Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 18.03.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Никулина, М. А. Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста / М. А. Никулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112100/ (дата обращения: 07.05.2024).



В данной статье я хотела бы рассказать о том, что такое мнемотехника, как происходит обучение при использовании мнемоники в работе с детьми дошкольного возраста, более подробно рассказать о структуре мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Также на примере мнемотаблицы к стихотворению рассказать, как дети старшей группы в увлекательной форме, легко разучили стихотворение наизусть.

Введение

Развитая речь — это одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста. От того, насколько правильно и грамотно ребенок освоит речь, будет зависеть его будущее. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение объяснять, рассуждать, формируются мыслительные процессы, формируются навыки общения и коммуникации.

Согласно Федеральной образовательной программе основными задачами в области «Речевого развития» являются:

— Обогащение словарного запаса речи ребенка

— Развитие звуковой культуры речи

— Формирование грамматического строя речи

— Развитие связной речи

К сожалению, речь ребенка дошкольного возраста в наше время достаточно бедна. Дети с трудом подбирают слова-синонимы, обобщающие слова, тяжело пересказывают прочитанные произведения.

В своей работе я решила опробовать нетрадиционный метод работы с детьми по развитию связной речи. Я хотела, чтобы процесс обучения был интересным, занимательным, проходил в форме игры.

Основной фактор, облегчающий процесс становления речи, — это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает называть детям их характерные признаки, производимые с ними действия.

Мнемоника (мнемотехника) — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание и воспроизведение информации.

Основные задачи мнемотехники:

— Развитие у детей психических процессов: память, мышление, воображение

— Развитие умственной активности

— Обучать умению при помощи графической аналогии понимать и воспроизводить знакомые произведения.

Возрастных ограничений для проведения занятия с использованием мнемотехник не существует. Но выделяется наиболее подходящий возраст детей (4–5 лет), так как в этом возрасте у ребенка достаточно большой словарный запас и речью дети пользуются активно. Мнемотехника позволяет упростить образовательный процесс. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей.

Работа по речевому развитию с использованием мнемотехники проходит поэтапно. В своей работе я начинала от простого к сложному, то есть от мнемоквадратов, затем мнемодорожки и только потом начинали использовать мнемотаблицы.

Речь — это прежде всего зрительные образы. Когда ребенок в своем воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее, при припоминании по одному из образцов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

В мнемотехнике выделяют три столпа — это мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

Мнемоквадрат — это квадрат, на котором изображено свойство предмета, или действие с предметом, или признак предмета.

Мнемодорожка — это схема, которая несет в себе определенную информацию, при помощи которой дети учатся составлять небольшой рассказ или пересказ.

Мнемотаблица — это схематическое изображение, в которое закладываются определенные информационные данные.

Более подробно я хотела бы остановиться на примере разучивания стихотворения Н.Минского «Листопад».

В старшей группе «Семицветики», на занятии по развитию речи мы с детьми разучивали стихотворение Н.Минского «Листопад». Сначала мы разучивали стихотворение без наглядной подсказки. На занятии присутствовало 25 детей. Дети отвлекались, они не были полностью заинтересованы. В результате только 6 человек смогли воспроизвести стихотворение наизусть.

На этом же занятии, с тем же количеством детей -25 человек, я использовала технику мнемотаблиц. Для более легкого разучивания стихотворения.

Работа в этой технике проходит в несколько этапов.

На первом этапе я познакомила детей со стихотворением:

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

После прочтения я познакомила детей с самой мнемотаблицей. Подробно рассмотрели, что на ней изображено.

F:\стихи мнемотаблица\осень\detsad-341323-1440316959.jpg

На втором этапе происходит преобразование прочитанного в символы или образы.

На третьем этапе, осуществляется пересказ или разучивание прочитанного стихотворения с опорой на иллюстрации.

Занятие проходило в непринужденной обстановке, дети были вовлечены в процесс разучивания. Сам процесс проходил в игровой форме, внимание детей было приковано к мнемотаблице. Дети сами пытались связать прочитанное с образом на таблице.

В результате из 25 человек с разучиванием стихотворения справились 21.

Заключение

Проведенная работа показала свою эффективность в речевом развитии при разучивании наизусть.

Из представленного графика можно увидеть полученные результаты. С использованием мнемотаблицы дети старшей группы лучше справились с разучиванием стихотворение наизусть.

Специалисты рекомендуют в работе с детьми младшего возраста использовать однотонные изображения, чтобы не отвлекать внимание детей на другие аспекты. В работе с более старшим возрастом можно использовать цветные иллюстрации.

Образовательная деятельность с использованием мнемотехники проходит весело, оживленно, в игровой форме. Именно такие условия способствуют лучшему запоминанию материала.

Итак, в заключение можно сказать, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

  1. Полькова Н. Н.,Ефанкина О. А. особенности использования мнемотаблиц для развития связной речи детей дошкольного возраста // Череповецкие научные чтения — 2013. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Череповец: изд-во Череповецкого гос.ун-та, 2014. — С. 152–154.
  2. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, связная речь, старшая группа, внимание детей, игровая форма, использование мнемотехники, развитие речи, разучивание стихотворения, речевое развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос