Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 22.03.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Пупышева, О. С. Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников / О. С. Пупышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 301-302. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112192/ (дата обращения: 08.05.2024).



Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистами, так и родителями с детьми.

Ключевые слова: сказкотерапия, коррекция поведения, дети, родители.

Все чаще, родители и педагоги замечают у детей проявления агрессивного поведения, с которым им не под силу справиться самим. Для коррекции агрессивного поведения, взрослые прибегают к помощи специалистов. У детских психологов существует большое количество методов для коррекции неконтролируемых выплесков эмоций. Одним из таких методов является сказкотерапия [3]. Данный метод универсален, так как с ним можно работать в разных направлениях [6, с. 72–78]. Сказкотерапией можно работать с куклами, разыгрывая сценки с главными героями. Можно сочинить сказку используя фигурки в песочнице, работая с пластилином, нарисовать сказку, станцевать и так далее.

Изучением сказки как терапевтического инструмента занимались такие ученые как Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и многие другие.

И. В. Вачков выделяет такие функции у сказок: диагностическая, терапевтическая или коррекционная и прогностическую [3, с.80–86].

С помощью диагностической функции сказки, которую мы даем ребенку, можно определить его состояние на данный момент, а также причины беспокойства, страхов и проявления агрессивного поведения. Узнать по каким сценариям живет ребенок, а также стратегии поведения, его отношения с близкими, сверстниками и другое. Для диагностики состояния ребенка мы можем попросить его сочинить сказку, назвать его любимое произведение или главного героя, который ему импонирует. Например, с помощью сказки можно определить, что скрывается за агрессивным поведением ребенка: страх быть отверженным, привлечение внимание, или что ребенок сам подвергается агрессии со стороны близких или буллингу в школе. С помощью диагностической функции сказки можно узнать у ребенка про такие темы, на которые он не хочет говорить или не осознает влияние определенной проблемы на его жизнь. Затем происходит анализ сказки, или обсуждение ее вместе с ребенком [2, с.2–9].

После проведения диагностики состояния ребенка или его проблемы, можно приступать к терапевтической функции сказки. Для этого можно попросить ребенка снова сочинить свою сказку, где главный герой смог справиться со своими проблемами, не проявляя агрессивное поведение, от которого страдают окружающие. С помощью такого построения сюжета можно научить ребенка взаимодействовать более экологично и для него самого и для окружающих. Можно найти сказку с сюжетом похожим на проблемы в жизни у ребенка и трансформировать ее так, как хочется ребенку. С одной и той же сказкой можно работать много раз, главное, чтобы она нравилась ребенку и после терапии его состояние заметно улучшалось [1, с.144].

Прогностическая функция сказки направлена на создание положительного эмоционального состояния ребенка в будущем. Можно находить и работать со сказками, где герой достигает успеха, которого бы хотел достичь сам ребенок. Такую работу можно проводить с детьми постарше, которые уже могут анализировать и рефлексировать. Детям помладше можно читать такие сказки, потому что бессознательно ребенок отложит в голове положительные смыслы для себя в будущем.

Для диагностической, терапевтической и прогностической функций сказок можно использовать и другие арт-терапевтические техники [7, с. 150]. Например, можно попросить ребенка нарисовать сказку, или героя из любого произведения. Если ребенку не понравится рисунок, его можно переделать так, чтобы маленький клиент был доволен результатом. Также можно попросить слепить героев сказки, разыгрывая с фигурками сюжеты сказок. Лепка, в данном случае, поможет ребенку снять накопленное напряжение у ребенка, нормализует его эмоциональное состояние. Изготовление кукол для сказки, также благоприятно влияет на психику детей. Песочница для разыгрывания сказки может служить универсальным способом психологической работы для детей разных возрастных групп.

На сегодняшний день существует огромный выбор сказок, как для детей, так и для взрослых. Подходящую терапевтическую сказку можно найти в книгах современных детских психологов, а также использовать «русские народные сказки», или произведения зарубежных писателей [9, с.30–32].

Таким образом, мы рассмотрели три основные функции сказки, которые могут использовать в своей работе не только такие специалисты, как психологи, дефектологи и педагоги, а также родители смогут сами помогать своим детям. Читая и разбирая сказки со своим ребенком, можно наладить доверительные отношения в семье, скорректировать нежелательное поведение, а также на будущее установить близкий контакт между взрослыми и ребенком [8]. С помощью сказки родители могут передать ребенку требуемые в социуме нормы и правила, для безопасного взаимодействия с окружающими. Сказкотерапия может служить инструментом для формирования познавательной сферы, развития воображения, а также для раскрытия творческого потенциала у ребенка.

Литература:

  1. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп / И. В. Вачков. — М.: Ось-89, 2007. — 144 с.
  2. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… / И. В. Вачков // Школьный психолог. — 2011. — № 17. — С. 2–9.
  3. Вачков, И. В. Сказка в работе психолога: определение и типология / И. В. Вачков // Психология воспитания. 2010. — № 2. — С. 80–86
  4. Головин С. Ю. Словарь практическогого психолога. — Минск, Москва: «Харвест» «АСТ», 2003.
  5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеева. — СПб.: ООО Речь, 2004. — 310 с
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева // Школьный психолог. 2001. — № 26. — С. 72–78.
  7. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии: психологические техники: сказкотерапия / О. В. Защиринская. — Санкт-Петербург: Изд-во ДНК, [2001]. — 150 с.
  8. Денисова Е. В. Сказкотерапия, как метод психологической работы с детьми и взрослыми. 2013 г. // Текст электронный 89.pdf (esrae.ru)
  9. Хухлаева О. В. Лабиринт Души. Терапевтические сказки. под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. Изд-во Академический проект. 2023г. 30–32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, агрессивное поведение, главный герой, диагностическая функция сказки, помощь сказки, родитель.


Похожие статьи

Задать вопрос