Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 16.03.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Ларионова, О. А. Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы / О. А. Ларионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112070/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки и существующих инструментов обучения для более эффективного усвоения учебного материала обучающимися.

Ключевые слова: клиповое мышление, коммуникация, гаджеты, социальные сети, литература

Культуру, в которой мы родились, мы, как и семью, не выбираем.

Вчерашние школьники приходят к нам с уже сложившимися навыками общения, а ломать стереотипы трудно. Речевая среда оказывает сильное влияние на личность молодого человека. Тем более, что язык в наши дни освобождён от пут морали. Все это нашло отражение в ответах на вопросы анкеты, которая предлагается первокурсникам в начале изучения дисциплины «Русский язык и литература».

Итак, результаты анкетирования.

Студенты подошли к ответам с разной степенью серьезности и напоминают иногда детские рисунки: искренние, наивные, нереальные и очень субъективные. Обработано более шестисот анкет студентов первокурсников. Каковы же результаты?

Отвечая на вопрос, какие трудности в общении вы испытываете, студенты на первое место ставят психологические проблемы и разного рода комплексы (страх, стеснительность, скромность, неуверенность в себе, замкнутость).

65 % респондентов отметили, что не умеют точно формулировать свои мысли. Причины этого студенты видят в семье, где родители уделяют ребенку мало времени. Цитата: «Мы с родителями практически не общались, как будто избегали друг друга. Они рано уходили на работу и поздно приходили, а когда мы были дома вместе, то старались не сталкиваться». Вторая причина — слабая подготовка в школе: «У нас была учительница, которая говорила все сама. На уроке литературы не высказывали своих мыслей, сочинений не писали».

Студенты с развитой речью писали, что в большей степени на их развитие повлияли книги, образованные родители и «общение с интеллектуальными людьми». Слова-сорняки, которые помогают заполнить паузы, необходимые для обдумывания ответа, подбора нужных слов, есть почти у всех, но написали о присутствии их в своей речи только 43 % опрошенных.

Но главной и основной причиной этой глобальной на сегодняшний день катастрофы (деградация речевой коммуникации) является то самое устройство, без которого ни один школьник на сегодняшний день не может существовать. Нетрудно догадаться, что речь идет о гаджетах. Сегодня телефон заменил человеку все: телевизор, книги, живое общение, и что самое печальное — лишил человека пребывания в реальности. Ну а если взять во внимание тот факт, что ребенок еще не умеет правильно распределять свое время, то в данном случае подвержен опасности в большей степени, нежели чем взрослый. Мы прекрасно знаем, какой информацией наполнена сеть-интернет и в каком виде она подается. Молодой же человек воспринимает все это как норму, считая жизнь в виртуальном пространстве интереснее и содержательнее.

Самым печальным фактом на сегодняшний день остается то, что студент не может ограничивать время, проведенное в виртуальной реальности, так как имеет зависимость от социальных сетей, которая выражается в постоянном (ежеминутном) потреблении суррогата, который заменяет истинные культурные ценности: нахождение в чатах, просмотр картинок и видеороликов. Главная проблема состоит в том, что именно таким образом у ребенка формируется клиповое мышление. Ученые отмечают (Татьяна Черниговская), что мозг интернет-зависимых людей имеет такие же изменения, как мозг наркомана или алкоголика.

В чем причина формирования такой зависимости? Ответ налицо. Находясь в общественном транспорте, часто можно наблюдать, как молодая мама дает гаджет в руки своему годовалому ребенку для того, чтобы он не мешал ей самой просматривать картинки в телефоне, воспитывая таким образом маугли «каменных джунглей».

И вот результат: современный молодой человек «превзошел» Эллочку Людоедку, заменив слова наскальными рисунками (смайликами), которыми можно передать и мысли, и эмоции, и оценки, и все формулы речевого этикета. Если быть точнее, смайлики в соцсетях успешно заменяют обычную речь. Специфика общения в сети между собой всячески этому способствует.

