К вопросу о соотношении корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 24.03.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Капарова, А. С. К вопросу о соотношении корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства / А. С. Капарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112135/ (дата обращения: 03.05.2024).



В настоящей статье рассмотрены институты социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности в контексте их соотношения.

На основании проведенного анализа автор констатирует высокий уровень схожести правовой природы рассматриваемых правовых явлений, основная цель которых сводится к созданию социальной ценности. Между тем, автор отмечает, что субъекты социального предпринимательства относят данную цель к основной цели своей деятельности, тогда как деятельность субъектов корпоративной социальной ответственности направлена на получение чистого дохода.

Помимо прочего, автором проанализированы основные положения правового регулирования рассмотренных институтов, на основании чего автор приходит к выводу, что ключевым отличием выступает непосредственно характер регулирования. В частности, нормы относительно социального предпринимательства носят императивный характер, тогда как субъекты корпоративной социальной ответственности наделены высоким уровнем усмотрения.

В заключение автор подчеркивает важность развития данных институтов в контексте развития социального государства и гражданского общества.

Ключевые слова : социальное предпринимательство, корпоративная социальная ответственность, субъекты социального предпринимательства, предпринимательское право.

В Республике Казахстан, как и во многих других государствах, решение различного рода социальных проблем является первоочередной задачей. Однако в условиях ограниченности ресурсов государства ряд социальных проблем зачастую остаются нерешенными. В этой связи ключевая роль в решении насущных проблем общества отводится самим гражданам, а именно предпринимателям.

Именно в контексте стимулирования субъектов частного предпринимательства оказывать содействие государству в решении социальных проблем предопределило развитие таких институтов как социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность предпринимателей [2, с. 23].

Одним из важных событий для Республики Казахстан в 2021 году стало дополнение главой 6–1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, регламентирующей институт социального предпринимательства. Подобная новелла была воспринята юридическим сообществом весьма неоднозначно, поскольку многие ошибочно отождествляли данный институт с корпоративной социальной ответственностью. Для того, чтобы определить, как соотносятся две вышеприведенные правовые конструкции необходимо произвести комплексный анализ каждой из них.

Вопросы, связанные с определением содержания корпоративной социальной ответственности всегда волновали исследователей, в том числе, в сфере права. Российские исследователи полагают, что крупные корпорации в первую очередь заинтересованы в максимизации чистого дохода. При этом авторы отмечают, что для достижения данной цели крупные корпорации должны соответствовать общепризнанным в обществе нормам морали и именно в этой связи многие субъекты предпринимательства осуществляют деятельность в рамках корпоративной социальной ответственности [5, с. 78].

Между тем, в Республике Казахстан корпоративная социальная ответственность субъектов частного предпринимательства регламентирована главой 6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Так, согласно части 1 статьи 75 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, под социальной ответственностью понимается добровольный вклад субъектов частного предпринимательства в одной из сфер общественной жизни и деятельности (социальной, экологической и иных сферах) [7]. Исходя из буквального толкования данной нормы следует по меньшей мере три признака корпоративной социальной ответственности.

Первым признаком корпоративной социальной ответственности выступает добровольность, которая предполагает, что вклады, которые вносятся предпринимателем не могут носить принудительный или обязывающий характер. Вторым признаком является вариативность сфер, в развитие которой предприниматели могут внести свой вклад. Иными словами, выбор той или иной сферы отнесено к дискреции самого предпринимателя. Третьим признаком корпоративной социальной ответственности выступает отсутствие временных рамок осуществления деятельности в данной сфере. В частности, речь идет о том, что предприниматель может осуществлять деятельность в рамках социальной ответственности, как на постоянной основе, так и на временной или даже разовой основе.

Как отмечает А. А. Морозов, корпоративная социальная ответственность имеет множество форм [8, с. 23], что также закреплено в статье 75 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. К примеру, субъекты частного предпринимательства могут заниматься благотворительной деятельностью, осуществлять деятельность в части развития механизмов защиты трудовых прав граждан или же защиты окружающей среды.

Как подчеркивают большинство юристов, одной из наиболее распространенных форм деятельности в рамках корпоративной социальной ответственности выступает благотворительная деятельность [1, с. 58]. В частности, предприниматель может заниматься одним из видов благотворительной деятельности, предусмотренных в Законе Республики Казахстан «О благотворительности», а именно спонсорской, филантропической или меценатской деятельностью [4]. Однако данные виды благотворительной деятельности, как было отмечено ранее, могут и не носить постоянный характер.

Так, корпоративная социальная ответственность представляет собой добровольную деятельность субъектов частного предпринимательства, направленную на развитие одной из сфер общественной жизни и деятельности, включая социальную сферу. При этом, как отмечает Голубкова Н. А. корпоративная социальная ответственность полностью основана на усмотрении самого предпринимателя [3, с. 33]. По нашему мнению, важно отметить также то, что субъекты частного предпринимательства, осуществляющие деятельность в рамках корпоративной социальной ответственности, не извлекают выгод и не получают чистый доход, за исключением стимулирующих мер со стороны государства.

Говоря о социальном предпринимательстве как институте гражданского общества, можно отметить следующее. Правовое регулирование данного института осуществляется в соответствии с главой 6–1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Вместе с тем, как было упомянуто ранее, данный институт появился относительно недавно, тогда как основы осуществления деятельности в рамках корпоративной социальной ответственности были закреплены еще в 2015 году.

