Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Егорова, С. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию / С. А. Егорова, О. В. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112398/ (дата обращения: 09.05.2024).



С самого рождения ребенок, открывая мир, стремится узнать как можно больше на подсознательном уровне. Он растет, изучая все вокруг, хочет знать все больше и больше. Это естественная детская потребность, такая же, как воздух и вода. Есть мнение, что все дети с рождения талантливы, нужно только лишь дать почву для развития творческих способностей. А потом постепенно, с познанием мира, вещей, предметов вокруг, людей, у маленького человека возникает внутреннее желание творить, что-то создавать самому и это желание важно вовремя подпитывать взрослым, которые окружают юного творца. Желание творить настолько искренне и непосредственно, что ребенок, создавая что-то новое в лепке, конструировании, рисовании, делает открытия, радуется своим успехам.

В дошкольном образовании развитие творческой нравственно-гармоничной личности — одна из наиболее важных педагогических задач. Именно поэтому большое внимание в творческом развитии детей дошкольного возраста уделяется рисованию. В рисовании ребенок продолжает познавать мир, задает вопросы взрослому, развивает свое воображение. В ответ стремится получить поддержку, отчего желание творить проявляется еще больше. Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника, способствует эстетическому и нравственному развитию, расширяет кругозор, мировоззрение, словарный запас.

Рисование — это удивительный мир творчества, потому что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей, мелков, но и с помощью пластилина. Этот вид изобразительной деятельности называется пластилиновая живопись, или пластилинография. Инструментом являются ладошки и пальчики ребенка, а материалом вместо краски — пластилин. Пластилиновая живопись способствует развитию мышления, воображения, внимания, памяти, речи ребенка, а значит является важным для формирования образного пространственного восприятия окружающего мира, художественно-эстетического развития.

Многие способности, творческие задатки, чувства, заложенные от природы, оказываются недостаточно раскрытыми и развитыми, а значит нереализованными человеком в будущем. Раскрытие творческих возможностей влияет на все сферы жизни человека во взрослой жизни, на его профессиональную деятельность. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте развивать творческий потенциал, это одна из главных задач в педагогике. Изобразительная деятельность способна развить все стороны творческой природы ребенка, но недостаточно только учить рисовать традиционными материалами, такими как краски, мелки, карандаши, нужно позволить ребенку выразить свое любопытство в познании мира через нетрадиционные техники, одной из которой и является пластилинография. Зачастую в обычном рисовании традиционными способами и инструментами работы получаются скудными, шаблонными, так как рисуются, как правило по образцу. В пластилиновой живописи все происходит по-другому: детям показываются способы воплощения задумки, приемы, например «отщипывание», «скатывание», «скручивание», «размазывание», а дальше полет фантазии ребенка позволит создать что-то необыкновенно новое, непохожее ни на одну другую работу, повторы исключены и в этом уникальность пластилинографии. Она раскрывает детскую индивидуальность и непосредственность, раздвигает границы фантазии. В образовательном процессе важно создавать условия для творческой самореализации обучающихся.

В работе с пластилином в технике «пластилинография» детям легко даются способы создания своей работы: техника проста в исполнении, легко усваиваются и запоминаются новые приемы лепки, так как основаны на зрительном и осязательном восприятии. Ребенку достаточно один раз увидеть показ взрослого и попробовать самому. Детская потребность экспериментировать и пробовать самому поможет создать интересный и неповторимый образ. В пластилиновой живописи можно смешивать цвета до получения нужного оттенка, возможно легко исправить неполучившийся элемент при помощи стеки и вновь нанести фон. Пластилинография хороша тем, что на доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата, делает выполнение работы более интересной и привлекательной.

Продолжая тему развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте через пластилинографию, отмечу, что важно не только показать, рассказать, объяснить как работать с пластилином в данной технике, но и заинтересовать к созданию интересной работы. А для этого очень важен аспект игровой мотивации. Дети больше усваивают знания через игру, образное мышление, так и в изобразительной деятельности. Необходимо создать игровой момент или придумать целую сюжетно-ролевую игру для успешного детского творения. Покажу это на некоторых примерах через разные приемы и виды пластилиновой живописи. Расскажу какие игры или игровые ситуации можно разыграть в группе детского сада или дома для развития детской фантазии перед занятием лепкой:

  1. Прием скручивания (жгутики). Контурная пластилинография.

Игра «Талантливые гусеницы»

Под веселую музыку появляется голова разноцветной тканевой гусеницы (на руке у воспитателя), Гусеница говорит, что ей очень одиноко и она хотела бы иметь много друзей, также как и дети в группе, хотела бы с ними веселиться, играть, вместе принимать пищу и заниматься творчеством, спрашивает, могли бы дети взять ее к себе и помочь найти друзей — гусеничек. Воспитатель интересуется у детей, как они могли бы ей помочь и подводит к рассказу о технике лепки — скручивании. Вывод: жгутики, которые получаются у детей при скручивании очень напоминают гусениц. А далее дети приступают к работе, создают картину при помощи своих заготовок — жгутиков для контурной пластилинографии.

Таким же образом можно разыграть игровую ситуацию с Колобком:

  1. Прием скатывания (шарики). Мозаичная пластилинография.

Театрализованная игра «Катится Колобок»

Перед началом создания работ, детям предлагается разыграть сказку Колобок, для этого могут быть использованы головные маски соответствующих персонажей или просто сюрпризный момент — большая игрушка Колобок. Персонаж может путешествовать по рукам детей с песней из сказки и останавливаться у кого-то. Ребенок, которому посчастливилось выполнить роль того или иного персонажа произносит слова, как в сказке и Колобок «гуляет» дальше. В итоге он решает остаться с детьми, так как их руки такие нежные и теплые, что он готов посмотреть, как ребята создают картины из маленьких «колобочков» (шарики из пластилина). Далее происходит работа за столами с пластилином в технике скатывание (Мозаичная пластилинография).

Мотивацией к успешному творчеству может быть и большая сюжетно-ролевая игра:

  1. Игра «Картинная галерея» (подходят разные приемы, например, прием намазывания, сплющивания, соединения деталей и другие).

Для такой игры нужно больше подготовки, чем для игровой ситуации, так как нужно распределить роли (кассир, экскурсовод, мастера, посетители), сделать заготовки, возможно пригласительные билеты. Главное, чтобы в процессе игры дети почувствовали себя полноценными участниками и настоящими художниками. О приемах и способах лепки должно быть рассказано заранее, чтобы все внимание было напавлено на создание «картин» и их осмотр в финале.

Как в игре «Картинная галерея», очень важным моментом в завершении работы над пластилинографией является именно осмотр всех творений, их оценка. Но не с позиции сравнения с другими работами, а с позиции индивидуальности каждой из них, выделения и подчеркивания интересных фрагментов, цветопередачи, необычного сюжета, видения или аккуратности художника. Похвала мотивирует каждого ребенка на более успешную работу в будущем и, конечно, развивает творческий потенциал.

Таким образом, нетрадиционный вид изобразительной деятельности «пластилинография» — это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев рук, воспитания эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур), а также развития усидчивости, дисциплинированности и аккуратности. С помощью пластилиновой живописи дети расширяют свой кругозор, получают новые знания об окружающем мире и постепенно овладевают неповторимым, живым и уникальным искусством для каждого.

Литература:

  1. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учеб. пособие / Г. Г. Григорьева. — М.: Академия, 2013.
  2. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Шестой год жизни: методическое пособие для реализации образовательных программ «Теремок» и «Цветные ладошки» / И. А. Лыкова. — Москва: Цветной мир, 2021.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/08/24/kartoteka-igr-po-razvitiyu-kreativnogo-myshleniya-u-detey
  4. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. — «Детство-ПРЕСС», 2005.
  5. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой.
  6. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. — «ТЦ СФЕРА», 2010.
  7. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. — М.: Издательство «Скрипторий 2003»
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пластилиновая живопись, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, игра, игровая ситуация, Колобок, окружающий мир, познание мира, творческий потенциал.


Похожие статьи

Задать вопрос