«Петербургский» текст художественной литературы как ретранслятор русской культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 24.03.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Полякова, О. М. «Петербургский» текст художественной литературы как ретранслятор русской культуры / О. М. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112252/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье будут рассмотрены примеры из художественной литературы, связанные с таким феноменом русской культуры и литературы, как «Петербургский текст». Информация будет полезна для обучающихся старших классов гуманитарного профиля с целью углублённого изучения произведений писателей XIX века.

Ключевые слова: Петербург, миф, Достоевский, Гоголь, город, символ, пространство, герой, социальный тип, русская культура.

Топонимика Петербурга, его история и мифология занимают особенное место в формировании и интерпретации понятия «Петербургский» текст, формулировку которого в 20 веке обозначил Владимир Николаевич Топоров, советский и российский лингвист, филолог. По мнению учёного, этот город невозможно представить без определенных «субстратов», регламентирующих систему передачи информации о городе в тексте.

Так, например, в стихотворении «Петербург» Иннокентия Анненского прослеживается идея о предопределенности статуса мрачного города ещё с тех времен, когда Петр Великий возвел город в месте непроходимых топких болот. Мысль о том, что человек, рождаясь в этом городе или попадая в него, становится своего рода сопричастным с мифом о происхождении Петербурга. Следовательно, ему предстоит пронести через свою жизнь судьбу этого города — мрачного, серого, созданного для того, чтобы находиться в вечной борьбе со стихией. Об этом свидетельствуют строки:

«Я не знаю, где вы и где мы

Только знаю, что крепко мы слиты…

Вместо сказки в прошедшем у нас

Только камни да страшные были…

Только камни из мерзлых пустынь

Да сознанье проклятой ошибки…».

Еще в 19 веке Александр Сергеевич Пушкин во вступлении к поэме «Медный всадник» обозначил ключевую идею создания этого города Петром Великим:

«Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…»

В этих же строках прослеживается мысль о пророческой предопределенности судьбы города: сама природа захотела, чтобы город возник в местах влажных и мрачных. Здесь, в своем роде, возникает вызов природе: сможет ли человек победить «натуру», усмирить стихию и стать полновластным хозяином в том месте, где пожелает. С одной стороны, да, мы видим вымощенные булыжником мостовые, европейские корабли в портах города, развитие экономических и торговых отношений, но с другой стороны — страдания простого народа. Бедный юноша Евгений из той же поэмы сходит с ума, узнав, что его возлюбленная Параша погибла во время очередного сурового наводнения…

Климатическо-метеорологический аспект «Петербургского текста» находит яркое отражение в полифоническом романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Читатель узнает, что в особенно подавленном настроении Родион Романович Раскольников находился именно в июле. Почему именно летом? Как известно, это время года связано с высокой влажностью и духотой. Система канализации города не была налажена настолько хорошо, чтобы неприятный запах уличных нечистот мог быть полностью уничтожен. Жара способствовала усилению неприятных запахов в воздухе. Из другого романа 19 века «Обломов» Ивана Александровича Гончарова становится известно, что уже в начале мая дворяне и аристократы покидали Петербург и выезжали на дачи в Павловск и Петергоф, где отдыхали на свежем воздухе вдали от города. В столице оставались люди, которые не могли себе позволить выехать из душного города из-за отсутствия средств и положения. В такой же ситуации оказывается и герой романа Достоевского — бедный бывший студент Раскольников. Он, как и другие оставшиеся жители, погружается в сырость и влажность города. Вокруг себя он видит пьяных из трактиров, пытающихся высказаться против социальной несправедливости, торговок на Сенной площади, встречает Мармеладова и знакомится с его семьей, узнает историю судьбы Сони Мармеладовой…

Стоит отметить, что изображение социальных слоев населения становится одним из значимых аспектов формирования «Петербургского текста». Так, например, общество салона Анны Павловны Шерер в романе-эпопее «Война и мир» отождествляется с людьми, которые посещают подобные вечера исключительно из корыстных побуждений: хозяйка приглашает именитых гостей, которых подает окружающим, как хороший кусок мяса в ресторане. Княгиня Друбецкая приезжает на раут с единственной целью: поговорить с князем Василием Курагиным о возможном устройстве ее сына Бориса в хороший и перспективный полк в армии. Она не лишает себя возможности напомнить собеседнику о его долге перед ее семьей: когда-то отец Друбецкой способствовал продвижению Курагина по карьерной лестнице. Все гости, исполнив ритуал формальности, а именно: поздоровавшись со старой тетушкой при входе в залу, чтобы в продолжение вечера не возвращаться к ней, расходятся по парам и группам с целью получить выгодные для себя ответы и предложения. Элен Курагину автор сравнивает с мраморной статуей, которая очаровывает окружающих своей телесной красотой. Толстой подчеркивает, что за античным величием тела скрывается глупость и отсутствие духовной организации внутреннего мира.

В этом же произведении Лев Николаевич противопоставляет Петербургу еще одну столицу — Москву. Контраст прослеживается в тот момент, когда Пьер по просьбе супруги уезжает из светской северной Пальмиры и переезжает в дом отца — графа Безухова в Москве. Он очарован тишиной города, на него действует свет от теплящихся свечей под иконами, размеренность и радушие старушек, московских камергеров. Автор неоднократно замечает: в Петербург едут, чтобы получить чины и звания, выгодно устроить сына и дочь, а в Москву — за гостеприимством и семейным покоем. В этом городе, как отмечает Пьер, отставного государственного служащего ждут ужины в окружении друзей, вино и бесконечные принятия пищи, которые грозят потерей волос и зубов.

Если Сивцев Вражек в Москве умиротворят героев художественной литературы, то Невский проспект Петербурга в повестях Николая Васильевича Гоголя становится своего рода «артерией» города: с самого раннего утра на нем не останавливается движение. Сначала мы видим булочников и пекарей, официантов трактиров, расчищающих вход в помещение, слышим стук раскрывающихся лавочек и магазинов, затем видим нищих и немощных, побирающихся вдоль указанных зданий с надеждой на подаяние в виде вчерашних закусок богачей. Затем мы наблюдаем, как они медленно следуют к местам своего повседневного обитания: к папертям и богоугодным домам. К полудню на проспекте появляются богатые и обеспеченные граждане, государственные служащие, иностранные поданные. Стоит отметить, что особенностью в идентификации петербургских горожан авторы часто прибегают к портретным характеристикам героев через запоминающиеся детали. Так, например, мы видим спешащие по проспекту усы, котелки и калоши разных форм, размеров и качества. Родион Романович Раскольников из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» следует по городу в старом изношенном костюме и в шляпе, которая, по его мнению, является весьма запоминающейся.

Также авторы многих произведений, которые можно отнести к «Петербургскому» тексту, связывают определенное место жительства в Петербурге с настроением его жителей. Так, например, Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель» надевает новую шинель и следует по ней из одного пространства в другое: сначала он проходит через свой район, в котором нет освещения, на улицах грязно, а в глухих переулках орудуют грабители, затем он перемещается на улицы с витринами магазинов, газовыми фонарями и приветливыми прохожими. Стоит отметить, что похищение шинели происходит на родных улицах героя…

Связь между пространством города и эмоциональном состоянием героя мы наблюдаем в эпизоде, когда Раскольников пытается спрятать украденное у старухи-процентщицы. Куда бы он не пошел, кругом были люди: на берегу, на соседних улицах, во дворах и площадях. Эта особенность организации пространства связана с четким планом Петербурга: где бы ты не находился, везде просматривается город. Таким образом, в нем можно укрыться только в подворотнях, на чердаках и в подвалах.

Петербург стал символом русской культуры, отождествляющий город, построенный по воле и величию самой природы. Человек в этом городе вынужден выживать наперекор стихии и социальному различию. Многие не выносят этой борьбы и просто смиряются со своим положением, остаются в этом пространстве, потому что оно очаровывает величием, монументальностью и все той же роковой предопределенностью.

Литература:

  1. Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе / НГПУ, 2003.
  2. Мельгунов Н. А. Несколько слов о Москве и Петербурге / Сост. к.Г.Исупов.СПб., 2000.
  3. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. — СПб.: Искусство, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): петербург, город, Москва, русская культура, художественная литература.


Похожие статьи

Задать вопрос