Формирование счётных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 25.03.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Тепер, Е. М. Формирование счётных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок / Е. М. Тепер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112291/ (дата обращения: 03.05.2024).



Сказки — один из самых популярных жанров детской литературы. Они привлекательны для детей своей простотой и доступностью языка. Сюжет сказки ясен, но при этом загадочен. Как только начинается фраза «В некотором царстве, в некотором государстве» ..., дети с удивлением погружаются в мир воображения. Сказочная история развивает их воображение, что является почвой, на которой формируется и совершенствуется воображение будущих художников, ученых и изобретателей.

Детям нравится оптимизм, который присутствует в сказках. Они легко воспринимают образность сказок, и забавные ситуации в них приучают детей к интересу к сказочному миру. Одной из ключевых особенностей сказок является отражение дидактизма. Именно эти особенности сказок позволяют использовать их в педагогической работе. Одной из задач может быть формирование элементарных математических представлений.

Ключевые слова : сказка, детская литература, популярный жанр, оптимизм сказки, образность сказки, особенность сказки, забавные ситуации, отражение дидактизма.

Успех обучения детей зависит от содержания материала, формы его изложения. Форма изложения должна обеспечить интерес детей, их познавательную активность к предложенному к изучению материалу.

С русскими народными сказками ребёнок знакомится с самого раннего возраста. Ещё не умея разговаривать, он слушает в исполнении взрослых сказки, в которых присутствуют цифры. Подрастая, детям открывается иносказательный смысл, заложенный в сказках. В том числе проявляется интерес детей к указанным в сказке цифрам: три дня и три ночи, три богатыря, четыре загадки, шесть препятствий, семь раз отмерь, чтоб один раз отрезать. Все преподносимые сказкой цифры ребёнок видит как волшебные, и именно волшебство этих цифр рождает интерес к ним. Самое распространенное число три: три сына, три испытания. Именно оно имеет значительное влияние на жизнь. Не зря говорят «Бог любит троицу» и даёт «три попытки».

Цифрами неудачи в сказках были цифры 4 и 6. На четыре загадки требовалось четыре дня. Все четыре дня не угадавшие загадку лишались голов. Принцы, пытавшиеся спасти невесту, погибали на шестом препятствии.

Число семь считалось в сказках счастливым. Семь лепестков цветика-семицветика принесли удачу главной героине. В сказке «Волк и семеро козлят» козлята обхитрили злого волка.

Русские народные сказки и сказки в принципе силой волшебства, заложенного в них, влияют на интерес ребёнка к формированию счета.

За тридевять земель в тридесятом царстве символизирует число 27, число дней в древнем календаре. Тридесятое царство родилось от умения считать только до десяти, три раза по десять — это очень далеко, практически недосягаемо. И вот эти два числа: 27 и 30 — это граница, за которой живут и происходят сказочные чудеса. Чтобы попасть в эти чудеса, ребёнок стремится узнать, сколько это: тридевятое и тридесятое.

Цифра три — самая доступная из всех и доступна даже маленькому ребёнку для счёта на пальцах одной руки. И на вопрос ребёнка: «Три — это сколько?», взрослый, читая сказку, на руке ребёнка может показать, сколько это. Так начинается первый счёт: один, два, три.

Этот счёт закрепляется упоминанием тройки в разных сказках

— в названиях сказок: три медведя, три богатыря

— в действиях героев сказок: три пунктах действия (пойдёшь прямо, налево, направо, три раза ходит старик к золотой рыбке.

— количество героев сказок; у отца три сына

Ребёнок уже осознанно, услышав цифру три, учится считать свои пальцы а также другие окружающие предметы до трёх.

Вторая по упоминанию в сказках — это цифра семь. Учит ребёнка считать до семи. Этот счёт можно осуществить не только подручными предметами, но и на пальцах уже двух рук. Освоив эти две цифры, ребёнок легко считает окружающие его вещи.

Ребенок, умея считать только до десяти, понимает, что число десять — это не последнее число. Услышав в сказке фразу «тридевятое царство, тридесятое государство» и умея считать до десяти ребёнок, вполне ожидаемо может задать вопрос «Сколько это?» И здесь важно объяснить переход к двухзначным числам путём сложения уже известных ему чисел.

Изучая математику, ребёнок повышает свой интеллект и многогранность виденья окружающего мира. Он может не только описывать окружающие его предметы, но и считать их количество и сравнивать с количеством других предметов. Так ребёнок получает навык к определению «больше», «меньше» (русская народная сказка «Три медведя»). Знакомится с порядковым счетом (русская народная сказка «Теремок»). Сказки учат понятиям «впереди», «сзади» (русская народная сказка «Репка»). Таким образом достигается поисково-исследовательская педагогическая цель, которую ставит педагог на занятиях.

Навык счета, полученный ребёнком при чтении сказок, даёт возможность детям закрепить этот навык, считая игрушки. Например: сколько машин в уголке игрушек, расставить их по порядку больше, меньше. Определить, какие для грузоперевозок, а какие для людей. Сколько предметов в наборе для врача, в кухонном наборе. Считая эти предметы, дети получают представления о порядке счета, закономерностях числового ряда.

Многие исследователи, такие как Большунова Н. Я., Шарыгина Т. А., Ерофеева Т. И. утверждают, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, поскольку они упрощают процесс обучения [1].

К. Д. Ушинский отмечал, что для хорошего учителя занятия по математике можно сравнить с уроками сельского хозяйства или домашней экономики. Когда речь идет о дошкольниках, рекомендуется максимально интегрировать математику в их повседневную жизнь. А для ребенка сказки — это и есть его жизнь [2].

Для закрепления полученных в сказках знаний счёта необходимо оформить математический уголок, в котором должны быть математические игры и материалы, головоломки, игры на сравнения.

Сказка, вызывая познавательный интерес и активность у дошкольника, способствует обучению детей начальным математическим навыкам. Сюрпризные моменты сказок, включённые в образовательную деятельность, позволяют ребёнку становиться участником процесса изучения начального счета.

Художественная форма русских народных сказок передает ребёнку математическое содержание с помощью образного языка, понятного ребёнку. В теремке маленькие животные живут дружно, а несоразмерный большой медведь его разрушает. Трём медведям соответствуют: большому медведю — большие предметы (стул, тарелка, кровать), среднему медведю средние предметы, маленькому маленькие предметы.

Сказки учат детей, кроме счета, определять времена года по количеству и содержанию, дни недели — по количеству и названию, по времени суток, по количеству и определению (утро — солнце встало, день — солнце сияет, вечер солнце закатилось, ночь — на небе луна и звёзды). Все вышеперечисленные сказочные ситуации усваиваются ребёнком естественным образом.

Как метод работы со сказкой при изучении цифр и счёта, можно использовать как игру в любом дошкольном возрасте, так и театрализованное представление в старших и подготовительных группах. Эти методы позволят детям считать любые окружающие их предметы и определять соотношения их друг к другу [3].

В процессе игры или театрализованной постановки решаются задачи, поставленные в рамках конкретного урока. Используемые методы должны соответствовать учебным задачам на данный образовательный момент. Должны соответствовать возрасту детей, развивать наблюдательность, вырабатывать умения анализировать ситуацию, а также учить размышлять над той или иной ситуацией. Игры и представления сами по себе интересны детям, а волшебство сказок стимулируют усвоение предметов, предлагаемых к обучению дошкольной программы по математике [4].

Необходимо детям предлагать, встав на место сказочных героев, решить ту или иную сказочную ситуацию. Данное задание только повысит интерес детей к изучаемому материалу, а наводящие вопросы воспитателя будут стимулировать запоминаемость математических знаний. Сказочный момент тематического урока детям всегда интересен, а интерес способствует пониманию и усвоению материала.

Помощь в изучении элементарных математических знаний оказывает математический уголок, организованный в группе. Большое место в уголке занимают игры по сказкам: «Поиграем с гусятами» по сказке «Лиса и гуси», «Помоги поросятам» по сказке «Три поросёнка», «Собери яичко» по сказке «Курочка Ряба», «Весёлый счёт» по сказке «Репка» и т. д. Эти игры используются в индивидуальной работе с детьми, все они интересны и занимательны. Кроме того, игры расположены таким образом, чтобы дети могли сами выбирать то, что им интересно.

Для более успешного изучения математического материала проводится работа с родителями. Проблема современного мира, как и его успех, связана с ТВ и гаджетами. Человеческое общение даже со своим ребёнком очень сильно ограничено во времени, предпочтение отдаётся всё больше средствам массовой информации. Поэтому для родителей был организован родительский уголок, в котором размещается информация о темах занятий, указывается литература, с которой ребёнок ознакомлен в саду. А также предлагается к общению родителей с ребёнком ряд вопросов по пройденному материалу. Устно разъясняется родителям необходимость этих вопросов и ответов ребёнка с целью выявить, насколько ребёнок успешно усвоил пройденный материал, чтобы не допустить пробелы в знаниях. Кроме того, родители активно участвуют в тематических конкурсах и присылают видеоряды домашних занятий с ребёнком [4].

Двухсторонняя связь с родителями значительно помогает достичь положительных результатов в усвоении детьми элементарных математических навыков

Использование сказочного материала в подаче математических норм очень эффективно. Оно способствует быстрому и качественному получению ребёнком навыков элементарного счета и других элементарных математических знаний. Причём не абстрактных, а жизненных навыков, которые они наблюдают вокруг себя. И учатся применять эти навыки в окружающем мире. Именно сказка своим волшебством способна если не победить, то встать вровень с современными гаджетами при изучении образовательной программы дошкольника по формированию элементарных математических представлений.

Литература:

  1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. — 2018 — № 5 — С.39–43.
  2. Взгляды учёных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников. URL: https://studwood.ru/1337358/pedagogika/vzglyady_uchyonyh_protsess_formirovaniy_matematicheskih_predstavleniy_doshkolnikov (дата обращения 02.04.2021).
  3. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста. URL: https://studfile.net/preview/6197496/page:11/ (дата обращения: 15.04.2021).
  4. Всероссийский журнал «Дошкольник рф». URL: http://doshkolnik.ru/jurnal-doshkolnik.html (дата обращения 20.12.2020).
  5. Всероссийский педагогический журнал «Современный урок». URL: https://www.1urok.ru/ (дата обращения 03.03.2021).
  6. Доклад на тему «Формирование элементарных математических представлений через сказку». URL: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-formirovanie-yelementarnyh-matematicheskih-predstavlenii-cherez-skazku.html (дата обращения: 19.03.2021).
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии //Школьный психолог. — 2001 — № 26. URL: //psy.1sept.ru/article.php?ID=200102603 (дата обращения 28.03.2021).
  8. Инновационная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, интерес детей, предмет, русская народная сказка, детская литература, математический уголок, окружающий мир, отражение дидактизма, тридесятое царство.


Ключевые слова

сказка, детская литература, популярный жанр, оптимизм сказки, образность сказки, особенность сказки, забавные ситуации, отражение дидактизма

Похожие статьи

Задать вопрос