Развитие и становление молодежных организаций в советской России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 27.03.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Варнавская, И. С. Развитие и становление молодежных организаций в советской России / И. С. Варнавская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/archive/512/111953/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье рассматривается процесс становления и развития молодежных организаций в советской России, таких как: октябрята, пионерия и комсомол. Основные цели и задачи, поставленные в основе этих движений, влияние на воспитание подрастающего поколения и осознанной молодежи. Какие произошли изменения в общественной жизни и политике советской России с возникновением данных молодежных движений.

Ключевые слова: движения, ВЛКСМ, РКСМ, пионеры, октябрята, комсомол, молодежь.

The article examines the process of formation and development of youth organizations in Soviet Russia, such as: the Octobrists, the pioneers and the Komsomol. The main goals and objectives set at the heart of these movements are the influence on the upbringing of the younger generation and conscious youth. What changes have taken place in the public life and politics of Soviet Russia with the emergence of these youth movements.

Keywords: movements, Komsomol, pioneers, Octobrists, Komsomol, youth.

На сегодняшний день тематика молодежных движений достаточна актуальна, смена поколений и общественного мнения влияют на то, что система образования постоянно находится в поисках единых принципов воспитания подрастающего поколения. Чтобы найти пути решения, педагоги и исследователи обращаются к изучению проверенного опыта, ведь основные постулаты воспитательной системы заложены в историческом прошлом.

Раннее советское государство было страной проблемной молодежи. Молодые солдаты, вернувшиеся с опустошительной гражданской войны, подростки, оставшиеся без родителей, студенты, уехавшие учиться в большие города и не сумевшие вернуться домой в смуте революции. Все они хотели контролировать события, принимать участие в крупных социальных изменениях и иметь право голоса в построении нового будущего. Эта масса молодых людей также была склонна к преступности, поэтому большевикам нужно было что-то, чтобы справиться с этой растущей проблемой.

Малашко А. Е. в своем исследовании пишет: «Молодёжное движение в России имеет свою историю развития. Детские и юношеские организации появились ещё в начале XX века, в период, когда были заложены основы формирования советского государства. Первыми из них были скаутские и православные. Но после Октябрьской революции 1917 года данные движения стали разниться с идеалами новой власти. Главную позицию в жизни общества того времени заняла идеология марксизма-ленинизма. Именно она и стала основополагающей для воспитания молодежи» [14, с. 109-112].

Комсомол был официально организован 29 октября 1918 года на I-м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи — как Российский коммунистический союз молодёжи (Российский коммунистический союз молодежи, РКСМ).

Надежда Константиновна Крупская писала: «Бойскаутизм является в руках буржуазии средством пропитать подрастающую молодёжь чувствами патриотизма, религиозными настроениями, чувствами покорности перед королём, родителями, хозяевами. Пункт 2 «закона скаутов... гласит: «Скаут верен королю, начальникам, родителям, своей родине и своим хозяевам. Он должен стоять за них при всяких обстоятельствах против любого из их врагов и даже против того, кто дурно о них отзывается. Бойскаутизм буржуазия использует для того, чтобы с детства внушить детям пролетариата, что классовая борьба, становящаяся теперь столь угрожающей самому существованию буржуазии, вещь вредная» [14, с. 10].

Для построения пионерской организации был назначен Иннокентий Жуков. Слово «пионерия» было заимствовано из Канады, форма и символика за основу была взята у скаутов, только у пионеров были не зеленые, а красные галстуки и белые рубашки, так же основа воспитательной программы, была заимствована у скаутов, деление по отрядом, вожатые, песни под гитару у костра, даже призыв «Будь готов!» — «Всегда готов!» был взят у скаутов, который в дальнейшем стал девизом октябрят, пионеров и комсомольцев, с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.

В 1922 в типографии на Красной Пресне бывшим скаутмастером М. П. Стремяковым был образован первый пионерский отряд. В дальнейшем Стремяков станет известным как автор газет «Барабан» и «Пионерская правда».

19 мая 1922 года II Всероссийская конференция РКСМ приняла следующую резолюцию: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы «скаутинг». Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК» [13].

С тех пор 19 мая отмечается в нашей стране как «День пионерии» и по сей день. В прошлом году праздновалось 100-летие пионерской организации.

21 января 1924 года решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В. И. Ленина, а спустя два года пионерская организация стала именоваться Всесоюзная пионерская организация им. Ленина.

В задачи пионеров входила борьба с беспризорством и безграмотностью, им прививали патриотизм, трудовую дисциплину, верность своему делу. Многие историки сравнивают пионерское движение с целой идеологией.

Пионеры проявили себя и в годы Великой Отечественной войны, они активно вступали в ряды партизан, работали на заводах наравне со взрослыми изготавливая патроны и другие продовольствия необходимые для вооружения и пропитания армии. Юные пионеры боролись за свободу своего Отечества, жертвуя собой. Зина Портнова будучи 17-летней девочкой работала в столовой, отравила супом более ста фашистских офицеров, девушку пытали, но она так и не выдала своих боевых товарищей по пионерскому-партизанскому отряду.

Марат Казей, подорвав гранатой себя, уничтожил несколько немцев. Многие были удостоены орденов и медалей, некоторым присвоены звания Героев Советского Союза. Лёня Голиков стал известен в отечественной истории благодаря способностям шпионажа, он добыл «из рук» гитлеровцев важные чертежи мин нового образца, что позволило русской армии спроектировать похожие и уметь находить мины врага.

Детские общественные организации имели системность и структурированность, начальные классы вступали в ряды «октябрят», где велась подготовка к вступлению в пионерские отряды, и уже следующей ступень был комсомол.

В пионеры принимали на торжественных мероприятиях приуроченным к памятным датам, каждый пионер давал клятву. «Торжественное обещание пионера Советского Союза»: «Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза» [2, с. 28].

Далее — о законах советских пионеров.

В первой редакции 1922 года говорилось:

  1. «Юный пионер верен рабочему классу;
  2. Честен, скромен, правдив и не ленив;
  3. Друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу;
  4. Исполнителен;
  5. Трудолюбив, весел и никогда не падает духом;
  6. Бережлив и уважает общеполезный труд.

Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться» [2, с. 29].

Во второй редакции 1923 года говорилось: «Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что:

1) Буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.

2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров».

В третьей редакции 1924 года говорилось:

«Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров». Девиз и лозунг пионеров в третьей редакции, утвержденной 4 августа 1924 года ЦК РКП (б):

«К борьбе за рабочее дело — будь готов!». Ответ: «Всегда готов!». Основной лозунг — «Смена смене идет» [2, с. 29].

В четвертой редакции 1928 года говорилось: «Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что:

1) «Буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира.

2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича — Законы ЮП».

В пятой редакции 1967 года говорилось: «Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев войны и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер — товарищ и вожак октябрят. Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза» [2, с. 31].

В шестой редакции 1986 года говорилось: «Пионер — юный строитель коммунизма — трудится и учится для блага Родины, готовится стать ее защитником. Пионер — активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран. Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведет за собой октябрят. Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет ее авторитет. Пионер — надежный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести» [2, с. 32].

В каждом общеобразовательном учреждении в пионерском отряде была своя отрядная комната, часто ее называли вожатской, где хранились атрибуты и проходили пионерские заседания. Такие комнаты и по сей день сохранились в учебных заведениях, так же, как и должность «старший вожатый».

Пионеры принимали участие во всех торжественных мероприятиях, форма была повседневная и парадная. «На левом рукаве парадной рубашки — над знаком пионерской организации — находилась шлёвка (матерчатая полоска) со знаками различия пионерской организации: пластиковые красные звездочки с ушком для пришивания. Звездочки были двух размеров и обозначали следующее:

1 малая звездочка — звеньевой, знаменосец отряда, член Совета отряда;

2 малые звездочки — Председатель Совета Отряда, Член Совета Дружины;

3 малые звездочки — Председатель Совета Дружины, Член районного пионерского штаба;

4 малые звездочки — Председатель районного пионерского штаба, Член городского пионерского штаба;

1 большая звездочка — Отрядный вожатый;

2 большие звездочки — Старший пионерский вожатый;

3 большие звездочки — Руководитель районного пионерского штаба, Член Городского Совета пионерской организации» [15].

Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» — советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами — пианистом Сергеем Федоровичем Кайдан-Дёшкиным (1901–1972) и поэтом Александром Алексеевичем Жаровым (1904–1984).

Таким образом, детские общественные организации в советское время имели системность и общую структуру, находились под контролем государства. Для участников движения высшую ценность имели устав, правила, лозунги и символы движения.

Как и во все времена на систему воспитанию оказывают значительное влияние внешние и внутренние политические процессы, в 70-х гг. настал политико-экономический и мировозренческий кризис, он значительно повлиял на общественные движения, они сошли на «нет» и стали носить сугубо «ритуальный формат», многие использовали статус комсомольца в корыстных целях. Например, для продвижения по карьерной лестнице.

Пионерские движения оказались более устойчивыми к политическим событиям, но все зависело от образовательного учреждения, где работали пионерские отряды, многим удавалось сохранять ценности пионерского движения. Но к концу 80-х гг. пионерские организации оказались в кризисе, как и другие организации ВЛКСМ и также, как и комсомол, перестали существовать.

На сегодняшний день очень важно изучать опыт пионерии и воспитательный компонент движения, особенно тем, кто занимается педагогической деятельностью. Ведь в современном обществе мы так и не пришли к единой, общегосударственной воспитательной системе.

Литература:

  1. Александров, Н. Г. Некоторые вопросы теории государства и права в свете сталинских положений о базисе и надстройке // Советское государство и право. 1951. № 9 (сентябрь). С. 20–32.
  2. Александров А.А. Торжественное обещание пионера. – М., - 1932.
  3. Алиева Л. В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства — Москва, 2002. — 322 с.
  4. Алиева Л. В., Беляев Г. Ю., Круглов В. В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Образовательное пространство в информационную эпоху. — Москва, 2018. — С. 765–773.
  5. Ацаркин А. Н. Жизнь и борьба рабочей молодежи в России (1900 — октябрь 1917 г.) / Ацаркин А. Н. — М.: Мысль, 1976. — 415с.
  6. Байбородова Л. В. Педагогические основы социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. — Москва, 1994. — 431 с.
  7. Богуславский М. В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. — Тверь, Научная книга, 2007. — 112 с.
  8. Великие стройки коммунизма // Советское государство и право. 1951. № 8 (август). С. 1.
  9. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — Москва, МИРОС, 2002. — 296с.
  10. Гарифуллин Б. А. Детские и молодежные общественные объединения на территории Российской Федерации // Вестник науки. — 2023. — Т. 3, № 6(63). — С. 200–206.
  11. Гордин И. Г. Проблемы истории пионерской организации в современной педагогической литературе (историографические очерки). — Москва, Просвещение, 1982. — 176с.
  12. Гордин И. Г., Лебединский В. В. Пионерская организация в условиях победы и упрочения социализма (1933–1941 гг.). — Москва, ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1973. — 54 с.
  13. Доклад II Всероссийской конференции РКСМ. – М., - 1922. – С.4.
  14. Малашко А. Е. Молодёжные организации в России: историко-сравнительный анализ. — 2020. — № 31 (321). — URL: https://moluch.ru/archive/321/72923/
  15. Сулемов В. А., Кононенко Л. Н. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. – М., 1983. – С.76.
Основные термины (генерируются автоматически): пионер, пионерская организация, рабочий класс, Советский Союз, Буда, освобождение рабочих, районный пионерский штаб, юный пионер СССР, Всероссийская конференция, Всесоюзная пионерская организация.


Ключевые слова

молодежь, комсомол, движения, ВЛКСМ, РКСМ, пионеры, октябрята

Похожие статьи

Задать вопрос