В соответствии с частью 1 статьи 79–1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, под социальным предпринимательством понимается предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами социального предпринимательства. При этом перечень форм деятельности субъектов социального предпринимательства закреплен в статье 79–3 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и носит исчерпывающий характер. Справедливо отмечает Игнатьев Н. Е., что правовое регулирование социального предпринимательства носит весьма ограниченный характер [6, с. 19]. В частности, деятельность субъектов социального предпринимательства напрямую связана с взаимодействием с социально-уязвимыми слоями населения. При этом данные лица могут быть вовлечены в деятельность предприятия (трудовая интеграция) или могут быть потребителями, производимых товаров, работ и услуг, направленных на улучшение качества их жизни. Лишь при соответствии деятельности, осуществляемой социальными предприятиями, последние могут быть включены в государственный реестр субъектов социального предпринимательства, а равно признаны таковыми. Иными словами, только государство в лице уполномоченного органа может присвоить статус субъекта социального предпринимательства той или иной организации (за исключением субъектов крупного предпринимательства).

Исходя из приведенных положений Предпринимательского кодекса Республики Казахстан следует ряд ключевых различий социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности. Во-первых, любой субъект частного предпринимательства может осуществлять деятельность в рамках корпоративной социальной ответственности, тогда как субъектами социального предпринимательства не могут выступать субъекты крупного предпринимательства. Во-вторых, для получения статуса субъекта социального предпринимательства необходимо включение в соответствующий реестр. Между тем, реализация корпоративной социальной ответственности не требует никаких разрешительных процедур. В-третьих, реализация корпоративной социальной ответственности основана на принципе добровольности, тогда как социальное предпринимательство осуществляется в соответствии с установленными законодателем нормами, которые носят императивный характер.

Помимо прочего, по нашему мнению, важное различие, наряду с вышеприведенными, заключается в уставных целях самих субъектов частного предпринимательства. В частности, субъекты корпоративной социальной ответственности в качестве основной цели своей деятельности преследуют в большинстве случаев извлечение чистого дохода. Деятельность субъектов социального предпринимательства в свою очередь направлена по большей степени на решение социальных проблем [9]. Однако извлечение чистого дохода также выступает в качестве цели последних, но данной цели отводится второстепенное значение.

Вместе с тем, субъекты социального предпринимательства также ограничены в части выбора рода деятельности, поскольку в статье 79–3 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан четко определен перечень видов деятельности, которые может осуществлять данная категория субъектов. Субъекты корпоративной социальной ответственности в свою очередь обладают высоким уровнем усмотрения в части выбора сферы, на развитие которой будет направлен вклад.

Однако, несмотря на столь высокое число различений, корпоративная социальная ответственность и социальное предпринимательство имеет также и ряд схожих аспектов. К примеру, оба института напрямую относятся к развитию синергетического партнерства субъектов частного предпринимательства и государства в решении насущных проблем общества. Обе категории субъектов являются получателями льгот и преференций от государства. Более того, как корпоративная социальная ответственность, так и социальное предпринимательство в первую очередь направлены на создание социальной ценности.

Подводя итоги, следует отметить, важность обоих из рассмотренных институтов в контексте развития социального государства. Государству как регулятору общественных отношений в сфере предпринимательства, включая вопросы роли субъектов частного предпринимательства в развитии гражданского общества, следует осуществлять стимулирование данных видов деятельности.

Вместе с тем, в условиях глобализации и ограниченности ресурсов государства дальнейшее совершенствование данных институтов должно быть определено в качестве одного из основных векторов развития правовой политики Республики Казахстан.

Литература:

  1. Батаева Б. С., Вавилина А. В. Корпоративная прозрачность, корпоративная социальная ответственность и корпоративное управление // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. — 2014. — № 11. — С. 56–66.
  2. Беломестнов В. Г., Зандакова Э. Ш. Корпоративная социальная ответственность и социальное предпринимательство // Евразийский научный журнал. — 2017. — № 10. — С. 23–33.
  3. Голубкова Наталья Александровна Институционализация корпоративной социальной ответственности // Известия СПбГЭУ. — 2017. — № 2 (104). — С. 34–36.
  4. Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 402-V «О благотворительности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2023 г.) // Информационно-правовая система «Әділет» < https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2000000341#z172 > (дата обращения: 07.09.2023).
  5. Захаров В. В., Новгородова Н. С., Подворотова Д. М. Корпоративная социальная ответственность // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. — 2013. — № 13. — С. 76–88.
  6. Игнатьев Д. Е. К вопросу о социальном предпринимательстве // Вестник науки. — 2020. — № 5 (26). — С. 17–23.
  7. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2023 г.) // Информационно-правовая система «Әділет» < https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 > (дата обращения: 07.09.2023).
  8. Морозов А. А. Регулирование корпоративной социальной ответственности в России за последние годы // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 12. — С. 23–32.
  9. Науменко Егор Евгеньевич, Прилуцкая Клавдия Павловна Социальное предпринимательство в России // Economics. — 2016. — № 11 (20). — С. 65–70.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная социальная ответственность, социальное предпринимательство, Казахстан, Предпринимательский кодекс Республики, частное предпринимательство, чистый доход, благотворительная деятельность, субъект, гражданское общество, правовое регулирование.


Похожие статьи

Задать вопрос