Пути снижения себестоимости морских транспортных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 20.03.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Синицына, В. А. Пути снижения себестоимости морских транспортных услуг / В. А. Синицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112142/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортных услуг на морском транспорте. Проводится анализ стратегий оптимизации логистических процессов на морском транспорте.

Ключевые слова: морской транспорт, себестоимость, грузовые перевозки, инновационные технологии.

The article examines the factors influencing the cost of transportation services in maritime transport. The analysis of strategies for optimizing logistics processes in maritime transport is carried out.

Keywords: marine transport, cost, freight transportation, innovative technologies.

Морской транспорт является сложной, многопрофильной отраслью народного хозяйства. Многообразные виды предприятий морского транспорта прямо или косвенно связаны с обеспечением транспортного процесса. Они группируются на две области деятельности — основную эксплуатационную и вспомогательную. Основная эксплуатационная деятельность непосредственно связана с процессом перевозки грузов и пассажиров на морских судах и погрузочно-разгрузочными операциями в портах. Другие предприятия, которые непосредственно не участвуют в процессе перевозки, относятся к вспомогательным предприятиям: экспедирование, агентирование и т. д. [5] Перевозка грузов в судоходных компаниях и перегрузка грузов в морских портах является основным видом транспортных услуг морского транспорта.

Себестоимость перевозок это удельные текущие (эксплуатационные) расходы, приходящиеся на единицу транспортной работы. В себестоимость транспортных услуг входят затраты на топливо, горюче-смазочные материалы, на оплату труда и другие расходы, необходимые для организации и управления процессом транспортировки грузов или пассажиров [2].

Расчет себестоимости продукции называется калькулирование. Плановая и отчетная калькуляция себестоимости морских перевозок производится в следующих разрезах:

1) по видам плавания: малый каботаж, большой каботаж, заграничное плавание;

2) по видам перевозок: сухогрузов и лесных грузов в плотах; нефтегрузов и прочих наливных грузов; пассажиров.

Калькуляционной единицей себестоимости морских перевозок является тонно-миля, пассажиро-миля, приведенная тонно-миля. Средняя себестоимость 1 приведенной тонно-мили по видам плавания определяется отношением суммы расходов на перевозки в данном виде плавания к грузообороту в приведенных тонно-милях.

Амортизационные отчисления рассчитываются в соответствии с утвержденными нормами амортизации, установленными в процентах от балансовой стоимости судна. Нормы амортизации дифференцируются для транспортных судов с неограниченным и ограниченным районом плавания. Внутри этих групп также учитываются назначение и размер судов. Амортизационные отчисления занимают большую долю в общей сумме эксплуатационных расходов, что объясняется интенсивным пополнением флота современными специализированными высокопроизводительными судами.

Планирование себестоимости морских перевозок включает разработку: сметы эксплуатационных расходов по содержанию флота и определению плановой себестоимости перевозок; нормативной себестоимости содержания судов в сутки на ходу и на стоянке; плана организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости морских перевозок.

В основе планирования себестоимости морских перевозок лежит детальный факторный анализ фактической себестоимости по отдельным судам, линиям, направлениям, видам плавания и перевозок.

Расходы на содержание экипажей слагаются из заработной платы плавсостава, отчислений на социальное страхование, рациона коллективного питания, выплат инвалюты взамен суточных, а также зависят от их численности, уровня заработной платы и установленных норм затрат на организацию коллективного питания.

Амортизационные отчисления рассчитываются в соответствии с утвержденными нормами амортизации, установленными в процентах от балансовой стоимости судна. Нормы амортизации дифференцируются для транспортных судов с неограниченным и ограниченным районом плавания. Внутри этих групп также учитываются назначение и размер судов. Амортизационные отчисления занимают большую долю в общей сумме эксплуатационных расходов, что объясняется интенсивным пополнением флота современными специализированными высокопроизводительными судами [1].

При определении реальных способов снижения себестоимости транспортных услуг следует учитывать, что такое снижение не должно приводить к потере качества и, как следствие, к снижению конкурентоспособности.

Проведём анализ основных факторов, влияющих на себестоимость перевозок:

  1. Топливная эффективность. Часто наибольший расход приходится на топливо. Экономия топлива возможна за счет реализации следующих мероприятий:

— замены физически и морально устаревших старых судов на более новые и современные, в которых заложены другие технические решения;

— применения современных конструкционных материалов, а также более совершенных средств электроники, автоматики, движительных и энергетических установок, которые обусловливают более высокие их эксплуатационные и экономические показатели;

— качественного и своевременного техобслуживания деталей и механизмов транспортных средств;

— своевременной замены устаревших и изношенных судовых деталей и механизмов новыми [3].

  1. Заработная плата плавсостава. Оптимизация графиков работы и маршрутов членов экипажа для сокращения ненужных смен. Повышение квалификации и обучение сотрудников, способствуют повышению их эффективности.

Каждый из этих факторов играет важную роль в формировании общей стоимости морских перевозок. Изучение того, как правильно управлять ими, используя как проверенные, так и инновационные подходы, может стать ключом к успеху в сфере морских транспортных перевозок.

Важнейшим направлением снижения себестоимости перевозок является экономия эксплуатационных расходов по отдельным статьям.

Так, по статье «Содержание экипажей» возможна абсолютная и относительная экономия. Абсолютная экономия достигается за счет сокращения штатной численности экипажей при совмещении профессий. Относительная экономия является следствием увеличения объема перевозок при той же численности экипажей. Повышение производительности труда ведет как к абсолютной, так и относительной экономии на заработной плате.

Экономии по статье «Текущий ремонт» способствует внедрение промышленных методов ремонта. На снижение затрат по этой статье большое влияние оказывает подготовка судна к ремонту. Правильно составленный отчет о ремонте способствует своевременному выполнению графика ремонта.

Экономия на судовых сборах, навигационных расходах и агентских услугах достигается за счет глубокого знания коммерческой эксплуатации, обычаев портов, правил взимания и размеров судовых сборов, скидок и т. д., систематического изучения конъюнктуры сборов [2].

В сокращении эксплуатационных расходов и снижении себестоимости перевозок значительная роль принадлежит рациональному использованию флота во времени.

Эффективное управление логистикой требует не только умения решать текущие задачи, но и предвидеть будущие тенденции и адаптироваться к ним. Давайте рассмотрим, какие стратегии могут помочь стивидорным компаниям оптимизировать логистические процессы.

  1. Интегрированное планирование и управление запасами. Используйте методы Just-In-Time (JIT) и Just-In-Sequence (JIS) для сокращения запасов и оптимизации потока поставок. Используйте аналитику для прогнозирования спроса и оптимального управления запасами, избегая перепроизводства и нехватки сырья [6].
  2. Сотрудничество с партнерами. Совместное транспортно-логистическое партнерство для увеличения объемов грузоперевозок и снижения себестоимости на единицу товара. Развитие долгосрочных отношений с надежными поставщиками и партнерами для обеспечения стабильности и предсказуемости в цепочке поставок.
  3. Автоматизация и цифровизация процессов. Внедрение ERP-систем (Enterprise Resource Planning) для интеграции и автоматизации всех аспектов бизнеса, включая логистику. Использование расширенной аналитики для оптимизации логистических операций и принятия обоснованных решений [7].
  4. Замещение внутренних затрат на меньшие, оказываемые сторонними организациями. Если затраты на выполнение работ собственными силами больше, чем рыночная цена на эти же работы сторонних организаций, стоит воспользоваться услугами сторонних организаций. Для стивидорных компаний такими видами работ/услуг являются строительно-монтажные работы, услуги по ремонту оборудования, транспортные услуги, подбор персонала, уборка [4].

Эти стратегии являются не только способами оптимизации, но и открывают возможности для гибкости, инноваций и устойчивого развития логистики. С их помощью компании могут значительно улучшить свою деятельность, снизить издержки и укрепить свои позиции на рынке.

Подводя итог, можно сделать вывод, что снижение себестоимости перевозок — это постоянный процесс, требующий внимания к деталям, готовности к изменениям и нестандартному мышлению. Экспериментируя с новыми подходами и применяя успешные практики, компании могут достигать значительных улучшений в своей работе, повышая эффективность и укрепляя свои позиции на рынке. Путь к снижению себестоимости лежит через инновации, стратегическое планирование и постоянное стремление к совершенству.

Литература:

  1. Анисимов, А. Г. Экономика, организация и планирование автомобильного транспорта / А. Г. Анисимов, В. К. Юфил. — Москва: Транспорт, 2020. — 248 с.
  2. Ботнарюк М. В., Грасс Е. Ю. Экономика отрасли (транспорт): Учебное пособие. — Новороссийск: ФГОУ ВПО МГА им. Адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2010. — 146 с.
  3. Браславский М. И. Экономия топлива на речном флоте / М. И. Браславский, В. М. Селиверстов. М.: Транспорт, 1983. 231 с.
  4. Грасc, Е. Ю. Методы и способы сокращения затрат на предприятиях морского транспорта / Е. Ю. Грасc, М. Л. Федорова // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. — 2021. — № 2(35). — С. 52–57.
  5. Грасс Е. Ю. Учет и анализ хозяйственной деятельности предприятия -Новороссийск: РИО МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2012. -160 с.
  6. Мочалин С. М. Описание подходов к реализации концепции JIТ, JIS при транспортировке в цепях поставок. Совершенствование организации дорожного движения и перевозок пассажиров и грузов.
  7. Савельев. О проблемах внедрения ERP-систем в России // Экономическая наука современной России. — 2021. — 105 с.
Основные термины (генерируются автоматически): морской транспорт, вид плавания, относительная экономия, перевозка, расход, снижение себестоимости, услуга, заработная плата, коллективное питание, общая сумма.


Похожие статьи

Задать вопрос