Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ковлешенко, Ю. Д. Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий / Ю. Д. Ковлешенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112356/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расширения знаний, развития критического мышления, формирования коммуникативных навыков и адаптации к современной цифровой среде. Статья содержит анализ различных методик работы с аудиовизуальными материалами, описание их влияния на уровень социокультурной компетенции учащихся. В результате исследования делаются выводы о значимости использования аудиовизуальных технологий для развития социокультурной компетенции и предлагаются рекомендации для оптимального внедрения таких методов обучения в школьную практику.

Ключевые слова: аудиовизуальные средства, виртуальный тур, иностранный язык, социокультурная компетенция

Цель данного исследования — обосновать целесообразность использования аудиовизуальных средств обучения, направленных на формирование и совершенствование социокультурной компетенции учащихся.

В рамках исследования были рассмотрены различные подходы к понятию «социокультурная компетенция». За основу был взят ФГОС нового поколения, который устанавливает требования к учебной программе по иностранным языкам для учащихся разных этапов обучения. Так, в контексте основного общего образования (5–9 классы) указаны следующие основные аспекты социокультурной компетенции:

  1. Соблюдение правил вежливого общения в межкультурном контексте, включая речевой этикет.
  2. Овладение тематической лексикой и знание реалий, связанных с выбранными темами. Это включает основные национальные праздники, традиции и обычаи, традиции в питании и досуге, а также систему образования.
  3. Формирование представлений о своей родной стране и стране/странах, изучаемых на английском языке. Это включает знакомство с национальными праздниками, особенностями образа жизни и культуры, известными достопримечательностями и образцами литературы на английском языке для подростков.
  4. Умение взаимодействовать межличностно и межкультурно, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран, изучаемых на английском языке [5].

Данные составляющие социокультурной компетенции должны находить свое отражение в школьной программе, а именно в учебно-методических материалах. Однако анализ УМК Spotlight 7, по которым обучаются школьники 7 классов, показал, что в школьной программе уделяется недостаточное внимание социокультурному аспекту. Например, рассмотрим раздел «Culture Corner» в Unit 2. В учебнике представлен текст «The Yeoman Warders», который будет основой для выполнения заданий. В разделе «Reading&Listening» предлагается задание на прогнозирование «Look at the title. Who are these men? Read through and check», работа с лексикой «Read the text again. Choose the correct word to complete the gaps. Listen and check» и задания на True/False. В разделе «Speaking» школьникам необходимо пересказать часть теста, которую они запомнили после выполнения предыдущих заданий. А в разделе «Writing» написать e-mail другу по переписке. Чтобы развить интерес к культуре родной страны и умение применить эти знания в ситуации межкультурного общения, таких заданий может быть недостаточно.

Так как современные подростки обладают клиповым мышлением, то есть воспринимают информацию фрагментарно, яркими образами, им может быть сложно работать над большими текстовыми заданиями без аудиовизуального сопровождения, привлекающего их внимание. Именно поэтому для формирования и совершенствования социокультурной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка целесообразно использовать аудиовизуальные технологии.

Аудиовизуальные технологии обучения представляют образовательную деятельность с применением видео- и аудиоматериалов при работе с учебной информацией. Под аудиовизуальными средствами понимается совокупность технических средств обучения, предназначенных для восприятия зрительной и слуховой информации, широко используемых в образовательном процессе. К ним относятся видеофильмы, кинофрагменты, учебные телепередачи, виртуальные экскурсии [4, с. 314].

Основными преимуществами использования аудиовизуальных технологий в обучении английскому языку являются:

1) Интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

2) Стимулирование у учащихся интереса к самообразованию.

3) Формирование и развитие коммуникативной компетенции.

4) Создание системы доступного образования (Студенты могут просматривать фильмы, слушать аудио- и видеозаписи дома в удобном режиме с возможностью делать паузы, когда это необходимо) [1, с. 74].

