Правовые основы административной защиты прав предпринимателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 14.03.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Петров, В. Н. Правовые основы административной защиты прав предпринимателей / В. Н. Петров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 122-126. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112007/ (дата обращения: 03.05.2024).



Автором в статье рассматривается история становления правового регулирования предпринимательской деятельности, приводятся различные научные взгляды на понимание предпринимательской деятельности. Автором исследуются правовые основы административного порядка защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, хозяйственная деятельность, субъект предпринимательской деятельности, административный порядок, правовая защита предпринимательства.

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности — актуальная проблема современного российского общества, обусловленная во многом стремительным развитием правоотношений с участием предпринимателей и, соответственно, многообразием правоприменительной практики.

В 2020–2021 годах российский бизнес вынужден был осуществлять свою деятельность в условиях кризиса, сформировавшегося из-за пандемии коронавирусной инфекции и введенных в связи с ней ограничений. В начале 2022 года российское предпринимательство столкнулось с новыми испытаниями в связи с введением многочисленных экономических санкций в отношении России, что серьезно усугубило его положение. Вышеуказанные обстоятельства обнажили слабость и несовершенство правовой защиты предпринимательства, неурегулированность многих его аспектов, несогласованность нормативных актов. Особенно прослеживается незащищенность предпринимателей в отношениях с государством и его органами. Статистика и практика показывают, что именно государственные и муниципальные органы нередко нарушают права субъектов предпринимательской деятельности либо не в полной мере обеспечивают возможность их реализации, создают административные сдерживающие барьеры.

Проблема защиты прав предпринимателей возникла в современной России сравнительно недавно: с момента, когда была разрешена предпринимательская деятельность и появился новый хозяйствующий субъект — предприниматель.

Современное понятие предпринимательской деятельности, предприятия, правовой статус индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, правовое регулирование реализации и защиты их прав и законных интересов складывались постепенно.

Начало становления института защиты прав хозяйствующих субъектов было положено Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 № 445–1 [6]. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» закрепил право свободно распоряжаться прибылью и привлекать наемный труд. В соответствии со ст. 2 данного закона в качестве субъектов предпринимательской деятельности в РСФСР признавались граждане и их объединения. Закон вводил термин «предприятие», под которым понимался самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном Законом о предприятиях, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В качестве цели деятельности впервые была закреплена прибыль наряду с удовлетворением общественных потребностей. Главой 3 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был определен правовой статус предпринимателя и закреплены гарантии предпринимательской деятельности. В частности, в пункте 1 статье 20 данного нормативно-правового акта указано, что в РСФСР гарантируется защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории РСФСР, других союзных республик и иностранных государств на основе международных соглашений, недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц, защита имущества предприятий от незаконного изъятия. В пункте 2 статьи 20 установлено, что предприятие имеет право обращаться в суд или государственный арбитраж с заявлением о признании неправомерными и недействительными актов любых государственных органов и действий должностных лиц, касающихся предприятия.

«По мнению исследователей, действовавшие до 1991 г. органы Государственного арбитража были представлены административными органами, наделенными квазисудебными полномочиями. Органы Госарбитража не входили в судебную систему, но обладали правом разрешения споров между юридическими лицами», — обращает внимание К. В. Рыбкина [16].

Затем этот административный орган трансформировался в судебный орган. 26 декабря 1990 года были внесены изменения в ст. 163 Конституции СССР, которой Государственный арбитраж СССР был преобразован в Высший арбитражный Суд СССР [7]. Появилась система арбитражных судов, которые, собственно, и занимаются в настоящее время защитой прав хозяйствующих субъектов.

«С 1990 г., с момента принятия Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», произошло важное событие в сфере защиты прав предпринимателей: предприниматель как полноправный субъект правоотношений стал упоминаться в законодательстве.

Это нововведение обусловило не только необходимость развития данного понятия в правовом отношении, но и разработку эффективного механизма защиты прав предпринимателей в рамках существовавшего советского общественного строя», — отмечает О. В. Чуйко [17].

Правовой статус предпринимательства в СССР определялись Законом СССР от 02.04.1991 № 2079-I «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» [8].

В данном законе под предпринимательством (предпринимательской деятельностью) понималась инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица — предприятия.

