.

Более того, анализируя описания костюмов героев произведений, мы можем понять особенности костюма эпохи, описанной в произведениях, а затем исследовать и понять культуру русского костюма.

Литература:

  1. [德]艾克曼.歌德谈话录 [M].洪天富译.上海:上海三联书店,2016.
  2. [俄]屠格涅夫.父与子 [M].张铁夫,王英佳译.上海:上海三联书店, 2014.
  3. Из чего состоял традиционный русский костюм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.rbth.com/watch/1180-traditsiony-russky-kostum
  4. Почему русские мужчины носят шапки, а женщины платки даже летом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blogaing.ru/raznoe/pochemu-russkie-muzhchiny-nosyat-shapki-a-zhencshiny-platki -dazhe-letom.html
  5. Роль описания одежды героев в литературных произведениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-rol-opisaniya-odezhdi-geroev-v-literaturnih-proizvedeniyah-389258.html
  6. Русский костюм XIX века: европейское влияние на костюм аристократии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.liveinternet. ru/users/5023615/ post 23342 8485/ (Дата обращения: 19. 02. 2022)
  7. Тургенев И. С. Отцы и дети / И. С. Тургенев // Собр. соч.: В 12 т. Т. 3. — М.: Гос. изд-во худ. лит., 1954. — 165–370 с.
Основные термины (генерируются автоматически): описание костюма, роман, Базар, голова, Аркадия, время, костюм, молодая женщина, дворянский класс, Кирсанов.


Ключевые слова

«Отцы и дети», описание костюма, изображение костюма, культурная значимость

Похожие статьи

Задать вопрос