Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 24.03.2024

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Колтакова, О. Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников / О. Г. Колтакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112257/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, патриотическое воспитание, формы патриотического воспитания, младший школьный возраст

В современных условиях, когда происходят трансформационные процессы в российском обществе, основным направлением работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость создания новой парадигмы интеграции патриотического воспитания в современную систему образования [6] и воспитания, рассмотрения принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, направлений, методов и форм патриотического воспитания школьников в условиях современной школы.

В связи с этим проблема патриотического воспитания рассматривается на государственном уровне. Первым шагом, начиная с 2020 года, стало внесение изменений в законодательство — Конституцию РФ, ФЗ «Об образовании» и ряд других нормативно-правовых актов. Теперь закон признает положение детей важнейшим приоритетом политики России, а государство создает условия и способствует воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Главная цель внесенных изменений — усилить воспитательные составляющие в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеурочной деятельности.

Особое внимание формированию патриотизма у подрастающего поколения уделяется на начальном уровне образования. Это обусловлено тем, что процесс патриотического воспитания необходимо начинать именно в младшем школьном возрасте. По мнению ряда авторов, именно в этот период закладываются основы культурно-ценностных, нравственных ориентаций личности ребенка, развитие его чувств, механизмов мышления, способов социальной адаптации в обществе [1, 5, 6]. Исследователь Л. Д. Устьянцева пишет, что в младшем школьном возрасте «начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на младшего школьника, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в патриотическом воспитании» [5, с. 192].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечивать развитие личности ребенка младшего школьного возраста в патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, физическом, трудовом и других направлениях, а также способствовать формированию у них таких качеств как ответственность, коллективизм, активная гражданская позиция, содействовать становлению высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

С 1 сентября 2022 года в российских школах в рамках патриотического воспитания реализуются такие новые формы, как проведение торжественных церемоний поднятия флага и исполнения государственного гимна, организация уроков по изучению государственных символов страны. В рамках внеурочной деятельности введены еженедельные уроки «Разговоры о важном», методические материалы и сценарии для проведения которых разработаны с учетом возрастных особенностей младших школьников, и призваны рассказывать учащимся об основных текущих событиях в нашей стране. Во многих школах создаются детские патриотические объединения, знаменные отряды, клубы юных историков.

Педагоги-практики, помимо установленных для всех школ мероприятий патриотической направленности, активно внедряют разнообразные формы работы, применяют игровую, коллективно-творческую, исследовательскую технологии и проектную деятельность. Учитывая возрастные и психофизиологические особенности воспитанников, используют такие формы, как игра, классный час, встреча с ветеранами войны и труда, беседа, викторина, коллективные творческие и трудовые дела, час общения, смотр-конкурс, выставка, соревнование, экскурсия [1, 4, 6].

Большинство авторских методик патриотического воспитания делают акцент на применении игровых форм, таких как имитация, соревнование, ролевые и деловые игры, игровые ситуации, которые способствуют созданию эмоциональной атмосферы занятий, раскрытию их творческих и познавательных способностей. Получила распространение в педагогической практике и такая форма работы как квест-игра, позволяющая, в процессе выполнения одного задания и получив подсказку к выполнению следующего, сформировать мотивационную готовность к познанию и исследованию [3, 4].

По мнению учителя из Омской области Ю. А. Сойко, большие возможности для формирования гражданственности у младших школьников имеют словесные методы обучения. Из рассказов, бесед, объяснений учащиеся получают возможность воспринять дух отношений, которые приняты в обществе. Автор также считает, что в целях формирования человека-гражданина, необходимо в процессе воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от младших школьников умения анализировать непростые явления, определять и защищать свои позиции, конструктивно взаимодействовать с другими позициями [4].

В методических разработках по патриотическому воспитанию данной возрастной группы школьников доминируют такие тематические направления работы, как любовь и уважение к ценностям семьи, школы, родного города (села), региона, стране [2, 4, 5]. Деятельность педагога строится поэтапно, постепенно расширяя границы восприятия своей родины младшим школьником.

Работа с детьми начинается с 1 класса, где решаются задачи воспитания чувства уважения к старшим, любви к своей семье, развивается интерес к истории семьи и её традициям. На этом этапе составляется генеалогическое древо, изучаются семейные реликвии, профессиональные традиции членов семьи, песни родителей и бабушек, проводятся сюжетно-ролевые игры, семейные праздники, конкурсы рисунков, коллажей, поделок с изображением семьи. Во многих школах ведётся работа с младшими школьниками по изучению вклада семьи в дело Великой Победы. По мнению Г. В. Киреевой, «изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории» [2].

В реализации темы «родной школы» закладываются основы любви и бережному отношению к школе, происходит знакомство с историей школы, с её выпускниками, формируются качества личности, способствующие успешному обучению и выполнению правил поведения в школе.

По мнению Ю. А. Сойко, «здесь важную роль играют «Часы общения», где «каждый ученик может высказать своё мнение о поступках одноклассников, посмотреть на себя со стороны; разбираются ситуации положительного и отрицательного характера, делаются выводы» [4]. Традиционно в школах для младших школьников проводятся встречи с бывшими учениками школы, трудовые десанты по благоустройству и участие в школьных делах, проводятся экскурсии в школьный музей и даже создаются мини-музеи в классе [2, 3, 4].

Изучение истории малой родины помогает воспитанию любови, уважения и бережного отношения к малой родине, способствует знакомству с историей города, края, с его предприятиями и учреждениями. Содержание, формы и методы, критерии воспитанности могут быть самыми разнообразной, дискуссии, вечера, творческие работы, экскурсии, путешествия, тематические прогулки по городу, мероприятия с применением элементов фольклора (посиделки, вечера, театр и т. д.), викторины и конкурсы на знание локальных традиций и достопримечательностей, круглые столы о сущности понятия «гражданин», ценности человеческого труда и др.

В современных методических разработках знакомство с городом и краем предлагается проводить постепенно, начиная со своего дома, улицы, района. Задача учителя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем славен родной край — историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Это помогает расширить представление ребят о посёлке (городе), учит любить свой край.

Итогом знакомства со своей малой родиной может стать оформленный ребятами альбом о посёлке (городе), куда помещаются фотографии, сочинения, рисунки, стихи детей о малой Родине. Интересен опыт создание руками ребят тряпичной куклы в традиционном костюме своего региона, создание макета традиционного жилища.

Педагог-практик Г. В. Киреева пишет, что «добытый методом наблюдений и самостоятельных работ учащихся, местный материал оживляет процесс воспитания на уроке, делая его интересным, помогает глубже осмыслить новые научные понятия, изменяет качественную характеристику знаний, расширяет возможности восприятия окружающей действительности и обеспечивает связь обучения с жизнью уже на начальном этапе обучения» [2]. Положительный результат дает сотрудничество с местным краеведческим музеем.

Изучение темы страны — России — способствует формированию и закреплению системы патриотических ценностей, чувства уважения и любви к многонациональной культуре, истории, традициям и обычаям российского народа. В рамках данного направления, помимо воспитательной работы по патриотизму в процессе изучения гуманитарных и естественно-научных предметов образовательной программы, где дети знакомятся с бытом и культурой народов, населяющих Россию, важнейшими событиями истории Российского государства, важна внеурочная деятельность — различные мероприятия, на которых дети представляют свою национальную культуру: традиционные песни, одежду, жилище, промыслы и ремесла, танцы, национальную кухню, праздники и обряды. Воспитание любви к своей стране, гордости за свое Отечество должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к представителям других народов.

Формированию гражданственности способствуют такие формы, как организация в классе тематических выставок, приуроченных к знаменательным событиям страны или государственным праздникам (День Конституции РФ, День народного единства, День Победы и др.); оформление тематических уголков и стендовых композиций на тему патриотизма; проведение акций (например, «Георгиевская ленточка») и др.

Решая задачи патриотического воспитания, современные педагоги начальной школы строят свою работу в соответствии с локальными условиями общеобразовательного учреждения и особенностями детей, учитывая такие принципы, как непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный, личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, с учетом его психо-физических и интеллектуальных особенностей, возможностей, интересов и позволяющий ребенку наиболее полно реализовать имеющий природный потенциал; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; использование методов игрового, проектного обучения, арт-педагогики, интерактивные технологии [3, 4].

Важной составляющей в работе по патриотическому воспитанию в современной школе является применение информационно-компьютерных технологий. По мнению, С. Э. Намдаковой, «внедрение ИКТ не заменяет традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют» [3]. С применением ИКТ учителя проводят презентации, видео-экскурсии к памятникам, дидактические игры, мультимедийное оформление совместных праздников.

Для достижения устойчивого результата в процессе воспитательной работы педагоги отслеживают эффективность проводимых мероприятий — проводят ежегодные мониторинги сформированности патриотических качеств ребенка (ответственности, ценностного отношения к семье, родине и т. п.), используя диагностики, направленные на выявление уровней патриотической воспитанности у младших школьников.

Основным критерием результативности работы в данном направлении является повышение уровня патриотизма как одной из основных характеристик личности, проявляющихся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно-значимом поведении и деятельности.

Литература:

  1. Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242–245. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102227/ (дата обращения: 13.03.2024).
  2. Киреева, Г. В. Современные подходы в работе по патриотическому воспитанию младших школьников / Г. В. Киреева. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2023/08/05/innovatsionnye-tehnologii-ispolzuemye-v-razvitii (дата обращения: 21.03.2024).
  3. Намдакова, С. Э. Инновационные технологии, используемые в развитии гражданско-патриотического воспитании младших школьников / С. Э. Намдакова. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 21.03.2024).
  4. Сойко, Ю. А. Современные подходы в патриотическом и духовно-нравственном воспитании младших школьников / Ю. А. Сойко. — Текст: электронный // Современный урок: [сайт]. — URL: (дата обращения: 21.03.2024).
  5. Устьянцева, Л. Д. Методы и формы патриотического воспитания младших школьников: современный аспект / Л. Д. Устьянцева. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — С. 191–195.
  6. Шиканова, А. Н. Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников / А. Н. Шиканова. — Текст: непосредственный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.. — 2020. — № 1 (106). — С. 232–238.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, младший школьный возраст, малая Родина, бережное отношение, внеурочная деятельность, младший школьник, процесс воспитания, родной край, современная школа, формирование гражданственности.


Ключевые слова

патриотизм, младший школьный возраст, патриотическое воспитание, гражданственность, формы патриотического воспитания

Похожие статьи

Задать вопрос