Поликультурное воспитание как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 24.03.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Лебедева, С. А. Поликультурное воспитание как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста / С. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/511/111582/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор акцентирует внимание на том, что в детях старшего дошкольного возраста патриотизм необходимо воспитывать в тесной взаимосвязи с поликультурным воспитанием. Поликультурный аспект необходимо учитывать по причине того, что Россия — это многонациональное государство. Эффективным средством для формирования патриотизма и духовности у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного образования, безусловно, стоит считать приобщение к народному героическому эпосу.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, патриотическое воспитание, старший дошкольный возраст, фольклор, героический эпос.

In the article, the author focuses on the fact that in older preschool children, patriotism must be brought up in close relationship with multicultural education. The multicultural aspect must be taken into account due to the fact that Russia is a multinational state. An effective means for the formation of patriotism and spirituality in older preschool children in a multicultural education, of course, should be considered an introduction to the national heroic epic.

Keywords: multicultural education, patriotic education, senior preschool age, folklore, heroic epic.

Введение. Чувство патриотизма не возникает само по себе. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, утвержденная до 2025 г., закрепляет, что патриотическое воспитание ребенка выступает в качестве одного из главных направлений в образовании, равно как и гражданское и/или духовное воспитание. Воспитание в детях любви к своей Родине происходит через воспитание любви к своему народу, его культуре и традициям [1]. В центре современной системы образования в нашей стране стоит человек, воспитанный в поликультурном пространстве, ведь Россия — многонациональная страна.

Старший дошкольный возраст — наиболее сензитивный период для привития детям любви к Родине, уважения к культуре и традициям народов, которые ее населяют. Сегодня особенно важно и актуально с детского сада приобщать детей к культурному наследию России, что позволяет воспитывать уважение и гордость за страну. Один из самых эффективных методов для этого — применение народного творчества, так как именно фольклор отражает культурные особенности народов.

Изложение основного материала статьи. Одна из важнейших задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитать в них патриотические чувства, что включает в себя любовь к своей стране, своему городу или поселку, своему дому и детскому саду, а также к людям, которые их окружают. Воспитательная работа не может быть реализована в полной мере, без привлечения устного народного творчества. Фольклор — это естественный спутник жизни детей, который отличается художественной выразительностью и доступен в дошкольном возрасте. Он не только расширяет кругозор ребенка, но и помогает увидеть красоту народных сказаний о героических победах, испытать чувство гордости и сопричастности к своему народу [3].

Фольклорные произведения отличает жанровое разнообразие, и особенно ярко патриотизм героев представлен в былинах. Многие народы слагали сказания о легендарных воинах, чья сила и храбрость помогала им одолеть полчища врагов или мифическое чудище. Сюжет былины строится на центральном персонаже — богатыре. Богатыри могут победить в битве с врагами, одолеть вражеского богатыря-великана, Змея-Горыныча или Змея Зиланта. Их победа всегда знаковая, важна для народа и государства. Таким образом, его образ воплощает в себе всю народную мощь, это идеальный герой-патриот. В былинах содержится и подробное описание жизни народа, его занятий, что позволяет детям не только узнать историю того или иного народа, но и через изучения быта понять его культуру и традиции.

Этническое и религиозное разнообразие Татарстана сохраняется на протяжении многих веков. На территории Казани проживают представители более 100 национальностей, самыми многочисленными из которых являются русские и татары. Среди жителей столицы Татарстана встречаются также башкиры, чуваши, удмурты и др. [4].

Русские былины отличаются тем, что большинство богатырей, на которых построен сюжет, чужестранцы или приезжие. Как правило, в Киев они прибывают из разных городов и сел. Среди известных богатырей в русских былинах можно назвать Святогора, Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Илья Муромец — герой множества оригинальных русских былин, который одолел Идолище Поганое. Он воплощает в себе образ идеального народного воина-героя. Добрыня Никитич в отличие от Ильи Муромца, больше дипломат, но он берется за те задания, от которых отказались его друзья. Знаменитым противником Добрыни Никитича был Змей-Горыныч, из его плена богатырь освободил племянницу князя Забаву Путятишну.

В татарском народном творчестве эпические сказания о народном герое называются дастанами, все они основаны на реальных исторических событиях. Самый известный дастан «Идегей» посвящен одноименному герою. Идегей вступил в жестокую схватку с ханом Токтамышем и изгнал его из государства. В эпическом дастане воспевается мужество, справедливость и величие Идегея [2]. Это единственный татарский дастан, написанный в стихотворной форме. Стоит отметить, что национальные версии эпоса «Идегей» имеются у башкиров, ногайцев, киргизов, крымских татар и др.

В былинах историческая основа гармонично соединяется с художественным вымыслом. Сюжеты всех былин схожи, изменены зачастую только описания врага и имена героев. Народный эпос слагался в торжественном стиле, его отличает патетика, что соответствует прямому назначению — прославление героев и исторических событий. Богатыри завещали потомкам быть храбрыми и отважными, беречь Родину, любить свой народ и страну, защищать слабого [3]. Таким образом, приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному эпосу в условиях поликультурного общества — эффективное средство для формирования патриотизма и духовности.

Выводы. Вбылинах изображены идеалы социальной справедливости, они прославляют богатырей, как защитников народа и Родины. В героическом народном эпосе раскрываются нравственно-эстетические идеала народа, в них историческая действительность представлена посредством ярких героических образов. Образ богатыря — это эталон мужества, силы, справедливости и патриотизма. Его подвиг всегда заключается в победе над врагами. Приобщение детей в старшем дошкольном возрасте к народному эпосу в условиях поликультурного обучения — эффективное средство для формирования патриотизма, духовности и толерантности.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / М.: Перспектива, 2008. — 248 с.
  2. Идегей: татарский народный эпос: (на татарском языке). — Казань: Татарское книжное издательство, 1994. — 254 с.
  3. Михеева Л. В. Воспитание детей на традициях народной культуры [Электронный ресурс] / Л. В. Михеева // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 76–85. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/127/35345/
  4. Официальный портал Казани [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://kzn.ru/o-kazani
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М., 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, народный эпос, формирование патриотизма, эффективное средство, богатырь, детский сад, поликультурное воспитание, приобщение детей, ребенок любви, Россия.


Похожие статьи

Задать вопрос