Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 21.03.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Фицнер, Е. В. Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе / Е. В. Фицнер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112146/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в развитии на основе мониторинга. Доказана актуальность воздействия народной культуры на детей раннего возраста с нарушениями в развитии с опорой на апробирования технологии «Люлька-бирюлька». Выводы автора могут быть полезны для разработки инновационных подходов в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

Ключевые слова : эмоционально-волевая сфера, ребенок с нарушениями развития, психическое развитие, ранний возраст, народная культура

Период детского развития в раннем возрасте считается наиболее важным для педагогического воздействия, так как именно в этот период все воспринимается впервые. Знакомство детей с нарушениями развития с народной культурой способствует формированию у них патриотических чувств и развитию духовности. Сегодня одной из ключевых задач общества является духовное, нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно без усвоения культурно-исторического опыта народа. Обращение к народным традициям и обычаям — это один из важных аспектов этого процесса. [2, 40]. Теоретическая основа исследования — это опыт выдающихся фольклористов и историков XIX века: А. Н. Афанасьев, И. М. Снегирев [1, 48]. В ходе эксперимента была использована технология «люльки-бирюльки», разработанная мной для психокоррекции детей раннего возраста с нарушением развития через использование игротерапии народной культурой (потешки, сказки, прибаутки) деревянными предметами (ложки, молоточки, яички, палочки-шагалочки, палочки-развивалочки, палочки-стучалочки, палочки-игралочки, палочки-обучалочки). Согласно новейшим исследованиям, игра на деревянных музыкальных инструментах способствует стимуляции обоих полушарий головного мозга [5, 29]. Эта деятельность способствует формированию усидчивости, работоспособности и внимания, а также способствует повышению самооценки и развитию лидерских качеств. Игра на деревянных инструментах благотворно влияет на маленьких детей, особенно в случае нарушений в развитии, способствуя развитию ритмичного слуха, умению воспринимать музыку и эмоциональной сфере. Приобретенные навыки и впечатления сохраняются надолго. [4, 62].

Цель исследования: теоретически обосновать, обработать, апробировать народную культуру воздействия на детей раннего возраста с нарушениями в развитии.

Объект исследования: процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии

Предмет исследования: народная культура, используемая в психокоррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии раннего возраста в структуре обучения и воспитания.

Главная задача исследования является разработка и апробирование технологии «люльки-бирюльки», а также оценке ее эффективности.

Констатирующий эксперимент проводился в МБУ «Центр психологической реабилитации и коррекции» г. Гусев Калининградской области в течение 2023 года. В МБУ «Центр» находятся на пятидневном обучении 62 воспитанника в возрасте от 2 до 8 лет, с 1,5 лет находятся дети на индивидуальном сопровождении у специалистов Центра. В исследовании приняли участие дети в возрасте 2,4–3 лет, 9 детей, 2 девочки и 7 мальчиков. Дети имеют следующие заключения ПМПК и клинические диагнозы: РАС (расстройство аутистического спектра) и ЗПР (задержка психического развития) — 2 ребенка, РАС (расстройство аутистического спектра) и УО (умственная отсталость) — 2 ребенка, НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата, ДЦП) — 2 ребенка, ЗПР (задержка психического развития) — 2 ребенка, ЗПР (задержка психического развития) с синдромом Дауна — 1 ребенок. Из них у 5 детей в анамнезе соматические заболевания. Для исследования адаптированности детей к учреждению и эмоционально-волевой методики были использованы следующие методики: диагностика эмоционально-волевой сферы и поведения детей 1–3 лет [3, 34]; Адаптированный мониторинг развития детей в соответствии применением технологии «Люльки-бирюльки» (активность ребенка на занятиях в разных видах деятельности).

Исследование эмоционально-волевой сферы и поведения детей в возрасте от 1 до 3 лет дает нам ценную информацию о развитии и особенностях психического состояния малышей. В ходе исследования были учтены такие факторы, как контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, а также наличие или отсутствие двигательной расторможенности. Интересно, что средний уровень развития эмоционально-волевой сферы составил 29 % (2 ребенка), в то время как 71 % (7 детей) продемонстрировали низкий уровень развития. Никто из детей не достиг высокого уровня развития эмоционально-волевой сферы. Такие результаты тестирования, вероятно, связаны с особенностями психического развития детей и особенностями интеллектуальной сферы. Особое внимание уделено детям с расстройством аутистического спектра (РАС). Исследование показало, что они испытывают проблемы с установлением контакта, имеют эмоциональную и волевую незрелость, а также сниженный темп работоспособности. Они часто зациклены на определенных объектах и виде деятельности. В случае нашего исследования, двое детей с РАС и умственной отсталостью, они проявляли эмоциональную монотонность, безразличное отношение к любым видам деятельности и эмоциональные вспышки, выражающиеся в виде крика и своеобразных звуков. Наблюдается полевое поведение, направленное на определенные объекты, такие как постукивание по поверхности стекла. В отличие от детей с РАС, у детей с синдромом Дауна эмоционально-волевая сфера сохранена. Они обычно добрые и ласковые, но могут проявлять агрессию. У них фон настроения часто меняется от повышенного до эйфоричного, либо до пониженного. Ребенок с синдромом Дауна реагирует на поощрение и наказание, в отличие от детей с РАС, которые чаще всего не реагируют на замечания и поощрения. У детей с ДЦП (детский церебральный паралич) также наблюдается нарушения в эмоционально-волевой сфере. Они могут проявляться от двигательной расторможенности до заторможенности и замедленности движений, монотонности в играх и трудностей переключении внимания с одного предмета на другой. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности с устойчивостью внимания, но очень хорошо подражают взрослым [6, 109]. Интересно отметить, что средний уровень развития эмоционально-волевой сферы у девочек составил 2,8, в то время как к мальчикам этот показатель составил 2,5. Это исследование предоставляет нам ценную информацию о развитии эмоционально-волевой сферы и поведения детей в возрасте от 1 до 3 лет. Оно позволяет нам лучше понять особенности развития различных групп детей и помогает нам разрабатывать подходящие методики, технологии и поддержку для каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными потребностями и особенностями.

График уровень развития эмоционально-волевой сферы

Рис. 1. График уровень развития эмоционально-волевой сферы

Результаты адаптированного мониторинга развития детей в соответствии применением технологии «Люльки-бирюльки» (активность ребенка на занятиях в разных видах деятельности). Данный мониторинг проводился 2 раза в год: в начале года в конце апреля — начале мая, с проведением диагностических срезов развития. В ходе наблюдения учитывалась активность детей в различных видах деятельности на занятиях [7, 13]. Используя наблюдение как основной метод, высокоуровневое развитие моторики определяли, как участие ребенка в игре с деревянными предметами, ритмичное повторение действий вслед за взрослым, интерес к прослушиванию речи взрослого, эмоциональные реакции, пропевание последних слогов народной культуры метод народной культурой (потешки, сказки, прибаутки) деревянными предметами. По итогам мониторинга: девочки активнее поют последние слоги и слушают с большим интересом, чем мальчики. А мальчики лучше девочек ритмично повторяют движения. Детям с задержкой психического развития лучше подпевают слоги и ритмично играют на деревянных предметах. Ребенок с ЗПР (синдром Дауна) и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата оживленно и эмоционально реагировали на действия. Дети с РАС также лучше повторяют слоги, чем дети с РАС и умственной отсталостью, их больше интересуют деревянные предметы.

График результата адаптированного мониторинга развития детей в соответствии с применением технологии «Люльки-бирюльки

Рис. 2. График результата адаптированного мониторинга развития детей в соответствии с применением технологии «Люльки-бирюльки

По результатам были сделаны следующие выводы:

— Уровень эмоционально-волевой сферы в группе на низком уровне. Ни один из детей не продемонстрировал высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Уровень развития эмоционально-волевой сферы у девочек выше, чем у мальчиков.

— Технология народной культуры «Люльки-бирюльки» является эффективным средством психокоррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии. Согласно адаптированному мониторингу: низкий уровень сократился на 12 %, высокий уровень увеличился на 45 %. Уровень развития активности на занятиях в разных видах деятельности у девочек выше, чем у мальчиков. Полученные данные позволяют определить и составить индивидуальную психокоррекционную программу для каждого ребенка раннего возраста в соответствии с нарушением в развитии.

Литература:

  1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: парциальная программа: учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2020.
  2. Красильников Ю. В. Особенности развития техники игры на деревянных духовых инструментах в условиях современной исполнительской практики: учебно-методическое пособие. Краснодар: КГИК, 2022.
  3. Кряжевских Е. Г. Методика диагностики психо-речевого развития детей раннего возраста: методическое пособие. Пермь: Фонд президентских грантов, 2019.
  4. Миракян К. Ф. Специальная психология. Принципы психокоррекции при различных нарушениях развития: учебно- методическое пособие. Курск: Университетская книга, 2023.
  5. Мурашова И. Ю. Психокоррекция нарушений речевого развития с использованием инновационных подходов: учебное пособие. М: Знание-М, 2020.
  6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / под редакцией Е. А. Стребелевой. М: Просвещение, 2020.
  7. Шереметьева Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и их семей в образовательных организациях: учебно-методическое пособие. Челябинск: Южно-Уральский науч. центр РАО, 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоционально-волевая сфера, ранний возраст, народная культура, психическое развитие, вид деятельности, уровень развития, нарушение развития, развитие, умственная отсталость.


Похожие статьи

Задать вопрос