В Законе СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» впервые в качестве формы осуществления предпринимательской деятельности была выделена форма предпринимательства без образования юридического лица и закреплена полная имущественная ответственность по обязательствам.

«Период перестройки в СССР стал отправной точкой зарождения предпринимательства в государстве и соответственно отправной точкой для развития правовых отношений, которые данный вид деятельности регламентировали, так как без государственного регулирования предпринимательская деятельность в правовом государстве не может существовать» [9].

12 декабря 1993 года на Всенародном голосовании была принята Конституция РФ. С ее принятием начинается новый этап развития правового регулирования предпринимательской деятельности в современной России.

Конституция РФ 1993 года закрепила правовые основы национальной экономической системы, включая рыночную экономику, единство экономического пространства, поддержку конкуренции, защиту всех форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (статьи 8, 34, 35) [11].

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 45 Конституции РФ было определено, что каждый вправе защищать свои права и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом [11].

Конституционные гарантии стали инвариативным ядром правовой защиты предпринимательства в России.

Частью 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой Российской Федерации 21.10.1994, было установлено понятие предпринимательской деятельности, выделены субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности, виды гражданских прав, способы защиты прав, определен приоритет судебной защиты прав и т. п. [3].

Согласно ст.2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ [3].

Российские теоретики дают различные определения предпринимательской деятельности, не отождествляя ее с экономической и хозяйственной. Олейник О. М. и Арапбаев А. А. считают предпринимательскую деятельность разновидностью экономической [12, с.13, 1, с.154], на что прямо указывает содержание ч.1 ст.34 Конституции РФ: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [11].

«Предпринимательство — одно из направлений хозяйственной деятельности, одна из черт которой — получение прибыли» [4, с.22]. «Не любая экономическая, в том числе хозяйственная, деятельность является предпринимательской, тогда как предпринимательская деятельность всегда представляет собой разновидность экономической хозяйственной деятельности», — пишет Кондратенко З. К. [10].

В. Ф. Попондопуло характеризует предпринимательскую деятельность «как совокупность правомерных волевых действий, совершаемых профессионально, систематически в целях извлечения прибыли и на свой риск лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя» [14, с.17].

А. К. Шереметьева и И. Г. Мамедова указывают: «Предпринимательской является систематически осуществляемая деятельность, основной целью которой является получение прибыли» [18].

«Термин предпринимательской деятельности во многих нормативно-правовых актах законодатель сочетает, используя при этом целый ряд смежных понятий –– экономической, хозяйственной, коммерческой деятельности, а также деятельности, приносящей доход и профессиональной деятельности», — отмечает Романов А. С. [15].

Гражданским законодательством определено, что субъектами хозяйственной деятельности являются физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации — это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации — это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками [3]. При этом некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса РФ) [3].

Учитывая, что применительно к некоммерческим организациям используется термин «приносящая доход деятельность», вопрос об отнесении этих организаций к субъектам предпринимательской деятельности является дискуссионным в научной литературе.

Одни исследователи полагают, что некоммерческие организации не относятся к субъектам предпринимательской деятельности. Так В. В. Долинская пишет, что «некоммерческие юридические лица не входят в число предпринимателей», «понятия «юридическое лицо», «предприниматель» хотя и пересекаются, но не являются тождественными» [5, с.96].

Напротив, Гаджиева Х. И. считает, что «некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход, с определенными оговорками все же могут быть отнесены к числу субъектов предпринимательской деятельности» [2, с.34].

Позиция Верховного Суда РФ в этом вопросе выражена в Постановлении Пленума от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: на некоммерческую организацию, осуществляющую приносящую доход деятельность, распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 ГК РФ) [13].

Несомненно, что права и свободы коммерческих организаций в предпринимательской сфере шире, чем у некоммерческих. Тем не менее, и те, и другие имеют право на защиту и отстаивание своих интересов в административном порядке.

Впервые про данную возможность защиты прав и свобод упоминается в пункте 2 статьи 11 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором сказано, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде [3].

Традиционно административный порядок защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности относится к числу несудебных форм защиты и реализуется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Вместе с тем ГК РФ (часть первая) не дает нам ответа на вопрос о механизме реализации предпринимателями своего права на защиту в административном порядке, об органах, реализующих данную форму защиты. Он раскрывается законодателем в иных нормативно-правовых актах, регулирующих ту или иную сферу предпринимательской деятельности.

Гарантии административного порядка защиты субъективного права закреплены в ст. 33 Конституции РФ, предусматривающей, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [11].

Вместе с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации правовой фундамент административной защиты прав предпринимателей в России в настоящее время составляют: Налоговый Кодекс Российской Федерации часть первая, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 № 78-ФЗ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1, Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ, Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ, многие другие нормативно — правовые акты.

Не рассматривая критически содержание этих документов, можно отметить, что в настоящее время в России существует большой перечень нормативно-правовых актов, позволяющих субъектам предпринимательской деятельности обращаться за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в административном (внесудебном) порядке.

Субъектами защиты прав предпринимателей в административном порядке могут выступать Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Прокуратура Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), налоговые органы, таможенные органы, служба судебных приставов, лицензирующие органы, органы надзора и контроля и другие.

При всей ее обширности правовая база административной защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации никаким образом не систематизирована, что может негативно сказываться на выборе предпринимателем надлежащего органа административной защиты права и на самой эффективности данной формы защиты.

Литература:

  1. Арапбаев, А. А. Нормативные признаки предпринимательской деятельности / А. А. Арапбаев. — Текст: непосредственный // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — № 3 (45). — С. 154.
  2. Гаджиева, Х. И. Предпринимательское право. Учебное пособие (Курс лекций) для направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, профиля «Гражданское право». / Х. И. Гаджиева. — Махачкала: ДГУНХ, 2019. — 358 c. — Текст: непосредственный.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.05.2023) (принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994.- № 32. — Ст. 3301.
  4. Губин, Е. П. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юр.Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 992 c. — Текст: непосредственный.
  5. Долинская, В. В. Предпринимательское право: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. / В. В. Долинская. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 189 c. — Текст: непосредственный.
  6. Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445–1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР.- 1990. — № 30. — ст.418.
  7. Закон СССР от 26.12.1990 № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. — 1991. — № 1. — ст. 3.
  8. Закон СССР от 02.04.1991 № 2079-I «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» // Ведомости СССР. — 1991. — № 16. — Ст. 442.
  9. Иванников, Ю. В. Становление, развитие и совершенствование нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации / Ю. В. Иванников. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 91–94. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62326/ (дата обращения: 29.02.2024).
  10. Кондратенко, З. К. Понятие предпринимательской деятельности: проблемы теории и правоприменительной практики / З. К. Кондратенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 299–302. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55975/ (дата обращения: 13.03.2024).
  11. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 04.10.2022) (с изм., вступ. в силу с 04.10.2022 г.) (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. — 25.12.1993. — № 237.
  12. Олейник, О. М. Понятие предпринимательской деятельности: теоретические проблемы формирования / О. М. Олейник. — Текст: непосредственный // Предпринимательское право. — 2015. — № 1. — С. 13.
  13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. — 30.06.2015. — № 140.
  14. Попондопуло, В. Ф. Проблемы правового режима предпринимательства: специальность 12.00.04 «финансовое право, налоговое право, бюджетное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Попондопуло Владимир Федорович; С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 1994. — 40 c. — Текст: непосредственный.
  15. Романов, А. С. Понятие и признаки предпринимательской деятельности / А. С. Романов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 545–551. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98120/ (дата обращения: 04.03.2024).
  16. Рыбкина, К. В. Государственный арбитраж и арбитражные суды в начале 1990-х годов / К. В. Рыбкина. — Текст: непосредственный // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. — 2022. — № 3 (66).
  17. Чуйко, О. В. Пути совершенствования действующего законодательства в сфере защиты прав предпринимателей в России / О. В. Чуйко. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2016. — № 9(28). — С. 674.
  18. Шереметьева, А. К. Проблема толкования термина «предпринимательская деятельность» / А. К. Шереметьева, И. Г. Мамедова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы юридической науки и практики. — Хабаровск: ТОГУ, 2018. — С. 183.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, Российская Федерация, СССР, административный порядок, Конституция РФ, орган, Гражданский кодекс РФ, административный порядок защиты, Гражданский кодекс, хозяйственная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос