Законодательные основы института публичных слушаний в муниципальных образованиях Оренбургской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Атякшева, А. А. Законодательные основы института публичных слушаний в муниципальных образованиях Оренбургской области / А. А. Атякшева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112349/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор исследует положения регионального законодательства, регулирующие порядок организации и проведения публичных слушаний как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, на примере Оренбургской области.

Ключевые слова: муниципальное образование, местное самоуправление, публичные слушание, местное значение, Оренбургская область.

Публичные слушания на уровне муниципально-правовых отношений следует характеризовать с точки зрения возможности участия населения в обсуждении вопросов местного значения с целью выявления и учета такого мнения органами местного самоуправления для наиболее эффективного осуществления своей деятельности.

Оренбургская область не является исключением в применении на практике данного правового института. Основным правовым документом, регулирующим публичные слушания, является Закон Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», в ст. 30 которого закрепляются нормы, регулирующие механизм проведения публичных слушаний, аналогичные по содержанию ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в части цели и предмета публичных слушаний, лиц, имеющих право на инициирование процесса слушаний, правовое регулирование порядка организации и проведения публичных слушаний на муниципальном уровне [1, 2].

Поскольку целью публичных слушаний является выявление учет мнения жителей муниципального образования относительно проекта муниципального правового акта, то необходимо формировать нормативное регулирование данного института демократии исходя из особенностей конкретной территории. Также со стороны органов местного самоуправления при осуществлении своих полномочий в принятии властного решения по итогам проведения публичных слушаний требуется соблюдение баланса между частными и публичными интересами, как механизма, обеспечивающего «режим защищенности законных прав и интересов субъектов на основе обоснованного компромисса ценностных приоритетов личности, общества и государства» [3, с. 59].

Муниципальные правовые акты Оренбургской области в основном носят названия либо о публичных слушаниях совместно с общественными обсуждениями, например, Порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории муниципального образования «город Оренбург», либо с указанием только на публичные слушания (Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Грачевский район) [4, 5].

Анализируя подходы к определению публичных слушаний, нами было выявлено несколько типичных положений. В первом случае, муниципальный акт в неразрывной связке с общественными обсуждениями использует общую терминологию для публичных слушаний и его характерных особенностей, отличающих слушания от других форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

В частности, в ч. 2 ст. 1 Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании Каменноозерный сельсовет Оренбургского района закрепляется, что публичные слушания это форма участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления путем обсуждения (рассмотрения) установленных проектов и вопросов и учета их результатов при принятии решений органами местного самоуправления муниципального образовании [6]. В данном случае мы можем увидеть, что в норме закрепляется не только подход к пониманию публичных слушаний, но и определение формы и основной цели их проведения.

Второй подход к определению публичных слушаний заключается в установлении цели проведения обсуждений проектов муниципальных правовых актов и других вопросов, имеющих значение для муниципального образования. Примером подобной формулировки понятия «публичные слушания» является формулировка, установленная в в п. 1.2 Положения о публичных слушаниях на территории муниципального образования Полибинский сельсовет Бугурусланского района, определяющая их в качестве обсуждения с участием жителей муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения [7]. Однако данное определение, по сравнению с приведенным выше термином, не дает наиболее полного представления о сущности публичных слушаний, в связи с чем полагаем более удачной расширенную формулировку, включающую в себя указание на цель слушаний, правовую природу в качестве права населения на участие в решении вопросов местного значения.

В этой связи следует отметить Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании Благодарновский сельсовет Тюльганского района, содержащее следующее определение: «Публичные слушания форма реализации прав жителей муниципального образования на участие в процессе принятия органами местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения путем их публичного обсуждения» [8]. Несмотря на то, что данную дефиницию нельзя считать достаточно полной, в тоже время относительно ранее рассмотренных она является более удачной, поскольку указывает на конституционное право населения в виде публичных слушаний в принятии участия в осуществлении местного самоуправления.

Таким образом, отличительная черта публичных слушаний заключается в закреплении их как права граждан на осуществление местного самоуправления, в то время как общественные обсуждения рассматриваются в качестве публичных обсуждений общественно значимых вопросов в целях общественного контроля, в которых население участвует не само лично, а через своих представителей [9].

В отмеченных определениях публичных слушаний представляется излишним указание на то, что предметом проводимого обсуждения выступают «вопросы местного значения». Дело в том, что, исходя из ч. 1 ст. 7 Закона № 131–ФЗ, ни по каким иным публичные слушания проводиться не могут.

Муниципальные правовые акты в закреплении норм о публичных слушаниях и порядке их проведения разняться не только в подходах определения сущности публичных слушаний, но и в формах. Основное закрепление получили формы очного и заочного собрания жителей муниципального образования и органов местного самоуправления (п. 2.2 Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Грачевский район) [5].

Более конкретные формы проведения публичных слушаний устанавливаются в п. 1.6 Положения об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании Бузулукский район. Так, согласно данной норме формой проведения соответствующего общественного мероприятия являются:

1) слушания по проектам муниципальных правовых актов в Совете депутатов муниципального образования или администрации муниципального образования с участием представителей общественности муниципального образования;

2) массовое обсуждение населением муниципального образования проектов муниципальных правовых актов.

Анализ приведенного положения невольно приводит к вопросу: в чем разница закрепленных форм? Ответ на данный вопросы мы видим в указанном Положении о публичных слушаниях, а именно в п. 2.2, закрепляющее, что публичные слушания в органе местного самоуправления  обсуждение депутатами Совета депутатов муниципального образования или представителями администрации муниципального образования и иными лицами проектов муниципальных правовых актов с участием представителей общественности муниципального образования [10].

Таким образом, исходя из содержания данного положения, реализация населением своего права на осуществление местного самоуправления путем публичных слушаний возможна только посредством второй формы — массового обсуждения. Формулировка первой формы публичных слушаний свидетельствует об опосредованной роли жителей муниципалитета при обсуждении поставленных на рассмотрение вопросов, поскольку основной диалог происходит между органами муниципальной власти.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что федеральный и региональный уровни регулирования публичных слушаний устанавливают наиболее универсальные черты института публичных слушаний. Это дает возможность органам местного самоуправления устанавливать в собственных муниципальный правовых актах особенности понятия публичных слушаний, целей их проведения, их предмета в зависимости от особенностей муниципального образования Оренбургской области, специфики отношений общественности и органов местной власти.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 августа 2023 г. № 420-ФЗ). URL: http://pravo.gov.ru/
  2. Закон Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» (с изм. и доп. от 01 ноября 2023 года № 860/350-VII-ОЗ). URL: http://pravo.gov.ru/
  3. Соколова О. В. Баланс интересов личности и государства: правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. –2021. № 1 (47). –С. 55–59.
  4. Решение Оренбургского городского Совета от 17 сентября 2018 года № 572 «Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории муниципального образования «город Оренбург» (с изм. и доп. от 07 сентября 2023 года № 411). URL: https://orenburg.ru/
  5. Решение Совета депутатов муниципального образования Грачевский район Оренбургской области от 08 августа 2018 года № 199-рс «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования Грачевский район Оренбургской области» (с изм. и доп. от 12 мая 2022 года № 116-рс). URL: https://grach-rf.orb.ru/
  6. Решение Совета депутатов муниципального образования Каменноозерный сельсовет Оренбургского района от 11 ноября 2022 года № 93 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях, общественных обсуждениях в муниципальном образовании Каменноозерный сельсовет Оренбургского района». URL: https://mo-kamen56.ru/
  7. Решение Совета депутатов муниципального образования Полибинский сельсовет Бугурусланского района от 12 ноября 2021 года № 45 «Об утверждении положения о публичных слушаниях». URL: https://adm-polibino.ru/
  8. Решение Совета депутатов муниципального образования Благодарновский сельсовет Тюльганского района от 03 декабря 2021 года № 58 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании Благодарновский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области». URL: https://www.blagodarnoe56.ru/
  9. Решение Совета депутатов муниципального образования Александровский район Оренбургской области от 09 сентября 2020 года № 284 «О порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в Александровском муниципальном районе Оренбургской области». URL: https://www.aleksandrovka56.ru/
  10. Решение Совета депутатов муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области от 20 ноября 2018 года № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении публичных слушаний или общественных обсуждений в муниципальном образовании Бузулукский район Оренбургской области» (с изм. и доп. от 02 сентября 2020 года № 412). URL: https://bz.orb.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, местное самоуправление, слушание, Оренбургская область, местное значение, порядок организации, акт, обсуждение, положение, форма участия населения.


Похожие статьи

Задать вопрос