Социально-психологическая работа в учреждении культуры с людьми с ментальными особенностями: опыт реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Шатило, В. Е. Социально-психологическая работа в учреждении культуры с людьми с ментальными особенностями: опыт реализации / В. Е. Шатило. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112355/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассмотрен опыт социально-психологической работы с людьми с ментальными особенностями с применением цифровых технологий.

Ключевые слова: ментальные особенности, цифровые технологии, социально-психологическая коррекция, социальная практика.

В современном мире работа с людьми с ментальными особенностями является все более актуальной. Это связано с этическими, правовыми медицинскими тенденциями. Сегодня в России в процесс социальной работы с людьми с ментальными особенностями включаются и учреждения культуры в связке с социально психологическими учреждениями и квалифицированной психолого-педагогической поддержкой.

Поскольку работа с людьми с ментальными особенностями — новый опыт для многих учреждений культуры, данная статья может быть полезна специалистам не имеющих опыта работы с рассматриваемой категорией населения. В статье представлен направленный опыт социально-психологической работы, но некоторые элементы могут применяться для работы с людьми с ментальными особенностями, как с клиентами учреждений в рамках стандартных плановых мероприятий. Помимо этого, опыт может применяться в рамках организации «доступной среды» для людей с ментальными особенностями.

Условия реализации изложенного опыта:

— Учреждение культуры МБУК «Публичная библиотека» НГО, Центр общественного доступа к социально-значимой информации — материально-техническая, педагогическая площадка и обеспечение занятий;

— Группа ребят с ментальными особенностями 11 человек, в возрасте от 27 до 40 лет — участники занятий (Рис. 1.);

— Специалист объединения семейный клуб «Кедр», работающий на базе МБУ «Детско-юношеский центр» Новоуральского городского округа — социально-психологическое обеспечение занятий.

Фотография группы обучающихся с сопровождающими

Рис. 1. Фотография группы обучающихся с сопровождающими

Продолжительность работы с группой 1 год, с периодичностью 2 раза в месяц, продолжительность занятий 1.5 часа.

Важно отметить, что группа, проходившая курс, была сформирована ранее, что является важным условием успешной реализации представленной работы.

Среди различных методов психологической коррекции, а люди ментальными особенностями чаще всего нуждаются именно в таком виде психологической помощи, были выбраны достаточно традиционные подходы: арт-терапия, игровая терапия, фрагментарно метод замещающего онтогенеза и, в качестве объединяющего, социализирующего элемента — метод социальной терапии.

Интересным приемом и дополнительным направлением развития и социализации стало то, что все методы психологической коррекции применялись с использованием цифровых технологий, то есть на сенсорных планшетах.

Автором статьи были проанализированы методы психологической коррекции и подобраны соответствующие приложения, с которыми работали участники группы. Соотношение методов работы и приложений, в качестве инструментов, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Методы психологической коррекции и цифровые инструменты реализации

Название приложения

Содержание приложения

Метод психологической коррекции

1

Раскраска для детей: рисовалка

Обучающее приложение для детей и малышей с более чем 1000 рисунков на разные темы.

Арт-терапия

2

Color Math

Игра — приложение для смешивания цветов. Задания построены так: необходимо смешать цвета, сравнить с предметом и добиться идеального совпадения по цвету.

Арт-терапия/игровая терапия

3

Bini!

Детская развивающая игра для развития мелкой моторики и воображения.

Арт-терапия/игровая терапия

4

Bubble Shoter

Классическая игра со взрывом пузырей. Нужно комбинировать определенное количество цветов для прохождения уровней. Игра отлично снимает стресс.

Игровая терапия/замещающий онтогенез (частично)

5

Таблица Шульте (онлайн)

Инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации. В данном случае для развития восприятия абстрактных объектов (чисел, цифр).

Игровая терапия/замещающий онтогенез (частично)

В таблице 1 представлены не все приложения, применяемы в рамках описанного опыта. Также стоит отметить, что некоторые приложения могу уходить с российского рынка, но у них множество доступных аналогов, поэтому можно применять самые разнообразные, главное несложные и с достаточной интерактивностью.

Обращаясь к приложениям, может смущать их детская направленность, но практика показала, что даже для людей возраста 28–35 лет с ментальными особенностями могут подойти те же самые приложения, что и для обычных детей, в качестве инструментов коррекции.

Также представленные несложные приложения выполняют функцию иллюстрации в процессе освоения людьми с ментальными особенностями цифровых технологий.

Большинство участников группы испытывают трудности при классическом обучении, даже исключительно практическом. А игровая деятельность, в процессе которой участники группы осваивали работу с приложениями, сенсорной панелью, логикой работы устройства, создавала дополнительный интерес обучающихся. Игра нивелировала проблемы с концентрацией внимания (Рис. 2).

Обучающиеся с сопровождающими в процессе освоения интерфейса приложений

Рис. 2. Обучающиеся с сопровождающими в процессе освоения интерфейса приложений

Хотелось бы отметить, что главной целью представленного опыта является социализация людей с ментальными особенностями. Данный опыт многоплановый в социальном содержании: общение в сформированной группе в ходе занятий, общение со специалистами и навык посещений учреждений культуры, социальное одобрение в процессе успешного освоения цифровых технологий. Все вышеперечисленное оказывает ощутимый социально-психологический эффект для людей с ментальными особенностями и показывает, что они включены в общество и являются его частью.

Литература:

  1. Сергеева Н. И. Социально-психологические особенности инвалидов с ментальными нарушениями. / Н. И. Сергеева // Электронный журнал «Практика социальной работы. Открытый методический ресурс»: сетевое издание. 2020. № 4 / СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья». — Текст: электронный. — URL: http://центрсемья.рф (дата обращения: 01.02.2024).
  2. Смирнова И. Что такое ментальная инвалидность? [Электрон. ресурс] // INVALIDU.COM — Об инвалидности простыми словами. URL: https://invalidu.com/raznoe/chto-takoe-mentalnayainvalidnost (дата обращения: 30.12.2023).

3. Информационный портал научно-диагностического центра клинической психиатрии / Психокоррекция. Актуальные методики психологической помощи. — Текст: электронный. — URL: https://psychopro.ru/index.php?section_id=2&id=1146 (дата обращения: 02.02.2024).

Основные термины (генерируются автоматически): игровая терапия, психологическая коррекция, особенность, замещающий онтогенез, приложение, Учреждение культуры, концентрация внимания, социально-психологическая работа, участник группы.


Ключевые слова

социальная практика, цифровые технологии, ментальные особенности, социально-психологическая коррекция

Похожие статьи

Задать вопрос