Сельджукские караван-сараи в Турции: туристический потенциал | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Ренатов, Р. Р. Сельджукские караван-сараи в Турции: туристический потенциал / Р. Р. Ренатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/512/111815/ (дата обращения: 27.04.2024).



В научной статье исследуются история и значение караван-сараев в регионе Анатолии и оценивается их потенциал для туризма. Сельджуки, правившие в этом регионе в XI–XIII веках, возвели множество караван-сараев, которые служили как пункты остановки и защиты для караванов на торговых путях, в особенности на Великом шелковом пути. Статья анализирует исторический контекст, а также туристический потенциал караван-сараев в Турции.

Ключевые слова : караван-сараи, Анатолия, международный туризм, туризм, культура, культурное наследие, Великий шёлковый путь, ЮНЕСКО.

The study explores the history and significance of caravanserais in the Anatolia region and assesses their potential for tourism. The Seljuks, who ruled the region in the eleventh and thirteenth centuries, erected many caravanserais that served as stopping points and protection for caravans on trade routes, especially on the Great Silk Road. The article analyses the historical context as well as the tourism potential of caravanserais in Turkey.

Keywords :caravanserais, Anatolia, international tourism, tourism, culture, cultural heritage, Great Silk Road, UNESCO.

Великий шелковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в Античности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название.

С развитием торговли развивались и маршруты Шелкового пути. Строительство караван-сараев, которые были местами остановки торговых караванов на дорогах, началось в Центральной Азии в X веке и продолжалось до XIX века. В результате сформировалась сеть караван-сараев, которая начиналась от Китая и распространялась на Индию, Иран, Кавказ, Турцию, Северную Африку, Россию и Восточную Европу. Таким образом, турки, научившись шелковому производству у китайцев, начали кокосовую деятельность в своих городах с подходящим климатом и стали центром шелкового производства. В Анатолии, городе Бурса до сих пор сохранилось это производство.

В 1075 году в Анатолии началась новая эра, когда в Изнике было основано государство анатолийских сельджуков. Анатолийские сельджуки придавали большое значение безопасности жилых кварталов, а также торговле и безопасности торговых путей. В период между 1097 годом, когда столицей была Конья, и концом государства сельджуков в 1308 году, покровительство сельджуков составляло основу караванных путей. В тот же период Сивас был международным торговым центром, а Кыршехир и Кайсери — другими важными городами организации Ахи, учитывая анатолийские торговые традиции. Анталья и Синоп были пересадочными узлами, через которые проходили оси портов на севере и юге, а Аксарай был соединительным узлом. По этой причине, будучи важнейшим транзитным маршрутом Шелкового пути в Анатолии в XIII веке, маршрут Конья-Аксарай-Кайсери-Сивас получил название «Великий путь».

Караван-сараи — это здания, которые были построены для пассажиров и караванов, путешествующих из одного места в другое, чтобы безопасно переночевать и обеспечить потребности себя и своей сбруи. До появления сельджукских караван-сараев на торговых путях в Анатолии существовали здания, предназначенные для той же цели.

Караванные пути в Юго-Западной Анатолии связывают порты Алании и Анталии с внутренними районами и севером Анатолии и севера. В этом контексте существует четыре маршрута, соединяющих следующие районы: Анталья-Денизли, Анталья-Бурдур, Манавгат-Эгирдир и Манавгат-Бейшехир. Среди них маршрут Манавгат-Бейшехир является наиболее важным, он использовался в римскую, сельджукскую и османскую эпохи.

Трансформация торговых путей и транспортных средств под влиянием государственных подходов на протяжении веков привела к отказу от традиционных караван-сараев. Особенно быстрое развитие технологий и строительство железных дорог в XIX веке привело к тому, что от автомобильного транспорта перешли к железнодорожному. Тем не менее, караванная торговля также продолжала существовать. Однако в первой половине XX века отказ от караванной торговли привел к отказу от караванных маршрутов и, соответственно, караван-сараев.

Более того, некоторые из караван-сараев, к сожалению, оказались под водой, как, например, Алтунапа Хан. Другие не смогли устоять ни в использовании, ни в защите от стихийных бедствий, а иногда даже стали чем-то вроде карьера для домов близких жителей. С другой стороны, есть караван-сараи, которые были отремонтированы в османскую эпоху и сохранились до наших дней, но в конце концов, утратив свои первоначальные функции, они долгие годы использовались как склады и амбары.

