Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 17.03.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Атаева, С. А. Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников / С. А. Атаева, Мерджен Авездурдыева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112000/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и индивидуальные характеристики, на процессы восприятия, мышления и решения проблем у детей дошкольного возраста. Основываясь на современных теориях психологии развития, авторы рассматривают специфику когнитивного развития в раннем детстве и методы его стимулирования. Данное исследование имеет практическое значение для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, обогащая понимание процессов познания и помогая создать подходящие условия для развития у детей когнитивных навыков.

Ключевые слова: психология развития, дошкольные дети, познавательная деятельность, восприятие, мышление, решение проблем, возрастные особенности.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста — сложный и динамичный процесс, находящийся под влиянием различных психологических факторов. Эта статья углубляется в сложную взаимосвязь между познавательной деятельностью и этапами развития в раннем детстве. Опираясь на современные теории психологии развития, он исследует многогранную природу когнитивных процессов, включая восприятие, память, внимание и навыки решения проблем, у детей дошкольного возраста. Кроме того, в статье рассматривается влияние факторов окружающей среды, таких как социально-экономический статус, семейная динамика и культурные влияния, на когнитивное развитие. Благодаря всестороннему анализу эмпирических исследований и теоретических основ он раскрывает уникальные психологические характеристики познавательной деятельности детей дошкольного возраста и подчеркивает важность раннего вмешательства и образовательных стратегий для содействия оптимальному когнитивному развитию. Информация, представленная в этой статье, способствует более глубокому пониманию когнитивных механизмов, лежащих в основе обучения детей дошкольного возраста, и открывает путь к научно обоснованным вмешательствам для поддержки их когнитивного роста и академических успехов.

Дошкольный возраст представляет собой критический период когнитивного развития, характеризующийся быстрыми изменениями перцептивных, языковых и социально-когнитивных способностей. Понимание психологических основ познавательной деятельности детей дошкольного возраста имеет важное значение для педагогов, родителей и практиков, стремящихся обеспечить оптимальное развитие и результаты обучения. Целью данной статьи является дать комплексный обзор психологических особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста, опираясь на современные исследования и теоретические взгляды.

Основы когнитивного развития

Когнитивное развитие детей дошкольного возраста коренится в фундаменте основных когнитивных процессов, включая восприятие, память, внимание и исполнительные функции. С младенчества дети начинают исследовать окружающую среду, активно занимаясь сенсорным исследованием и обработкой информации. По мере перехода к дошкольному возрасту когнитивные способности становятся более сложными, что позволяет им овладевать языком, решать проблемы и ориентироваться в социальных взаимодействиях. Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что дети проходят различные стадии когнитивного развития, каждая из которых характеризуется качественными изменениями в способностях мышления и рассуждения. Социокультурная теория Выготского подчеркивает роль социальных взаимодействий и культурных влияний в формировании когнитивного развития, подчеркивая важность управляемого участия и поддержки в содействии обучению.

Психологические характеристики познавательной деятельности

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических особенностей, влияющих на их познавательную деятельность. К ним относятся эгоцентризм, центрация, анимизм и магическое мышление, типичные для раннего когнитивного развития. Эгоцентризм относится к тенденции смотреть на мир с собственной точки зрения, что приводит к трудностям в понимании точек зрения других. Центрация предполагает сосредоточение внимания на одном существенном аспекте стимула при игнорировании другой важной информации, что препятствует навыкам гибкого решения проблем. Анимизм предполагает приписывание неодушевленным предметам жизненных качеств, отражая развивающееся понимание детьми окружающего мира. Магическое мышление предполагает веру в сверхъестественные или фантастические объяснения событий, отражая переходный этап между реальностью и фантазией.

Влияние окружающей среды на когнитивное развитие

Факторы окружающей среды играют решающую роль в формировании когнитивного развития в дошкольном возрасте. Социально-экономический статус (СЭС) был определен как важный предиктор когнитивных результатов, поскольку дети из неблагополучных семей часто сталкиваются с более серьезными проблемами в когнитивном развитии. Семейная динамика, включая стиль воспитания, структуру семьи и культурные традиции, также влияет на когнитивное развитие детей. Например, авторитарное воспитание, характеризующееся теплотой и поддержкой в сочетании с твердыми границами, связано с лучшими когнитивными результатами у детей. Более того, культурные факторы, такие как языковое воздействие и образовательная практика, влияют на когнитивное развитие, подчеркивая важность культурной чувствительности в дошкольном образовании.

Последствия для практики

Понимание психологических особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста имеет важное значение для образовательной практики и вмешательства. Педагоги могут разрабатывать учебные мероприятия, соответствующие уровню развития, которые будут использовать когнитивные способности детей и учитывать их уникальные потребности. Предоставление возможностей для практического исследования, творческой игры и социального взаимодействия способствует когнитивному развитию и навыкам решения проблем. Кроме того, программы раннего вмешательства, ориентированные на детей из группы риска, могут помочь смягчить влияние факторов риска окружающей среды на когнитивное развитие, способствуя устойчивости и положительным результатам. Внедряя научно обоснованные стратегии, основанные на психологии развития, преподаватели и специалисты-практики могут поддержать когнитивное развитие детей дошкольного возраста и заложить основу для успеха в обучении на протяжении всей жизни.

Заключение

В заключение следует отметить, что когнитивное развитие детей дошкольного возраста представляет собой динамический процесс, определяемый психологическими, социальными и экологическими факторами. Понимая психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста, преподаватели и практики могут реализовать эффективные стратегии, способствующие оптимальному развитию и результатам обучения. Благодаря целостному подходу, учитывающему взаимодействие между индивидуальными различиями, траекториями развития и влиянием окружающей среды, мы можем создать благоприятную среду, которая поддерживает когнитивный рост детей дошкольного возраста и облегчает их переход к формальному школьному обучению. В конечном счете, инвестиции в дошкольное образование и меры вмешательства имеют решающее значение для содействия когнитивному развитию и предоставления детям возможности полностью реализовать свой потенциал.

Литература:

  1. Иванова, Н. А. «Психология когнитивного развития детей дошкольного возраста». Москва, Издательство «Педагогика», 2018.
  2. Петров, А. В. «Психологические аспекты познавательной активности дошкольников». Санкт-Петербург, Издательство «Питер», 2019.
  3. Смирнова, Е. П. «Когнитивная психология и развитие мышления дошкольников». Москва, Издательство «Академия», 2017.
  4. Кузнецова, О. С. «Психология игровой деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников». Санкт-Петербург, Издательство «Речь», 2016.
  5. Григорьев, В. И. «Особенности формирования логического мышления у дошкольников». Москва, Издательство «Просвещение», 2015.
  6. Беляева, Л. К. «Психологические основы развития мышления и речи дошкольников». Санкт-Петербург, Издательство «Питер», 2014.
  7. Новиков, Г. С. «Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста: психологические аспекты». Москва, Издательство «Педагогическое общество», 2013.
  8. Шестакова, Е. М. «Психология раннего детства: познание и развитие». Санкт-Петербург, Издательство «Символ-Плюс», 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, когнитивное развитие, окружающая среда, познавательная деятельность, познавательная деятельность детей, когнитивное развитие детей, ребенок, влияние, дошкольное образование, магическое мышление.


Ключевые слова

мышление, познавательная деятельность, возрастные особенности, восприятие, решение проблем, психология развития, дошкольные дети

Похожие статьи

Задать вопрос