Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 17.03.2024

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Ангеловская, Н. В. Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития / Н. В. Ангеловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112092/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деятельности у младших школьников в процессе обучения. Были проанализированы психолого-педагогические условия повышения эффективности обучения младших школьников с ЗПР. Было проведено эмпирическое исследование особенностей обучения детей с задержкой психического развития в инклюзивной школе. Было доказано, что эффективность коррекционной работы при формировании познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в процессе обучения повысится, если в организации психолого-педагогической деятельности обеспечить максимальные возможности для реализации новейших достижений психологической и педагогической наук, их практику.

Ключевые слова: младшие школьники, познавательная деятельность, задержка психического развития, игра, игровая форма.

Постановка проблемы. В ходе работы была сформулирована проблема исследования: какой должна быть методика развития интенсивной коррекционно-психологической работы с детьми с ЗПР по коррекции нарушений познавательных процессов?

Анализ последних исследований. Вопросам диагностики и коррекция задержки психического развития у детей посвятили свои исследования такие авторы, как К. С. Лебединская, Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова, Л. С. Выготский, О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова, О. Е. Грибова, Ч. Гюнваль, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Н. А. Ципина, С. Г. Шевченко, С. Д. Забрамная, Д. Н. Исаев, Г. П. Карпова, Т. П. Артемьева, Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина, И. Ф. Марковская, В. А. Пермякрва, Е. М. Мастюкова, Н. М. Назарова, В. Б. Никишина, Т. Н. Овчинникова, Л. В. Мардахаев, Е. А. Орлова, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, У. В. Ульенкова, Ю. В. Саенко, Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева, Е. А. Стребелева, Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, О. Н. Усанова, Л. Ф. Чупров, И. А. Шаповал.

Психологические и организационные основы социальной реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями умственного развития изучали в своих работах такие специалисты, как Л. И. Акатов, М. К. Акимова, В. Т. Козлова, В. Бациев, Р. Дименштейн, В. Корнеев, М. М. Бгажнокова, Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова, Т. В. Варенова, К. Гилленбранд, В. П. Глухов, А. В. Голубева, А. В. Гордеева, В. В. Морозов, А. А. Дмитриев, Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Ю. Л. Загуменнов, Д. В. Зайцев, Н. Н. Малофеев, Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова, Г. Н. Пенин, С. И. Сабельникова, Н. Я. Семаго, К. А. Сергеева, С. Н. Сорокоумова, Р. Д. Тригер, Л. Е. Шевчук, Л. М. Шипицина, Е. В. Шкадаревич, Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Лошакова.

Исследованием обучения, воспитания и образования детей с ЗПР в контексте проблем социальной педагогики занимались такие научные деятели, как С. В. Алиева, А. В. Иванов, Д. В. Альжев, Н. Ф. Басов, Л. Д. Столяренко, Т. А. Василькова, А. В. Мудрик, С. И. Самыгин, И. В. Тумайкин, О. М. Шевченко, Е. И. Тихомирова.

Исследованием проблем педагогики и психологии детей с ЗПР занимались такие исследователи, как В. С. Безрукова, Н. А. Богачкина, С. Н. Скворцова, Е. Г. Имашева, Н. В. Бордовская, С. И. Розум, Г. В. Бороздина, В. Водопьянов, В. В. Воронов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, П. С. Гуревич, О. П. Денисова, И. А. Зимняя, А. Я. Кибанова, В. Г. Крысько, Л. А. Кудряшева, Б. Т. Лихачев, А. К. Луковцева, Э. В. Островский, Л. И. Чернышова, С. О. Павлов, Н. Н. Павленко, О. В. Пастюк, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, А. М. Столяренко, Л. И. Чернышова, Э. В. Островский, Д. Б. Эльконин.

Формулирование целей статьи. Цель исследования — изучение проблем формирования познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития.

Изложение основного материала исследования.

Познавательная потребность — это потребность в приобретении новой информации, которую можно рассматривать как потребность в исследовании окружающей среды, коренящейся в природе живого. Вместе с признанием психологами ведущей роли интеллектуальных способностей человека в начале 50-х гг. прошлого века познавательная потребность обретает статус самостоятельной психологической категории и выделяется в отдельную область изучения. Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии [4, с. 33].

Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:

— адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

— обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

— комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психо-коррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

— организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития) [8, с. 41];

— учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

— профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

— постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

— обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно [12, с. 39];

— постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

— постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

— специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

— постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

— использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения [2, с. 60];

— развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

— специальная психо-коррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого [6, с. 10];

— обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Диагностика познавательной активности детей с задержкой психического развития в инклюзивной школе (по методике Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой) происходит в процессе экспериментирования со сказочными историями и персонажами [10, с. 86].

Исследование включало три этапа:

1) констатирующий этап — выбираются участники (30 детей экспериментальной группы и 30 детей контрольной группы, методики исследования (методика Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой); проводится начальное исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей;

2) формирующий этап — идет создание педагогических условий по формированию познавательной активности учащихся младших классов (выбираются наиболее действенные и актуальные учебно-воспитательные методики); в экспериментальной группе детей на основе выбранных методик проводится комплекс занятий;

3) контрольный этап — в тех же экспериментальной и контрольной группах детей на основе уже обозначенных методик исследования (методика Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой) проводится конечное исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей, осуществляется анализ полученных данных и их интерпретация.

Суммарный балл групп на констатирующем этапе исследования следующий: экспериментальная группа — 11,4, контрольная группа — 11,8, что в процентном отношении равно: экспериментальная группа — 63,3 %, контрольная группа — 65,6 %.

На формирующем этапе исследования в экспериментальной группе мы проводим комплекс учебно-воспитательных занятий по формированию познавательной активности детей с ЗПР; в контрольной группе занятия по этой тематике не проводятся.

Суммарный балл групп на контрольном этапе исследования следующий: экспериментальная группа — 13,6, контрольная группа — 12,6, что в процентном отношении равно: экспериментальная группа — 75,6 %, контрольная группа — 70,0 %.

Таким образом, в процессе исследования суммарный балл экспериментальной группы увеличился на 2,2 балла, что в процентном отношении равно 12,3 %; суммарный балл контрольной группы увеличился на 0,8 балла, что в процентном отношении равно 4,4 %.

Выводы. В ходе исследования мы раскрыли особенности формирования познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития, показали работу педагогов и психологов с детьми младшего школьного возраста с ЗПР. Итак, в эксперименте мы видим, что средние показатели развития экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования отличаются: на контрольном этапе по показателям формирования познавательной активности детей с ЗПРлидирует экспериментальная группа. Это подтверждает гипотезу исследования: эффективность коррекционной работы повысится, если в организации психолого-педагогической деятельности обеспечить максимальные возможности для реализации новейших достижений психологической и педагогической наук, их практики.

Литература:

  1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. — М.: Владос, 2018. — 220 с.
  2. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — М.: Академия, 2017. — 160 с.
  3. Актуальные проблемы диагностики ЗПР [Текст] / Под ред. К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 2020. — 125 с.
  4. Алышева, Т. В. Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова. — М.: Дрофа, 2019. — 397 с.
  5. Бгажнокова, М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью / М. М. Бгажнокова // Дефектология. — 2019. — № 1. — С. 11–12.
  6. Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учебное пособие для вузов / Т. В. Варенова. — Минск: Асар, 2020. — 287 с.
  7. Гаврилушкина, О. П. Обучение и воспитание умственно отсталых школьников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. — М.: АСТ, 2017. — 172 с.
  8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: АСТ, 2017. — 96 с.
  9. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А. А. Дмитриев. — М.: Высшая школа, 2017. — 295 с.
  10. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. — М.: Просвещение, Владос, 2020. — 112 с.
  11. Карпова, Г. П. Дети с задержкой психического развития / Г. П. Карпова, Т. П. Артемьева. — Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2019. — 112 с.
  12. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, речи / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко; под ред. В. И. Лубовского. — М.: Школьная пресса, 2019. — 64 с.
  13. Ангеловская, Н. В. Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития / Н. В. Ангеловская. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/formirovanie-poznavatelnyh-potrebnostej-u-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya-7045281.html???history=4&pfid=1&sample=0&ref=0 (дата обращения: 17.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, психическое развитие, экспериментальная группа, познавательная деятельность, контрольный этап, процентное отношение, Назарово, познавательная активность детей, психофизическое развитие, ребенок.


Похожие статьи

Задать вопрос