Во второй половине прошлого века анатолийские караван-сараи стали использоваться для туристических услуг. Основные примеры подобного использования караван-сараев связаны с караван-сараями XVI века османской эпохи: Караван-сарай Кушадасы Окуз Мехмет Паша в 1968 году и Караван-сарай Эдирне Рюстем Паша в 1971 году. Они были отреставрированы Главным управлением фундаментов и сданы в аренду одной из компаний в качестве гостиницы. Проект по сохранению караван-сарая Рюстем Паша в Эдирне в 1967–1971 годах был отмечен премией Ага Хана в 1980 году. Гибкость архитектурных форм османских караван-сараев и расположение обоих зданий в центрах городов, связанных с интенсивной туристической деятельностью, стали основными причинами решения о повторном использовании в качестве отеля. С другой стороны, сельджукские караван-сараи по своим пространственным характеристикам и размерам комнат не могут служить для удовлетворения современных потребностей в жилье. По этой причине они считаются более подходящими для таких функций, как ресторан и многофункциональные залы, а также для коллективной деятельности, а не для частного использования. Например, в настоящее время здание Кызылорен Хан в Конье используется в качестве ресторана.

Основная проблема повторного использования сельджукских караван-сараев для туристических целей заключается в том, что они расположены в необитаемых районах, за пределами центра города. Большинство караван-сараев посещаются как музеи под открытым небом, однако, поскольку транспортные маршруты меняются в течение времени, караван-сараи, находящиеся в стороне от основных маршрутов, быстро разрушаются по экологическим и природно-климатическим причинам.

С помощью протокола, подписанного между Министерством культуры и туризма Турции и Главным управлением фондов в 1982 году, некоторые из заброшенных караван-сараев и ханов были взяты под защиту. Отобранные 17 караван-сараев были взяты в программу реставрации для повторного использования в качестве краткосрочного жилья и гостиницы.

Другой проект был опубликован в 1993 году Министерством культуры и туризма Турции с целью восстановления анатолийских караван-сараев в пределах границ Турции в рамках проекта «Шелковый путь». В этом контексте 22.02.1993 г. был подписан протокол между Министерством культуры и туризма Турции и Главным управлением фондов, направленный на повторное использование караван-сараев для туристической деятельности.

Проект, инициированный Китаем в 2013 году под названием «Один пояс — один путь», призван соединить важные экономические центры Азии с Африкой и Европой посредством сухопутных и морских сетей с современными сооружениями и инфраструктурами и тем самым возродить исторический Шелковый путь. Эта концепция черпала вдохновение в концепции Шелкового пути, созданного во времена династии Хань 2 000 лет назад, — древней сети торговых путей, которые на протяжении веков соединяли Китай со Средиземноморьем через Евразию. Термин «пояс» относится ко всем элементам наземной и морской транспортной сети, таким как автомобильные и железные дороги, бензо- и газопроводы, которые ведут в Лондон из Среднего Китая. Рамки проекта были предложены широкие, но со временем он превратился в глобальный. Будучи проектом глобального экономического сотрудничества, проект нацелен на возрождение исторического Шелкового пути, в который включена и Турция, — «Срединного коридора».

Предполагается, что проект должен улучшить культурные отношения между обществами. Однако исследователи считают, что культурная миссия проекта может быть столь же сильной, как и экономическая. Турция является жизненно важной страной в «Среднем коридоре» благодаря своей стратегической географии и расположению. В среднем коридоре проекта цель прибытия поезда в Лондон, который отправляется из Китая, представляет собой очень важную возможность для Турции. В этом контексте реализация высокоскоростной железнодорожной магистрали Эдирне-Карс в Турции становится поддержкой проекта «Шелковый путь». Таким образом, как и в прошлом, современные культурные приобретения будут происходить с акцентом на экономическую деятельность, и связь между туризмом и креативной экономикой станет сильнее. Очевидно, что война, начавшаяся на севере Черного моря в 2022 году, и соответствующая перестройка торговли повысили значение коридора, в котором находится Турция.

Культурные маршруты — это вид путешествий, объединяющий ряд достопримечательностей с различными характеристиками, которые не обладают достаточной привлекательностью сами по себе, и стимулирующий региональный туризм благодаря перемещению посетителей из одного места в другое. Рассмотрение каждого караван-сарая как отдельного объекта означает, что они вырваны из своего контекста, в котором они являются остановками на маршруте в их первоначальном виде. Поэтому создание тематических маршрутов внутри караванных маршрутов позволит приобщить караван-сараи к туризму с более осмысленными и насыщенными сценариями. Кроме того, такой подход придаст синергию культурному туризму.

Альтернативные культурные маршруты, которые планируется создать на Шелковом пути, могут стать эффективным способом раскрытия туристического потенциала караван-сараев, особенно тех, которые находятся вдали от основных дорог и на необитаемых территориях. С помощью этих альтернативных маршрутов караван-сараи, которые сами по себе не имеют привлекательных черт и являются своего рода архитектурными археологическими руинами, могут быть консолидированы и включены в туристическую практику в качестве неожиданной сцены для различных видов деятельности. Для этого можно использовать визуальные и цифровые средства. На этой сцене могут проводиться различные мероприятия, такие как сольные концерты, показы мод, концерты и выставки.

Культурный туризм приносит пользу странам при условии надлежащего изучения, документирования и реставрации сохранившихся культурных ценностей, развития в гармонии с окружающей средой и обществом, не считая образовательного аспекта и академических кругов. Здесь значительную роль играют неправительственные организации, связанные с ЮНЕСКО и другими всемирными аккредитованными организациями. Действительно, культурный туризм является активом для стран, как для культурной дипломатии, так и для целей устойчивого развития.

Маршрут Манавгат-Бейшехир Шелкового пути в Юго-Западной Анатолии с его богатым потенциалом может быть рассмотрен для этой цели. Этот маршрут увеличит видимость и продвижение исторических и культурных ценностей дворца Кубадабад и мечети Эшрефоглу, которые находятся вдали от известных маршрутов, в случае если Бейшехир будет определен в качестве пункта назначения. Кроме того, Каргы Хан и Эйниф Тол Хан, расположенные на одном маршруте, поддержат культурный туризм различными и динамичными сценариями. Они дадут возможность соприкоснуться с культурными и природными ценностями, такими как местные старинные дома и естественная среда обитания диких лошадей на маршруте. Кроме того, маршрут заставит путешественников обратить внимание на нематериальные ценности, такие как местные и исторические вкусы, местные продукты и т. д. Кроме того, учитывая подходящее состояние 22-километровой дороги между двумя караван-сараями для пеших прогулок и точек наблюдения, добавление этого участка в практику в качестве пешего маршрута Каргы Хан — Эйниф Тол Хан будет впечатляющим опытом. Этот пешеходный маршрут мог бы стать интересным преимуществом для культурного туризма в плане современной интерпретации аутентичных традиций караванных путешествий по Шелковому пути и Анатолии. Таким образом, многоуровневое и богатое культурное наблюдение и опыт будут возможны в одно и то же время и в одном и том же месте через культурное и природное наследие.

Литература:

  1. Ardıç Yetiş, Ş., Çullu Kaygısız, N., (2017). Gained Tourism of Caravanserai in Cappadocia the Context of the Silk Road Project, Journal of Social and Humanities Sciences Research, 47 (4), pp. 522–527.
  2. Asım, A., and Burxanova, H., (2017). Selçuklu Kervansaraylarının Mimari Özellikleri, Uluslararası Konya’da Vuslat Sempozyumu Bir Başkent Eski de Olsa Başkenttir 19–22 Ocak, Konya Büyükşehir Belediyesi Yayınları, Konya.
  3. Bakkal, A., (2016). Seljuk Caravanserais in Antalya, Turkish Academic Research Review, 4 (4), pp. 521–570.
  4. Bakırcı, M., (2014). Coğrafi Açıdan Anadolu’nun Tarihi Ulaşım Ağı ve İpek Yolu, Avrasya Etütleri, 45(1), 63–86
Основные термины (генерируются автоматически): Турция, Китай, маршрут, Шелковый путь, культурный туризм, век, Министерство культуры, османская эпоха, повторное использование, туризм Турции.


Похожие статьи

Задать вопрос