Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 25.03.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Капнина, Е. Н. Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований / Е. Н. Капнина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112309/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Ключевые слова: психологическое благополучие, личность педагога, ценностные ориентиры, личностные детерминанты, профессионально-педагогическая деятельность.

В настоящее время большое внимание уделяется качеству образования, индивидуальному подходу к развитию каждого ребёнка на разных ступенях образования. Успех модернизации общего образования зависит от центральной фигуры образования — педагога — и от его психологического благополучия. Только психологически благополучный педагог способен создать комфортные и безопасные условия для освоения новых знаний и умений, в которых ученикам не страшно ошибиться и высказать свою точку зрения или позицию, что является важным средством саморазвития всех участников образовательного пространства. Изучение личностных качеств, которые влияют на стремление педагога достигать и поддерживать психологическое благополучие как условие успешной профессионально-педагогической деятельности, является актуальным на сегодняшний день.

Вместе с тем, возрастают и требования к профессионализму педагогов, которое во многом зависит от их психологического благополучия. Можно сказать, что успех деятельности педагогов и создание безопасной образовательной среды, так же во многом зависит от его готовности выполнять свои функции. Только психологически благополучный педагог способен эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Педагог, который способен поддерживать эмоциональный баланс и не поддаваться негативным эмоциям в постоянно изменяющихся условиях, может обеспечить созидательную, развивающую, психологически безопасную среду для саморазвития и развития его коллег и воспитанников. Психологически благополучным можно считать педагога, если он умеет взаимодействовать со всеми участниками образовательной среды.

Активное исследование психологического благополучия обусловлено зарождением позитивной психологии. Данное направление предполагает изучение ресурсов и потенциала личности, т. е. её позитивного функционирования. В целом, в исследованиях разных авторов психологическое благополучие рассматривается как позитивная оценка себя и собственной жизни, субъективное состояние удовлетворенности своим трудом, своей жизнью, доминирующее психическое состояние.

В понимании психологического благополучия в психолого-педагогической науке выделяются два основных подхода — гедонистический (Д. Кайнемен, Н. Брэдбурн, Э. Динер, Н. Шварц, М. Аргайл) и эвдемонистический (А. Вотермен, К. Рифф, Р. Райан, Э. Диси). Сторонники первого рассматривают психологическое благополучие как преимущественно внешне обусловленные позитивные переживания. Представители эвдемонистического подхода описывают психологическое благополучие как результат развития и саморазвития личности [3].

Базовым понятием для представителей гедонистического направления стал термин «субъективное благополучие» (Subjective Well Being (SWB)). Субъективное благополучие включает в себя эмоциональный и когнитивно-оценочный компоненты. Эмоциональный компонент отвечает за баланс между отрицательными и положительными эмоциями, а когнитивный предполагает соотнесение качества жизни с личностными стандартами (иначе, удовлетворенность жизнью). Наиболее известным примером гедонистического подхода является модель субъективного благополучия Э. Динер, в состав которой входят: удовлетворенность жизнью, отсутствие негативного аффекта, наличие положительных эмоций [2].

Эвдемонистический подход основан на понимании психологического благополучия как результата саморазвития личности. Американская исследовательница К. Рифф (1989) на основе анализа концепций, связанных с позитивным функционированием личности, создала свою теорию, которая послужила основой для создания диагностического опросника «Шкалы психологического благополучия» и оригинального метода психотерапии. Главный постулат теории К. Рифф состоит в том, что «личностный рост — необходимое условие для достижения психологического благополучия» [7]. К. Рифф выделила основные конструкты психологического благополучия: самопринятие, личностный рост; автономия или независимость; компетентность в управлении средой; умение устанавливать позитивные отношения с окружающими; наличие жизненных целей.

В отечественной науке содержание понятия «психологическое благополучие» ещё недостаточно разработано, но подходы наших исследователей отличаются от зарубежных коллег.

Хотелось бы отметить немаловажный вклад в разработку содержания данного понятия отечественных исследователей П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленковой. В рамках этого подхода авторы различают актуальное психологическое благополучие, определяемое ими как «переживание, характеризующее отношение человека к тому, чем он, по его собственному мнению, является, отражающее степень реализованности в индивидуальном бытии основных компонентов позитивного функционирования [6, с.103].

В результате проведённого теоретического обзора, как зарубежных, так и отечественных исследований, О. Ю. Аверьянова, Л. В. Шавшаева отмечают, что «в основе психологического благополучия личности лежит субъективная эмоциональная оценка человеком себя и собственной жизни, процесс самоактуализации и личностного роста [1, с.11].

На основании анализа отечественных исследований можно констатировать большое разнообразие подходов к изучению психологического благополучия, которые в свою очередь порождают различные варианты определения понятия «психологическое благополучие личности», выявление структуры психологического благополучия личности, факторов, детерминант и предпосылок. Исследователи рассматривают психологическое благополучие личности как позитивную оценку себя и собственной жизни (Г. Л. Пучкова, М. В. Соколова, Р. М. Шамионов), доминирующее психическое состояние (Л. В. Куликов), совокупность необходимых личностных ресурсов, обеспечивающих успешность личности в системе «субъект-среда» (О. С. Ширяева), направленность личности на позитивное функционирование и результат этой направленности, выражающийся в переживании счастья и удовлетворенности собственной жизнью (П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова). Анализ показывает, что в каждом определении имплицитно присутствует психологическая категория «отношение». В качестве структурных компонентов психологического благополучия исследователи выделяют: аффективный, метапотребностный, мировоззренческий, интрарефлексивный, интеррефлексивный компонент (О. С. Ширяева); актуальное и идеальное психологическое благополучие (П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова). В качестве факторов психологического благополучия выделяют: прямое удовлетворение потребностей, наличие смысла жизни и жизненных целей, оценку человеком себя, самоуспешности (М. В. Бучацкая). Личностные качества рассматриваются как детерминанты субъективного благополучия личности (Г. Л. Пучкова), как предпосылки психологического благополучия личности (А. Е. Созонотов) [5].