5) Создание условий, способствующих положительной мотивации к изучению английского языка (Аутентичные аудиовизуальные материалы воссоздают реальные ситуации общения. Школьники предпочитают выполнять задачи, основанные на реальных материалах, предназначенных для носителей языка) [3].

Рассмотрим элемент урока для 7 класса, УМК Spotlight 7 с использованием аудиовизуальных технологий, таких как виртуальные экскурсии. Цель урока — совершенствование социокультурных навыков учащихся на основе изучения виртуального Русского музея.

Накануне ученикам было дано домашнее задание — ознакомиться с виртуальным туром на английском языке по Михайловскому дворцу на сайте «Виртуальный Русский музей». Виртуальный тур содержит 2 раздела: коллекция и медиатека. В разделе коллекция учащиеся могут прочитать подробную информацию про каждый экспонат, а в медиатеке просмотреть видео на иностранном языке. Для первого знакомства с музеем ученикам предлагается выбрать раздел «Коллекция: Древнерусское искусство XII-XVII веков. Зал 1». и посмотреть пятиминутное видео про Михайловский замок в медиатеке. Дополнительно школьникам необходимо придумать 10 вопросов к разобранному материалу.

В классе первым этапом урока будет рефлексия по выполненному домашнему заданию. Ученики смогут задать вопросы учителю, разобрать незнакомые слова, рассказать, какие трудности возникли в процессе выполнения задания.

Далее информацию необходимо отработать, например, в форме онлайн викторины на платформе QuizMe. Ученики отвечают на вопросы с множественным выбором по теме домашнего задания. Например, «What is the main characteristic of «The angel with Golden hair»?

Следующий шаг — подросткам предлагается выступить в роли смотрителя музея или его посетителя. «Посетитель» сможет задать подготовленные дома вопросы, например, «What are the people doing in front of the icon «Apostles Peter and Paul»?», а «смотритель» попытаться на них ответить, это поможет закрепить полученные знания и погрузить учеников в ситуацию общения.

Таким образом, виртуальные экскурсии как средство обучения способствует формированию и совершенствованию у школьников иноязычной коммуникативной компетенции в различных ее составляющих, в том числе социокультурной. При этом также происходит расширение кругозора и творческого потенциала обучающихся [2, с. 2894]. Все это создает образовательную среду, максимально приближенную к реальности и способствует подготовке школьников к эффективной межкультурной коммуникации.

Литература:

  1. Аудиовизуальные технологии изучения профессионально- ориентированного английского языка специалистов технических вузов / Н. В. Неверова, Г. А. Иванова, В. В. Белякова. — Текст: непосредственный // Современное педагогическое образование. — 2019. — С. 74–76.
  2. Будник, А. С. Виртуальные туры по музеям как эффективное средство обучения иностранным языкам / А. С. Будник. — Текст: непосредственный // Письма в Эмиссия. Оффлайн. — 2020. — № 11. — С. 2894.
  3. Гордеева, Н. Г. Формирование социокультурной компетенции у будущих учителей иностранного языка на основе применения аудиовизуальных средств обучения / Н. Г. Гордеева, Э. Ш. Зейнутдинова. — Текст: непосредственный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2017. — № 3. (95). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsiokulturnoy-kompetentsii-u-buduschih-uchiteley-inostrannogo-yazyka-na-osnove-primeneniya-audiovizualnyh-sredstv
  4. Малышева, Т. В. Аудиовизуальные технологии и средства обучения иностранному языку в начальном иноязычном образовании / Т. В. Малышева. — Текст: непосредственный // Обучение иностранным языкам — современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции им. Е. Н. Солововой, 2020. — С. 313–316.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413). — Текст: электронный // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 26.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, социокультурная компетенция, виртуальный тур, иностранный язык, XII-XVII, домашнее задание, образовательный процесс, родная страна, социокультурная компетенция учащихся, школьная программа.


Похожие статьи

Задать вопрос