Сложности реализации процедуры возврата туристского продукта в реалиях закрытых границ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 20.03.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Чебыкин, А. А. Сложности реализации процедуры возврата туристского продукта в реалиях закрытых границ / А. А. Чебыкин, А. М. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112179/ (дата обращения: 28.04.2024).



Ключевые слова: туризм, туристский продукт, права потребителя, защита прав потребителя, пандемия, закрытые границы.

История возникновения сферы социально-культурных услуг и туризма относится еще к античному миру, но в то время она была связана с предоставлением услуг в подавляющем большинстве случаев не в связи отдыхом или благоприятными времяпровождением, а в связи с просветительством, решением государственных задач, а также в связи с торговлей.

Возвращаясь к истокам, необходимо отметить, что туризм сам по себе как отдельная отрасль предпринимательства появился задолго до изобретения современного транспорта. Так, по мнению В. С. Новикова купцы были первыми «турагентами», которые организовывали поездки людей, за определенную плату, иными словами — купцы брали попутчиков [2].

Путешественники же в России и даже на Руси были всегда. О первых путешествиях и разного рода хождениях можно прочесть в различных текстах, чаще всего это путевые очерки. Например, один из них — «Хожение за три моря» купца Афанасия Никитина — датируется 1475 годом и рассказывает о торговом путешествии в Кавказ, Персию, Индию и Крым. Сегодня же туризм неразрывно ассоциируется с потреблением туристского продукта.

Гением предпринимательской деятельности в сфере социально-культурного сервиса и туризма по праву считают Томаса Кука. В 1840 годах профсоюзы в Англии добились ежегодных отпусков для рабочих. Сразу возник вопрос, где и как проводить эти отпуска. Источниками инновации Кука послужили смена настроения потребителя и новое знание. Он искусно использовал потребность в организации дешевого отдыха и возможности железной дороги. Впервые был заключен контракт с транспортным предприятием на регулярную поставку пассажиров, а взамен Кук получил право на специальные цены на железнодорожные билеты для своих путешественников. Возникла схема, по которой по сей день работают все туристские компании в мире [2].

Само слово «туризм», синоним «путешествие», произошло от tour — «поездка», «прогулка», пришедшего из французского языка. Первые упоминания его и его производных в английской (tourism, tourist) и французской (touriste) литературе и письменной речи можно встретить не раньше начала XIX века.

В то же время и в России возник туризм, а именно — в конце XIX — начале XX века. Слово «туризм» стали употреблять в Российской империи с 1895 года, когда в Санкт-Петербурге было образовано Российское общество туристов [2].

Сегодня туризм как сфера деятельности закреплен на законодательном уровне.

Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» (далее — ФЗ № 132) говорит о том, что туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1].

Так, например, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый гражданин имеет право на отдых. Трудовой кодекс, подтверждая вышесказанное, говорит о норме рабочего времени и времени отдыха. Ну а уже само право на отдых реализуется гражданами в том числе и путем приобретения и, непосредственно, пользования туристскими услугами, или говоря иначе — туристским продуктом.

Что же собой представляет туристский продукт? Законодатель дает нам четкое определение: туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [1]. Исходя из чего, потребителем туристских услуг является непосредственно турист.

Однако в связи с недавней угрозой коронавирусной инфекции COVID-19, как все мы знаем, большинство стран закрыли свои границы.

Помимо этого, в некоторых аэропортах Российской Федерации на сегодня введены ограничения полетов. Согласно информации, данной Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации, «…режим временного ограничения полетов продлен в 11 российских аэропортах…

…Временно ограничены полеты в аэропорты Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.

Российским авиакомпаниям рекомендовано организовать перевозку пассажиров по альтернативным маршрутам, используя аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод, Ставрополя и Москвы». [3].

Также, в связи со специальной военной операцией Евросоюз ввел против Российской Федерации санкции, закрыв свои воздушные границы для граждан России.

Что же делать в таком случае потребителю, который заранее приобрел туристский продукт, реализация которого становится невозможной по независящим от него и от туроператора причинам? Более того, туроператор мог уже потратить полученное денежное вознаграждение на бронирование отеля, экскурсии для потребителя и так далее.

У законодателя есть ответ и на такой вопрос.

В силу ст. 10 ФЗ № 132, каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора [1]. И там же дается разъяснения, что именно относится к существенным изменениям обстоятельств. А к ним, помимо прочего, относится и невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Однако в таком случае, турист вправе требовать от турагента (субагента, туроператора) возврата уплаченной по договору суммы за вычетом денежных средств, перечисленных туроператором поставщикам услуг (например, отелям, авиаперевозчикам).

Это же подтверждается и п.2 ст.782 Гражданского кодекса, а также ст.32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей — турист как потребитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта в любое время при условии оплаты исполнителю (туроператору) фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Таким образом, в указанных случаях действительно возможен возврат туристского продукта, путем получения заказчиком денежной суммы, которую он заплатил по договору возмездного оказания туристских услуг, за вычетом фактически понесенных расходов туроператора, которые подтверждены документально.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» — [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 01.02.2024).
  2. Новиков С. В., Маныкин А. С., Дмитриева О. В. Всеобщая история — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://bookmate.ru/reader/a3Y1Lbcm?resource=book (дата обращения 01.02.2024).
  3. Информация Федерального агентства воздушного транспорта от 23 декабря 2022 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.garant.ru (дата обращения 01.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): туристский продукт, Российская Федерация, туризм, потребитель, Россия, связь, существенное изменение обстоятельств, туроператор, услуга.


Похожие статьи

Задать вопрос