Особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 31.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Завалишина, О. В. Особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / О. В. Завалишина, И. А. Черепанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112298/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье раскрываются особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В результате проведенного экспериментального исследования выявлены уровни развития связной речи у детей с ОНР 3 уровня, дана их качественная характеристика. Полученные данные дополняют и расширяют имеющиеся на сегодняшний день представления об особенностях развития связной речи у детей с ОНР. Учет данных особенностей будет способствовать успешному решению образовательных и коррекционно-развивающих задач для данной категории детей.

Ключевые слова: связная речь, дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровень, нарушение речи.

The article reveals the features of the formation of coherent speech of preschoolers with general speech underdevelopment of the III level. As a result of the conducted experimental study, the levels of development of coherent speech in children with level 3 ONR were revealed, and their qualitative characteristics were given. The data obtained complement and expand the currently available ideas about the features of the development of coherent speech in children with ONR. Taking into account these features will contribute to the successful solution of educational and correctional-developmental tasks for this category of children.

Keywords: coherent speech, preschoolers with general speech underdevelopment level 3, speech impairment.

Общее недоразвитие речи является одним из самых распространенных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. По данным Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования на 2022 год в Казахстане количество детей с общим недоразвитием речи выросло на 25 % [1]. Это расстройство носит системный характер, при котором нарушаются все компоненты речи, и требует проведения своевременной коррекционно-педагогической работы, так как дисфункция устной речи может привести к нарушениям письма и развития ребенка в целом.

Исследования детей с общим недоразвитием речи 3 уровня проводились такими учеными, как Жукова Н. С. [8], Воробьева В. К. [9], Коноваленко В. В. [10], Смирнягина Е. А. [11], и др. Они указывали, что данный уровень характеризуется развернутой речью с недостатками в лексико-грамматическом и фонетическом аспектах. Дети данной категории могут достаточно свободно общаться с окружающими, но им нужна постоянная помощь, чтобы вносить пояснения в их речь. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровня, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи.

Нарушение связной речи у детей с общим недоразвитием речи подтверждают исследователи: Глухов В. П. [2], Исаева Т. И. [3], Левина Р. Е. [4], Никашина Н. А. [4], Ткаченко Т. А. [5], Филичева Т. Б. [6], Яшина В. И. [7]. Данные исследователи отмечают, что трудности овладения связной речью у детей с общим недоразвитием речи являются одним из характерных проявлений данного речевого нарушения. При этом выделяются трудности в овладении основными видами связной речи: пересказ, составление рассказов с опорой на картину, составление предложения по предметным картинкам, связанным тематически, пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа) т. д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий. Выделяются ошибки грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; согласовании числительных с существительными; ошибки в использовании предлогов (пропуски, замены, недоговаривание); ошибки в употреблении падежных форм множественного числа существительных.

Целью данного исследования является выявление уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Экспериментальное исследование проводилось в детском саду Megakids Alau. В нем приняли участие 26 детей с логопедическим заключением ОНР 3 уровня.

Для определения сформированности связной речи у детей с ОНР 3 уровня была использована «Методика обследования связной речи» В. П. Глухова, которая включала серию заданий:

  1. Составление фраз по картинкам с изображением простых действий
  2. Составление предложений по отдельным картинкам
  3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  4. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)
  5. Составление описательного рассказа
  6. Продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки).

Первое задание направлено на определение способностей детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы. Применяя второе задание, мы выявляли способность детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы. Третье задание направлено на умение детей составлять связный сюжетный рассказ с использованием наглядного материала. Выполнение четвертого задания детьми показало нам насколько хорошо дети могут понимать, анализировать и связно воспроизводить услышанное. Пятое задание направлено на умение детей составлять логически последовательный рассказ с опорой на предмет или его графическое изображение, знание характерных признаков, способность детей работать по вопросному плану. Шестое задание направлено на выявление возможностей детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умение использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал.

Первое и второе задание оценивалось по пятибалльной шкале: 5 баллов — высокий уровень; 4 балла — средний уровень; 3 балла — недостаточный уровень; 2 балла — низкий уровень; 1 балл — задание выполнено неадекватно.

Последующие задания оценивались по четырехбалльной системе: 4 балла — высокий уровень; 3 балла — средний уровень; 2 балла — недостаточный уровень; 1 балл — низкий уровень; 0 баллов — задание выполнено неадекватно.

Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню определялись на основании суммирования всех шести заданий. К высокому уровню развития связной речи относились дети, набравшие от 26 до 21 балла. К среднему уровню дети, набравшие от 20 до 15 баллов. К недостаточному от 19 до 9 баллов и к низкому дети, набравшие от 8 до 3 баллов.

Уровни сформированности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня по результатам констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня на констатирующем этапе исследования, (в %)

Уровни выполнения заданий

Порядковый номер заданий

Обобщенный показатель

1

2

3

4

5

6

Высокий

8

8

4

8

4

8

7

Средний

31

27

23

27

23

31

27

Недостаточный

34

31

34

31

31

27

31

Низкий

27

34

39

34

42

34

35

На рисунке 1 представлены обобщенные показатели развития связной речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

Уровни сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня (в %)

Рис. 1. Уровни сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня (в %)

Результаты обследования показали, что из 26 детей только у 2 (8 %) выявлен высокий уровень сформированности связной речи. Дети с высоким уровнем сформированности связной речи последовательно воспроизводили знакомую сказку, сохраняя логическую связь между частями. Рассказ на основе личного опыта содержал информативные связные высказывания. При составлении описательного рассказа детьми соблюдалась логическая последовательность в описании признаков предметов.

На среднем уровне сформированности связного высказывания выявлено 7 детей (27 %). Дети последовательно и логически правильно воспроизвели сказку, но при этом присутствовало небольшое количество подсказок. При составлении рассказа на основе личного опыта использовались наводящие вопросы. В своей речи больше всего дети используют существительные и глаголы, реже прилагательные. Во время повествования у детей наблюдались лексико-грамматические ошибки. В качестве примера можно привести рассказ ребенка с данным уровнем речевого развития: «Жии — быи стаик и стауха. Детей у них не быо. Стаик пахай земю, собиай уожай и ханий его амбае. Однажды все зено амбае казаесь ненужным. Гызуны потили». (Жили — были старик и старуха. Детей у них не было. Старик пахал землю, собирал урожай и хранил его в амбаре. Однажды все зерно в амбаре оказалось непригодным. Грызуны испортили.).

Количество детей с недостаточны уровнем развития связной речи составило 8 (31 %). Связная речь данных детей характеризуется неверным или непоследовательным воспроизведением текста, нарушением его структуры, бедностью лексики, многочисленными паузами при пересказе. Данным детям требовались стимулирующие, наводящие вопросы логопеда.

Исходя из результатов обследования с низким уровнем было выявлено 9 детей (34 %). Дети при обследовании перечисляли действующих лиц, изображенных на сюжетной картине, назвали некоторые действия после наводящих вопросов логопеда. Не справились с заданием пересказать сказку, даже после оказания помощи. Было выявлено, что содержание сказки детям понятно, но они не могут самостоятельно начать ее рассказывать. При этом не используется подсказка. В речи присутствовали грубые аграмматизмы. Связность изложения нарушена. Не отмечается логической последовательности рассказа. Примером может быть следующий рассказ ребенка: Жий хан. Быйо красаица. Хан сказай найти красаицу. Дам трон. (В прежние времена жил хан. У него была красавица дочь. В одну из ночей она исчезла. Встал хан утром, а дочери нет. Никто не знает, куда делась его дочь. Жила в эти времена одна старуха, было у нее семь сыновей — молодые джигиты, храбрые, находчивые. Если и мог кто отыскать дочь хана, так это только они. Хан знал про них. Вот он позвал их к себе. — Если вы отыщете мою дочь, — сказал хан, — я вам уступлю свой трон, а если не отыщете — сниму с вас головы.).

Обобщение результатов диагностики позволило выделить следующие характерные особенности связной речи детей с ОНР 3 уровня:

– неумение устанавливать лексико-смысловые связи между предметами и переносить в законченную фразу;

– нарушение логической связи при рассказе между абзацами и слов в предложениях;

– фрагментарность и отрывистость в повествовании;

– отсутствие выразительности;

– нарушение последовательности в повествовании;

– затруднения при использовании редко встречающихся слов;

– грамматические ошибки, такие как: нарушение согласования, пропуск предлогов, ошибки в предложно-падежных конструкциях и неправильное использование окончаний.

На основе анализа полученных результатов мы предлагаем следующие рекомендации для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня с использованием детской художественной литературы:

  1. Выбор литературы. Выбирайте книги с простым текстом и интересными сюжетами. Это поможет привлечь внимание детей и улучшить их речь.
  2. Чтение и обсуждение. Читайте сказки и рассказы вслух, останавливаясь на незнакомых словах для пояснения детям. Задавайте вопросы о содержании, развивая логическое мышление детей.
  3. Используйте игровые сценарии, где дети могут выступать в роли героев и самостоятельно составлять связные предложения.
  4. Развитие словарного запаса. Объясняйте значение новых слов, используемых при чтении, и повторяйте их в различных контекстах для лучшего усвоения.
  5. Творческие задания. После прочтения сказки или рассказа предлагайте детям задания к примеру: закончить сюжет, нарисовать иллюстрацию (героя) к прочитанному.
  6. Развитие речевых умений. Практикуйте составление предложений, пересказывание прочитанного, описание картинок, предметов из сказки или рассказа.
  7. Учитывать индивидуальные особенности ребенка и помогайте им развиваться в соответствии с уровнем развития их речевых навыков.

Использования детской художественной литературы позволит повысить эффективность логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Кроме этого, художественная литература имеет большой воспитательный потенциал, способствует нравственно-эстетическое развитию ребенка, является важным средством познания культуры своей страны и народа.

Литература:

  1. https://sadik44-kst.edu.kz
  2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004–168 с. [Электронный ресурс: https://studfiles.net/preview/6020610/]. — (Дата обращения: 9.02.2024).
  3. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед. — 2016 — № 4 — С. 17–30.
  4. Левина, Р.Е., Никашина, Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. — М., 2015–214 с.
  5. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т. А. Ткаченко. — М.: Гном и Д, 2013.
  6. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М.: «ГНОМ ПРЕСС», 2011–232 с.
  7. Яшина, В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. И. Яшина. — М.: Просвещение, 2014 — С. 26–27.
  8. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель, 2017. — 124 с.
  9. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: Литур, 2013. — 320 с.
  10. Коноваленко В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко — М.: Сфера, 2018. — 267 с.
  11. Смирнягина Е. А. Технологии диагностики и коррекции связной речи дошкольников с общим недоразвитием / Е. А. Смирнягина // Вопросы педагогики. — 2019. — № 12–1. — С. 235–238.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, III, балл, ONR, высокий уровень, задание, знакомая сказка.


Ключевые слова

нарушение речи, связная речь, дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровень

Похожие статьи

Задать вопрос