Организация игровых обучающих ситуаций с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля» для развития у дошкольников навыков применения логических приёмов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 22.03.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Ширшикова, С. В. Организация игровых обучающих ситуаций с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля» для развития у дошкольников навыков применения логических приёмов / С. В. Ширшикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/511/111993/ (дата обращения: 07.05.2024).



В данной статье рассматривается проблема формирования и полноценного развития познавательных и логических способностей детей дошкольного возраста. В работе уделяется внимание применению технологии «Дары Фребеля», которая является действенной при развитии интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.

Ключевые слова: логическое развитие, познавательное развитие, игровая деятельность, дошкольный возраст, «Дары Фребеля», коммуникативные способности.

Актуальность и значимость темы:

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и — в первую очередь — умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению. Решение задач социальной адаптации во многом зависит от педагога, который в условиях дошкольной образовательной организации способствует личностному развитию детей. Очевидно, что одним из критериев качества социальной адаптации старших дошкольников может служить сформированность их мыслительной деятельности.

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Однако, в настоящее время у большинства детей, поступающих в школу, слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоений знаний в школе. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в детском саду. Именно с помощью игровых методов можно повысить эффективность формирования мыслительных операций у дошкольника. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения в ДОО и современное игровое оборудование (игровой набор «Дары Фребеля»).

Таким образом, актуальностью темы является необходимость развития логических приемов мышления посредством игровых обучающих ситуаций с помощью игрового набора «Дары Фребеля».

Цель: развитие логических приемов дошкольников по средством игровых обучающих ситуаций с применением игрового набора «Дары Фребеля»

Краткое содержание работы. На современном этапе развития дошкольного образования педагоги отдают предпочтение таким формам организации детской деятельности, которые содержат в себе проблемные ситуации, развивают воображение и мышление детей. Помогает организовать такие занимательные игры уникальный набор «Дары Фребеля». Многообразие элементов «Даров Фребеля» позволяет не только придумывать и развить различные игровые сюжеты, но и, используя логические приёмы мышления, заставляет детей мыслить и активно усваивать новые знания.

Разрабатывая игровую обучающую ситуацию необходимо придерживаться определенной структуры:

1. Создать мотивацию к игре. Этот, на первый взгляд, казалось бы, простой этап оказывается самым сложным, его часто путают с «организационным моментом». Например, мы попросим детей встать в круг и организуем упражнение на сплочение коллектива «Я твой друг и ты мой друг», а дальше по стандартной схеме: «Хотите ли вы все вместе отправиться в космическое путешествие?» Или «Давайте построим ракету!» и т. д. Разве с интересом, с готовностью, с личной заинтересованностью дети включатся в деятельность? Нет!!! Нет!!! И ещё раз нет!!! А как вам такой вариант: берем схему строительства, например, ракеты, набираем «материал». Если никто из детей (а на этом моменте достаточно хотя бы одного ребёнка) не подключается, то берем не все «детали» и начинаем САМИ без лишних слов строить ракету, а потом с просьбой принести недостающие детали, обращаемся к какому-нибудь одному или нескольким не очень занятым своим делом детям). Такой приём кроме всего прочего помогает не только ненавязчиво включить ребёнка или группу детей в деятельность, но и побуждает их откликнуться на просьбу, а также решает образовательную задачу: формировать умение подбирать пару и сравнивать предметы по цвету, размеру, форме. Дальше группе детей рассказываем, что из космического центра вы (воспитатель) получили задание, помочь организовать космическую экспедицию на планеты солнечной системы. Эту пробную версию ракеты сейчас отправим на космическую станцию, если замечаний по строительству ракеты не будет, придёт крупный заказ на создание моделей ракет. Нужно будет создать модели стольких ракет, сколько планет в солнечной системе. Ненавязчиво высказываем мнение о том, что хорошо было бы если к нам подключилось как можно больше ребят из группы. И дальше дети сами включаются в деятельность, решают, кто с кем будет в команде создавать модели ракет. Наконец заказ получен! Дети разбирают посылку, в которой лежат схемы и «детали» для моделирования ракет. Каждая группа берёт свой набор, и работа закипела. Важно понимать, что воспитатель должен быть не просто наблюдателем, а активным участником той или иной группы.

2. Следующий этап: затруднение. Необходимо создать ситуацию, вызывающую затруднение в деятельности детей. Н-р: моделируя ракету по схеме, дети сталкиваются с такой ситуацией, что некоторый «материал» не соответствует элементам, изображённым на схеме (на схеме изображён прямоугольник, а в наборе для моделирования оказался квадрат такого же цвета, либо совпадают цвета, но не та фигура). Обсудив ситуацию, дети понимают, что нужно заменить детали. Здесь два варианта, либо команды меняются между собой, либо «пишут» заявку на обмен деталями в конструкторское бюро. Но нужно обговорить условия обмена: можно произвести обмен деталями, которые отличаются каким-то одним признаком.

3. Рефлексия. Модели ракет готовы!!! Отправляем в конструкторское бюро. Вспоминаем, как мы это делали.

4. Перспектива. Обращаем внимание детей, что в группе есть игровые поля и «схемы» строительства мостов, домов и т. д. Приглашаем к самостоятельному изготовлению различных «схем» для игр.

Вывод: Игровые обучающие ситуации, направленные на логико-математическое развитие, обладают наибольшим развивающим эффектом, если при их организации придерживаться определённой структуры и использовать игровой набор «Дары Фребеля». Использование игрового набора «Дары Фребеля» при организации игровых ситуаций предоставляет возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения.

Литература:

  1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1989. — 127с.
  2. Савенков А. Развитие познавательных способностей: 5–6 лет / В 2-х тетрадях. — М.: Дом Федорова, 2016.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г., № 1155.
  4. Фребель Ф. Воспитание человека; Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. — М., 1986. — с. 188–240.
Основные термины (генерируются автоматически): игровой набор, Дар, ребенок, ситуация, группа детей, дошкольный возраст, игровая деятельность, конструкторское бюро, логический прием мышления, солнечная система.


Похожие статьи

Задать вопрос