Студенты честно признаются, что в интернете они могут находиться более 8 часов в сутки. Трагедия в том, что непрерывное пребывание в сети, активно граничит с реальностью. И молодежь охотнее общается в сети, нежели вне ее. Главная проблема в том, что язык общения в сети существенно отличается от приемлемых норм русского языка. Например: выразить сочувствие можно такими словами: «Ваа, няша, ему плохо».

О какой социальной адаптации может идти речь, если молодой человек реализуется в виртуальной реальности, где он всегда является Победителем?

Студенты уже не воспринимают большие и содержательные тексты из русской классической литературы. «Зачем столько сложного текста? — говорят они, — когда можно все это передать одним-двумя смайликами».

Отсюда возникает еще одна проблема, вытекающая из предыдущих — это проблема инфантилизма молодежи.

Подростки не стремятся становиться взрослыми. Об этом говорят их повсеместные статусы в соцсетях и аватарки. На них они пытаются пририсовать себе уши котят, носы поросят, усы кошек и собак.

Как следствие таких экспериментов — затрудненное и отчужденное восприятие русской классической литературы. Так, все более и более с каждым годом, непонятными и недосягаемыми являются для них тексты И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф.М. Достоевского. И как бы впоследствии новое поколение не потребовало от нас объяснять того же Толстого на пчелках и бабочках. Мы уже не говорим о таких создателях русского языка, как И. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, труды которых давно обесценены и забыты.

Кто же виноват в этой проблеме?

Повальная информатизация населения, которая формирует у него клиповое мышление.

Давно известен тот факт, что многим молодым людям трудно читать книги. Внимание быстро пропадает. И в целом люди XXI века не могут долго сконцентрироваться на одном деле. Это касается не только чтения книг, но и занятий в учебных заведениях. Почему так происходит, и кто сделал людей такими нетерпеливыми? Всему виной — пресловутое клиповое мышление.

Что же это такое клиповое мышление и как оно формируется?

Клиповое мышление — это потребность видеть мир через ряды коротких ярких образов — клипов: истории в инстаграме, современные фильмы, реклама, музыкальные клипы. Ну и, наконец, бесконечные видеоролики на ютубе.

Когда мы не можем сконцентрироваться на чем-то одном больше пары минут, мы чувствуем необходимость срочно проверить новости в контакте, переключить вкладку на браузере, или осмотреться вокруг в поисках яркого информационного стимула. Заметьте, современные фильмы и мультфильмы создаются только для клипового зрителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполнена короткими текстами, а телевидение показывает новости, которые не связаны между собой. Например, где-то взорвалась бомба, а следующим кадром нам рассказывают о расставании голливудской пары, после чего сразу переключают на рекламу подгузников для детей.

В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой. И этот процесс постоянно ускоряется. Но вот, что хуже всего: исследователи выяснили, что клиповое мышление делает людей внушаемыми. Из-за него человек банально не может отличить истину от лжи. Сознание как бы дробится, и такими людьми становится все легче манипулировать. Снижается способность к анализу. Но и это еще не все. Человек теряет способность к эмпатии, мы перестаем понимать друг друга, страдания других уже не кажутся такими ужасными.

Теперь только представьте, как все это влияет на неокрепшую психику ребенка.

В нашем случает клиповое мышление препятствует восприятию содержательного сложного материала (классической литературы)

Утрачивается способность восприятия длительной информации, соответственно концентрация на нуле. Неспособность концентрироваться обусловлена быстрой сменой огромного информационного потока, который ребенок не успевает переработать. Ведь для того, чтобы в очередной раз зайти в сеть через гаджет и быстро считать новую порцию информации, концентрация не нужна. То же самое происходит и тогда, когда внимание необходимо для того, чтобы усвоить и понять новый учебный материал. В итоге студент беспрерывно мечется между телефоном и текстом, постоянно прерываясь для выхода в сеть.

В итоге при устных ответах студент испытывает затруднение при формулировании предложения и даже словосочетания. Естественно, страдает и мышление обучающегося.

Так, при лексическом разборе слова «подзаголовок» студент пишет: «Подзаголовок — это то, что можно положить под голову. То, что за головой». «Обмолачивать зерно — погружать его в молоко»

При формировании ответа на вопрос студенту требуется помощь — это факт. Клиповое мышление, которым уже обладают многие студенты, мешает воспринимать качественное художественное кино и глубокие, содержательные тексты из русской классической литературы.

Пути решения данной проблемы было озвучено на одной из педагогических конференций, где поступило предложение информатизировать кабинеты русского языка и литературы. Речь шла об оснащении каждой парты гаджетом и о работе с информацией именно в виртуальном пространстве, раз школьники живут именно в нем. «Педагог, по мнению методиста, должен опуститься на самое дно, туда, к детям, и уже оттуда вернуть их на поверхность, к свету». Вот только о том, как их возвратить обратно, в реальность, речи так и не зашло. То есть, по сути, поступило предложение учить их в сети интернет, только на уроке.

Как же бороться с этим и как уберечь детей от этих «инноваций»? Ведь такими темпами все новое поколение вскоре зомбируется.

В качестве предложения решения данной проблемы предлагаем рассмотреть следующие этапы:

  1. Чтение художественной литературы. Не посты в контакте, не статьи в интернете, а длинные тексты художественной литературы;
  2. Дни отдыха от информации. Когда студент полностью отключает все социальные сети, фильмы и сериалы и просто находится наедине с собой. Каждый человек нуждается в такой информационной разгрузке хотя бы раз в две недели. Лучше провести такие дни на природе.
  3. Смотреть старые фильмы. В них гораздо больше длинных диалогов, они не так насыщены образами, в них больше смысла, и они гораздо содержательнее. («Судьба человека»)
  4. Писать тексты. Например, личный дневник. Начать с нескольких предложений в день и увеличивать количество текста с каждой неделей. Это упражнение развивает системное сознание, формирует мозаичное мышление взамен хаотичному, беспорядочному потоку мыслей, к которому нас приучают
  5. Пополнение словарного запаса студента. Рекомендуется в начале изучения каждого раздела давать словарь терминов и других книжных слов, которые студенты должны усвоить. Этим достигается точность словоупотребления.
  6. Обогащение речевых моделей построения предложения. Нужно развивать у студентов навык употребления сложных синтаксических конструкций.
  7. Устная речевая практика. Чтобы усвоить материал, его нужно проговорить. Эту работу можно проводить в малых группах, в парах, при работе коллективным способом обучения.
  8. Письменная речевая практика. Это обучение конспектированию, реферированию, составлению докладов. В повседневной практике студенты имеют дело с конспектированием. Важно, чтобы они это делали правильно. В процессе конспектирования происходит «перевод» слышимой речи и текста учебника на речь студента с присущими ей стилевыми особенностями.
  9. Хорошая речь окружающих. Есть понятие «развивающий потенциал речевой среды». Это та речь, которую человек слышит в своем окружении.

Мы знаем, что чтение книг обогащает, развивает в человеке все самое прекрасное, направляет на путь истинный, формирует мировоззрение. И здесь нужно быть осторожным.

Круг чтения влияет не только на речевые навыки, но и на устроение души, развитие личности. И задача родителей, педагога подбирать такие произведения, которые созидают душу, а не отравляют ее как токсины.

Литература:

  1. Семеновских, Т. В. „Клиповое мышление” — феномен современности / Т. В. Семеновских. — Текст : электронный // ОК : [сайт]. — URL: https://m.ok.ru/razgermetizatsiya/topic/67140526309472?__dp=y (дата обращения: 16.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): студент, друг друга, мышление, русский язык, сеть, текст, виртуальная реальность, виртуальное пространство, главная проблема, молодой человек.


Похожие статьи

Задать вопрос