Развитие инновационной профессиональной мобильности в системе СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 22.03.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Денисова, Л. Л. Развитие инновационной профессиональной мобильности в системе СПО / Л. Л. Денисова, В. Ю. Кандаурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112133/ (дата обращения: 01.05.2024).



В современной педагогической практике акцент ставится на развитие инновационной профессиональной мобильности выпускников среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешной реализации инновационной профессиональной мобильности. Это обусловлено не только необходимостью имплементации программы импортозамещения в России, но и стремлением внедрять новые производственные мощности и модернизировать существующие. Кроме того, требуется активная работа по восстановлению промышленного и научно-технического потенциала в различных регионах страны. В итоге, главной целью современного среднего профессионального образования является развитие трудовой мобильности.

Ключевые слова: инновации в образовании, профессиональное образование, среднее профессиональное образование, профессиональная мобильность.

In modern pedagogical practice, the emphasis is placed on the development of innovative professional mobility of graduates of secondary vocational education. They should be aware of the importance of acquiring the competencies and skills necessary for the successful implementation of innovative professional mobility. This is due not only to the need to implement an import substitution program in Russia, but also to the desire to introduce new production facilities and modernize existing ones. In addition, active work is required to restore industrial and scientific and technical potential in various regions of the country. As a result, the main goal of modern secondary vocational education is the development of labor mobility.

Keywords : innovations in education, vocational education, secondary specialized education, professional mobility.

В научно-педагогических исследованиях все чаще встречаются термины «мобильность», «академическая мобильность», «профессиональная мобильность». Исследование проблем профессиональной мобильности определяется готовностью работников к гибкому, мобильному реагированию на постоянно изменяющиеся потребности общества, рынка труда, развивающиеся социально-экономические технологии и непрерывно обновляющуюся информацию. Исследователи профессиональной мобильности человека, анализируя сущность этого феномена, отмечают его интегративный характер, объединяющий знания, умения, опыт, ценностно-смысловую направленность, личностные качества в единое целое и обеспечивающий высокий уровень профессиональных достижений.

Профессиональная мобильность находится в прямой зависимости от уровня развития самой личности, от ее стремления к активному взаимодействию с окружающей средой, готовностью к ее преобразованию. Мобильную личность определяет такой набор психологических качеств, как активность, подвижность, стремление к самосовершенствованию, умение адаптироваться к изменяющимся условиям [1] — интегративное личностное качество, выражающееся во внутреннем личностном потенциале, который можно охарактеризовать определенными параметрами: открытость новому; гибкость (четкая оперативная реакция на ситуацию, возможность выстраивать ход своих действий импровизируя); адаптивность; готовность к профессиональной рефлексии, которая связана со способностью человека к самооценке и самоанализу; мотивация успеха; способность к интерпретации; способность к внутренне свободному выбору в ситуации принятия ответственных решений; включенность в непрерывный процесс образования и самообразования; позитивный настрой.

Основное назначение деятельности обучающегося заключается в развитии его навыков, получении профессионального опыта и увеличении его конкурентоспособности на современном рынке труда. Для достижения этих целей обучающийся решает разнообразные профессиональные задачи, такие как педагогические, проектные, культурно-просветительские, методические, организационно-управленческие и научно-исследовательские, в процессе прохождения практики в реальных условиях производства.

При формировании профессиональной мобильности большое значение имеет субъектность будущего специалиста, заключающаяся в способности инициации и реализации им учебно-профессиональной деятельности. Субъектность будущего специалиста может проявляться в образовательном процессе в случае наличия соответствующего опыта активной самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, в которой демонстрируется способность к самоорганизации, самооценке, ответственность.

Для формирования инновационной профессиональной мобильности обучающихся в учебной организации СПО используются различные средства. Среди них можно выделить инвариантные и вариативные программы, которые предлагают различные формы работы, учебно-методическое обеспечение практики, а также цифровые ресурсы и сервисы. Эти средства помогают студентам развивать свои профессиональные навыки и быть готовыми к современным вызовам и требованиям рынка труда.

Важно отметить, что интеграция форм и методов развития инновационной профессиональной мобильности в процессе прохождения практики играет ключевую роль в качественной и ответственной работе обучающихся в образовательных учреждениях СПО. Это, безусловно, способствует повышению интереса студентов к практике и мотивирует их достигать запланированных результатов. Кроме того, оно помогает бедующим работникам развивать навыки самоанализа и анализа результатов своей работы, корректировать свои действия в практической деятельности и осознавать свои профессиональные недостатки на основе приобретенного опыта.

Активирующая функция технологического блока заключается в использовании различных форм и методов, которые способствуют развитию инновационной профессиональной мобильности, представленной в модели.

Оценочно-результативный блок состоит из двух компонентов — оценочного и результативного; выполняет диагностическую функцию.

Большой запас соответствующей информации является ключевым фактором в эффективном решении профессиональных задач. На основе этого, можно выделить когнитивный критерий инновационной профессиональной мобильности, который характеризуется расширенным диапазоном знаний о сущности и особенностях профессиональной деятельности в СПО. Обладая такими знаниями, обучающийся может быстрее адаптироваться, легко ориентироваться в своей профессиональной сфере и успешно применять свои навыки на практике. Однако, важно отметить, что положительное отношение к профессиональной деятельности является основой для профессиональной мотивации.

Желание обучающегося расширить свои профессиональные навыки, получить новый опыт и испытать себя в новой роли является основой его мотивации для изменения своего профессионального статуса. Мотивационная мобильность, которая определяется совокупностью различных мотивов к разным профессиональным статусам, является важным компонентом инновационной профессиональной мобильности. Активное отношение к реальности, достижение поставленных целей, удовлетворение различных потребностей и усвоение общественного опыта характеризуют деятельный компонент инновационной профессиональной мобильности. Деятельный компонент проявляется вовлечением студента в практическую деятельность, где ему предлагается решать профессиональные задачи в различных производственных ситуациях. Рефлексивный компонент инновационной профессиональной мобильности выступает в качестве оценки готовности студента к профессиональной деятельности.

Уровень инновационной профессиональной мобильности обучающихся в СПО определяется сформированностью критериев, которые влияют на ее уровень. В нашей статье мы провели анализ различных подходов и показателей, и выделили три уровня инновационной профессиональной мобильности: низкий, средний и высокий, в зависимости от степени развития ее критериев.

В конечном итоге, мы делаем вывод, что инновационная профессиональная мобильность является важной навыком для выпускников СПО в настоящее время.

Литература:

  1. Баскаев Р. В режиме инновационного развития//Учитель. -2019. -№ 5. -с.25–31
  2. Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к организации научно-методической работы //Методист. -2020. -№ 1. -с.25
  3. Бутова Ю. И. Муниципальный ресурсный центр — новая институционная форма диссеминации инновационного опыта //Методист. — 2020. -№ 1.-с.16
  4. Буров М. В. Проект инновационной деятельности школы//Перемены. -2021. -№ 2.-с.30
  5. Бычков А. В. Инновационная культура//Профильная школа. -2022. -№ 6.-с.33–38
  6. Гетман Н. А. Мониторинг инновационных процессов на уровне ОУ и района, как ресурсный центр развития образования//Методист. -2021. -№ 10. -с.19
  7. Гирба Е. Ю. Таблица для мониторинга инновации внедряемой учителем//Практика административной работы в школе. -2020. -№ 1.- с.34–37
  8. Гончар М. В. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образованиие// Образование. -2021. -№ 6.- с.51
  9. Дружинин В. И. Координация инновационной деятельности в областном образовательном пространстве//Методист. -2022. -№ 4. -с.4–11
  10. Державин В. Б. Модель инновационной деятельности НПО» Школа самоопределения»/Майсенко А. В., Тубельский А. И.//Школьные технологии. -2020. -№ 2. -с.22–31
  11. Егоров О.Кадры инновационной школы//Учитель. -2021 -№ 6. -с.33
  12. Егоров О.Мобильность «мозгового центра». Методическая служба инновационной школы//Учитель. -2020. — № 5.-с.30
  13. Заславская О. В. Инновации в сфере воспитывающего обучения…//Завуч. -2020. -№ 2.-с.16
  14. Игнатьева Г.Муниципальный подход к организации методической работы с педагогическими кадрами по развитию инновационной деятельности. // Методист.-2021.-№ 10.-с.50–51
  15. Инновационные процессы// Практика. -2022. -№ 5.-с.29–44
  16. Инновация — определить норму// Управление школой.-2022.-№ 22.-с.15–27
  17. Киселева Р. А. Региональный мастер-класс как форма диссеминации инновационного опыта управления школой// Методист. -2020.-№ 8.-с.13–18
  18. Костюченко Л. А. Роль муниципальной методической службы в организации инновационной деятельности образовательных учреждений// Методист.-2020.-№ 10.-с.31
  19. Татаринова Л. В. Теоретико-методологические основания изучения феномена профессиональной мобильности педагога системы среднего профессионального образования // Актуальные исследования. 2021. № 4 (31). С. 70–72. URL: https://apni.ru/article/1822-teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-izuch
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная профессиональная мобильность, профессиональная мобильность, профессиональное образование, профессиональная деятельность, будущий специалист, деятельный компонент, навык, практическая деятельность, процесс прохождения практики, развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос