К вопросу о правовой природе социального предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 24.03.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Капарова, А. С. К вопросу о правовой природе социального предпринимательства / А. С. Капарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 228-231. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112134/ (дата обращения: 03.05.2024).



В настоящей статье автором проведен анализ правовой природы социального предпринимательства. В частности, автором определена сущность рассматриваемого института, которая заключается в деятельности субъектов социального предпринимательства, направленной на создание социальной ценности. Также автор отмечает важность социального предпринимательства как института гражданского общества, способствующего решению различного рода социальных проблем в условиях ограниченности ресурсов государства.

Помимо прочего, автором проведен комплексный анализ правовой конструкции института социального предпринимательства, в частности, его субъектного состава. Автором определено, что к субъектам социального предпринимательства могут быть отнесены юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и вида. Вместе с тем, автором проведен анализ роли государства в контексте развития института социального предпринимательства.

Ключевые слова : социальное предпринимательство, субъекты социального предпринимательства, предпринимательское право, социальная экономика, социальное государство.

В пункте 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан определено, что Республика Казахстан утверждает себя социальным государством. Данное положение предопределяет основные направления развития правовой политики государства в части поддержки граждан в обеспечении должного уровня жизни. Вместе с тем, в особой социальной поддержке нуждается отдельная категория граждан, которые в силу определенных обстоятельств не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень своего пребывания в социуме.

На протяжении нескольких десятков лет традиционно считалось, что развитие социального государства являлось целью самого государства. Это обусловлено в первую очередь тем, что в советский и постсоветский периоды уровень развития гражданского общества и его институтов являлся весьма низким [1, с. 18]. Широкое распространение идей социального и правового государства повлекло за собой развитие различных институтов гражданского общества, одним из которых выступает социальное предпринимательство. Важным считаем отметить, что одним из факторов, послуживших развитию социального предпринимательства, выступает невозможность решения большинства социальных проблем ввиду ограниченности ресурсов самого государства.

2 июня 2020 года Постановлением Правительства Республики Казахстан была утверждена Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года. В вышеназванной Концепции подчеркнута важность развития институтов гражданского общества, особенно института социального предпринимательства [8]. Помимо прочего, была отмечена необходимость создания должной правовой основы, регулирующей социальное предпринимательство, в частности, нормативного закрепления понятия и основных аспектов осуществления социального предпринимательства.

В этой связи, в июне 2021 года Предпринимательский кодекс Республики Казахстан был дополнен главой, посвященной правовому регулированию социального предпринимательства (включая понятие социального предпринимательства, субъектов социального предпринимательства и мер государственной поддержки данной категории предпринимателей). Однако, несмотря на столь значительный шаг законодателя в части развития института социального предпринимательства следует отметить весьма низкий уровень разработанности правовой основы данного института. Как правило, отсутствие должной правовой основы того или иного института обусловлено непониманием сущности и его правовой конструкции с точки зрения теории права.

Для того, чтобы определить правовую природу социального предпринимательства необходимо ответить на два вопроса. Во-первых, какова правовая природа социального предпринимательства? И, во-вторых, какова правовая конструкция социального предпринимательства?

Одним из центральных вопросов в теории права выступает проблема, связанная с определением сущности института социального предпринимательства. Примечательно, что за более чем 100 лет существования рассматриваемого института ученым-правоведам так и не удалось достигнуть согласия относительно данного вопроса. На наш взгляд, именно это обстоятельство и выступает первопричиной низкого уровня развития социального предпринимательства на практике.

Следует отметить, что теория социального предпринимательства представляется более развитой в странах зарубежья (Соединенных Штатах Америки, Италии, Бельгии, Франции и др.), нежели в странах постсоветского пространства. Подобное различение связано прежде всего с тем, что в странах Содружества Независимых Государств институт социального предпринимательства начал развиваться не так давно (в среднем 3–5 лет назад). В этой связи, обращение к зарубежным источникам для определения сущности социального предпринимательства является, по нашему мнению, вполне обоснованным.

Г. Диз рассматривал социальное предпринимательство как самостоятельную концепцию, основная идея которой заключалась в вовлечении субъектов частного предпринимательства в решение различного рода социальных проблем. Автор также отмечает, что субъекты социального предпринимательства выступают в качестве своего рода новаторов, которые используют различные инновационные технологии для создания социальной ценности [12, с. 15]. По нашему мнению, ключевым элементом, в предложенной автором концепции выступает социальная ценность, которая создается деятельностью социальных предпринимателей. При этом, под социальной ценностью следует понимать пользу, которое в конечном счете получает общество в виде улучшения качества жизни и уравнивании возможностей социально-уязвимых слоев населения с остальными гражданами.

В свою очередь Ж. Б. Сэй определял сущность социального предпринимательства как перемещение ресурсов, в том числе экономических, из области с низкой производительностью в сферу с высоким уровнем экономического развития, то есть предпринимательства [7, с. 35]. На наш взгляд, данная концепция не совсем коррелирует с конечной целью социального предпринимательства, которая как мы определили ранее заключается в создании социальной ценности.

А. В. Савина и Н. А. Придворов подошли к пониманию правовой природы социального предпринимательства с точки зрения его соотношения с традиционным предпринимательством. Так, по мнению авторов основное различение заключается в том, чем непосредственного руководствуется субъект социального предпринимательства. В частности, как отмечают авторы, субъекты традиционного предпринимательства преследуют прежде всего экономические выгоды для себя (получение чистого дохода и последующем распределении его между участниками/акционерами (статья 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан) [2], тогда как основной целью субъекта социального предпринимательства выступает решение социальных проблем [10, с. 543]. Однако нельзя сказать, что субъекты социального предпринимательства не заинтересованы в получении прибыли, поскольку, будучи субъектами предпринимательства, они априори преследуют данную цель. Ключевым различением здесь, на наш взгляд, выступает расставление приоритетных и второстепенных целей. Так, основной целью субъектов социального предпринимательства выступает создание социальной ценности, второстепенной целью в свою очередь является получение чистого дохода.

Таким образом, социальное предпринимательство представляет особый институт гражданского общества, сущность которого заключается в создании социальной ценности субъектами социального предпринимательства в условиях ограниченности государственных ресурсов. При этом, под социальной ценностью следует понимать различные выгоды и пользу, которую получают лица, относящиеся к социально-уязвимым слоям населения. Иными словами, социальное предпринимательство выступает своего рода инструментом, уравнивающим положение вышеуказанной категории граждан в социуме.

Определив правовую природу социального предпринимательства, необходимо произвести анализ правовой конструкции данного института. Социальное предпринимательство условно можно расщепить на его субъектный состав и деятельность, которую осуществляет каждый из субъектов.

К субъектам социального предпринимательства, исходя из анализа главы 6–1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, относятся три категории субъектов. Во-первых, лица, непосредственно осуществляющие социальное предпринимательство. Во-вторых, лица, на которых направлена деятельность первой категории субъектов, то есть целевая аудитория. И, в-третьих, конечно, государство, которое определяет правовое регулирование данной сферы и оказывает всемерную поддержку субъектам социального предпринимательства [5].

Ключевой ролью, в контексте правовой конструкции социального предпринимательства, обладает непосредственно субъект социального предпринимательства, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Как подчеркивает, Г. Диз социальными предпринимателями могут выступать абсолютно любые категории юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы или других критериев. Иными словами, субъектами социального предпринимательства могут выступать субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, как коммерческие, так и некоммерческие организации [12, с. 517].

Говоря о Республике Казахстан, следует отметить, что законодатель относит к субъектам социального предпринимательства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением субъектов, относящихся к субъектам крупного предпринимательства. Исключение субъектов крупного предпринимательства, по нашему мнению, представляет необоснованным, поскольку данная категория субъектов обладает экономическими и иными ресурсами, которые могли бы способствовать решению различных социальных проблем.

Не менее важное значение имеет анализ отнесения к субъектам социального предпринимательства коммерческих и некоммерческих организаций, поскольку данный аспект является одним из наиболее спорных в научной литературе [11, с. 21]. Примечательно, что большинство правоведов убеждены в том, что к субъектам социального предпринимательства могут быть отнесены исключительно коммерческие или исключительно некоммерческие организации. По нашему мнению, подобная категоричность относительно данного вопроса представляется весьма необоснованной, поскольку субъектами социального предпринимательства могут выступать как первые, так и вторые.

Социальное предпринимательство, будучи лишь одним из видов традиционного предпринимательства, априори безразлично к организационно-правовой форме или категории юридических лиц [6, с. 10]. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что социальное предпринимательство предполагает получение чистого дохода, как и любой другой вид предпринимательской деятельности. Однако, наряду с получением прибыли приоритетной целью выступает создание социальной ценности. При таких условиях, возможность отнесения коммерческих организаций к субъектам социального предпринимательства представляется бесспорным.

Между тем, некоммерческие организации в свою очередь также не лишены права заниматься предпринимательской деятельностью, что прямо закреплено в законодательстве Республики Казахстан. В частности, пункт 1 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», допускает занятие предпринимательской деятельностью некоммерческими организациями, однако, такая деятельность не должна противоречить уставным целям организации [4].

Таким образом, к субъектам социального предпринимательства могут относиться как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица.

Говоря о деятельности субъектов социального предпринимательства следует отметить, что к ней относятся трудовая интеграция или направленность производимых товаров, работ и услуг на социально-уязвимые слои населения. Иными словами, субъекты социального предпринимательства осуществляют деятельность, которая либо направлена на целевую аудиторию, либо осуществляется при ее непосредственном участии.

Переходя к анализу непосредственно целевой аудитории следует отметить, что к ней относится ограниченный круг лиц, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить надлежащий уровень жизни, которое в свою очередь выступает фактором повышения уровня маргинализации. К ним прежде всего относятся социально-уязвимые слои населения. В соответствии со статьей 68 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях», к социально-уязвимым слоям населения относятся ветераны Великой Отечественной войны, лица с инвалидностью (в том числе родители, воспитывающие детей инвалидов), кандасы и другие лица [3].

Не менее важное значение в правовой конструкции института социального предпринимательства имеет государство. С одной стороны, государство как законодатель выступает регулятором общественных отношений в сфере социального предпринимательства. С другой стороны, государство оказывает поддержку субъектов социального предпринимательства посредством предоставления различного рода льгот и преференций. Если первая функция государства является важной и неотъемлемой частью социального предпринимательства, то вторая, по нашему мнению, может и отсутствовать.

Подобная позиция обусловлена тем, что субъекты социального предпринимательства должны быть финансово обособлены и независимы от каких бы то ни было льгот и преференций. Безусловно, поддержка государства играет важное значение в контексте развития социального предпринимательства, однако, она априори не может выступать единственным фактором, на котором держится то или иное предприятие. Социальное предпринимательство как вид традиционного предпринимательства должно предполагать прежде всего финансовую рентабельность предприятия [9, с. 25].

Таким образом, социального предпринимательства представляет собой институт гражданского общества, являющийся ключевым элементом развития социального государства. Институт социального предпринимательства имеет весьма специфичную правовую конструкцию, предполагающую взаимодействие субъектов частного предпринимательства и государства в контексте решения социальных проблем. Однако, для повышения эффективности данного института необходимо создание должной правовой основы, позволяющей обеспечить права, как самих предпринимателей, так и граждан, на которых направлена деятельность первых.

На основании изложенного следует отметить, что имеющаяся правовая основа должна совершенствоваться на постоянной основе, поскольку лишь в таком случае можно добиться стабильного развития социальной экономики, а равно социального государства.

Литература:

  1. Волгин Н. А., Гриценко Н. Н., Шарков Ф. И. Социальное государство: Москва: Издательство Дашков и Ко, 2003. 416 с.
  2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.09.2022 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов «Әділет» < https://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_ > (дата обращения: 02.09.2023).
  3. Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2023 г.) // Информационно-правовая система «Әділет» < https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000094_ > (дата обращения: 02.09.2023).
  4. Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2023 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов «Әділет» < https://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_ > (дата обращения: 02.09.2023).
  5. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2023 г.) // Информационно-правовая система «Әділет» < https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 > (дата обращения: 02.09.2023).
  6. Лескова Ю. Г. К вопросу о модернизации правил Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах // Политематический сетевой электронный научный журнал. — 2020. — № 102(08). — С. 1–12.
  7. Мартин Р., Осберг С. Социальное предпринимательство: случай для определения // Стэнфордский обзор социальных инноваций. — 2007. — № 5 (2). — С. 28–39.
  8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2020 года № 341 «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 года» // Информационно-правовая система «Әділет» < https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2000000341#z172 > (дата обращения: 18.07.2023).
  9. Преснякова В. В. Регулирование социального предпринимательства на законодательном уровне // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 4. — С. 20–28.
  10. Савина А. Н., Придворов Н. А. Правовое регулирование социального предпринимательства в России // Актуальные проблемы государства и права. — 2019. — № 12. — С. 540–548.
  11. Филатова У. Б. Правоотношения социального предпринимательства: особенности субъектного состава // Сибирский юридический вестник. — 2020. — № 3 (90). — С. 20–30.
  12. Dees J. G., Anderson, B. B. The process of social entrepreneurship: Creating opportunities worthy of serious pursuit. // The Fuqua School of Business. — 2002. — № 2. — S. 11–23.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, Казахстан, социальная ценность, гражданское общество, субъект, правовая природа, социальное государство, правовая конструкция, предпринимательская деятельность, традиционное предпринимательство.


Похожие статьи

Задать вопрос