Современные исследователи проявляют всё больший интерес к изучению психологического благополучия педагогов, осознавая его важность для эффективности образовательного процесса.

Так, Л. Б. Козьмина в своём исследовании показывает, что «педагоги, выполняющие функции классного руководства и имеющие высокий уровень психологического благополучия и ассертивности, не склонны к эмоциональному выгоранию, легко принимают на себя ответственность за собственное поведение, демонстрируют самоуважение и уважение к другим, уверены в себе, эффективны в общении. Классные руководители с низким уровнем психологического благополучия и уровнем ассертивности являются «группой риска» по развитию синдрома эмоционального выгорания и соматизации психологических проблем, что неблагоприятно сказывается на качестве профессиональной деятельности и общении» [4, с. 107].

Е. А. Воюшина и М. И. Постникова [2], исследуя психологическое благополучие педагогов с разным стажем педагогической деятельности, пришли к выводу, что самые высокие значения по показателю психологического благополучия, у преподавателей с наибольшим стажем работы (от 31 года). Авторы связывают это с наличием у данной группы преподавателей чётких целевых ориентиров, на которые они опираются в своей жизнедеятельности, умения быстро и грамотно решать стоящие перед ними профессиональные задачи. Так же они считают, что для данных педагогов характерно принятие себя и умение регулировать своё поведение в соответствии со всеми особенностями.

В результате исследования психологического благополучия педагогов по уровню образования, работающих в разных типах образовательных организаций, Н. Е. Жданова, О. В. Мухлынина [3] установили, что уровень психологического благополучия значительно выше у педагогов с высшим образованием. Респонденты, имеющие высшее образование, в большей степени способны к построению доверительных отношений и руководству коллективом, они самостоятельны, независимы в суждениях, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.

С. А. Минюрова, И. В. Заусенко [5] в своём исследовании выявили личностные качества, которые выполняют функции личностных детерминант психологического благополучия педагогов. Психологическое благополучие педагога может быть рассмотрено как система отношений к себе и другим, к условиям жизни и собственному личностному функционированию. Авторы говорят о том, что направленность личности педагога на позитивное функционирование определяет вектор его активности на самовосстановление, саморазвитие и на рефлексивное управление развития учащихся. Личностные качества педагог выполняют функцию личностных детерминант психологического благополучия. Мотивирующими детерминантами психологического благополучия личности педагога являются такие качества, как самоценность, низкая самооценка, открытость, саморуководство, доверие собственной интуиции, психоэнергетический потенциал. Психологическое благополучие личности педагога обусловлено степенью сформированности стабилизирующих детерминант.

В заключение можно отметить, что поддержание психологического благополучия педагогов играет важную роль в обеспечении качественного образования и успешного обучения учащихся. Исследования психологического благополучия педагогов позволяют понять причины стресса и неудовлетворенности, которые могут возникать в процессе их работы. Развитие эффективных стратегий мониторинга и поддержки психологического благополучия педагогов является важным шагом для создания позитивной образовательной среды. Учёт потребностей и эмоционального состояния педагогов способствует улучшению их профессиональной деятельности и личной жизни. Дальнейшие исследования и разработка программ поддержки, направленных на повышение психологического благополучия педагогов в современном мире просто необходимы.

Литература:

  1. Аверьянова, О. Ю. Психологическое благополучие личности / О. Ю. Аверьянова, Л. В. Шавшаева // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Саранск, 03–04 декабря 2015 года. — Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, 2016. — С. 10–15.
  2. Воюшина, Е. А. Психологическое благополучие педагогов с разным стажем педагогической деятельности (поколенческий аспект) / Е. А. Воюшина, М. И. Постникова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2019. — № 2. — С. 842–850.
  3. Жданова, Н. Е. Исследование психологического благополучия педагогов / Н. Е. Жданова, О. В. Мухлынина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 14–17.
  4. Козьмина, Л. Б. Изучение психологического благополучия личности педагога во взаимосвязи с его эмоционально-поведенческими качествами на примере классных руководителей / Л. Б. Козьмина // Педагогический ИМИДЖ. — 2021. — Т. 15, № 1(50). — С. 99–111.
  5. Минюрова, С. А. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога / С. А. Минюрова, И. В. Заусенко // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 1. — С. 94–101.
  6. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95–129.
  7. Ryff, C. D. The structure of psychological well-being revisited / C. D. Ryff, C. L. M. Keyes // Journal of Personality and Social Psychology. — 1995. — Vol. 69. — P. 719–727.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое благополучие, психологическое благополучие педагогов, психологическое благополучие личности, позитивное функционирование, собственная жизнь, детерминант, качество, личностный рост, профессиональная деятельность, благополучный педагог.


Похожие статьи

Задать вопрос