Основы государственной культурной политики в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 12.03.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Мусина, А. М. Основы государственной культурной политики в РФ / А. М. Мусина, В. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111919/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор обсуждает важность культурной среды для общества и ее влияние на гуманитарный кризис. В ней также рассматривается роль государства в формировании и реализации культурной политики России, в том числе на основе федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Ключевые слова: культура, культурная среда, культурная политика России, федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Культурная среда сегодня становится одним из важнейших понятий общества и представляет собой сложную многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество факторов и соединяющим усилия органов власти разного уровня, ведомств, общественных институтов и бизнеса [1]. Снижение интеллектуального и культурного уровня общества, искажение и подмена истинных ценностей сигнализируют о гуманитарном кризисе и требуют системного преодоления. Во многом успешный выход из кризиса зависит от культурной политики, проводимой государством [2].

Ответственность государства за современную культурную политику России основывается на конкретизации определения понятий, которые связаны с политикой государства в области культурного развития. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612–1 (ред. от 5 декабря 2017 г.) содержит следующее определение: государственная культурная политика — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры [3].

Опираясь на нормативные правовые документы (распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»), следует понимать, что государственная культурная политика — это неотъемлемая часть стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая постоянно корректируется в соответствии с изменениями внутренней и внешней ситуации, учитывает возникающие проблемы, корректирует набор действий для получения необходимого результата [1].

Основным содержанием государственной культурной политики России является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на основе раскрытия творческих способностей личности, воспитания эстетического восприятия окружающего мира и приобщения к разнообразным видам культурной деятельности.

К основным целям государственной культурной политики можно отнести следующие: формирование гармонично развитой личности, укрепление единства общества, где приоритетами являются культура и гуманитарное развитие.

Наиболее важными задачами государственной культурной политики являются укрепление гражданской идентичности, создание благоприятных условий для воспитания граждан, сохранение исторического и культурного наследия, преемственность поколений, создание условий для реализации творческого потенциала отдельной личности, обеспечение максимальной доступности для граждан знаний, информации, культурных ценностей [4].

Для реализации культурной политики государство использует различные механизмы воздействия. Выделим основные из них:

Правовые:

— разработка и реализация нормативных правовых актов;

— экспертиза принимаемых нормативных правовых документов;

— проведение мероприятий по повышению правовой культуры населения;

— разработка стандартов и нормативов предоставления культурных услуг населению.

Организационные:

— разработка различных творческих проектов;

— создание систем взаимодействия государственных и негосударственных структур, ведущих культурную и творческую деятельность;

— использование общественно-государственных форм управления (например, координационных, общественных, экспертных советов).

Финансовые:

— внедрение системы многоканального финансирования культуры;

— использование государственного социально-творческого заказа;

— грантовая поддержка;

— спонсорская помощь бизнес-структур;

— помощь меценатов.

Информационные:

— формирование единого информационного пространства культуры путем создания крупных информационных порталов;

— создание информационных сетей «культурных центров» и «культурных маршрутов»;

— формирование, воспитание информационной культуры.

Образовательные:

— сохранение ведомственной принадлежности отраслевых образовательных учреждений;

— развитие и совершенствование системы многоуровневого образования;

— выявление и поддержка одаренных детей, талантливых студентов и молодых преподавателей творческих профессий;

— создание образовательных лабораторий, центров актуального искусства, поддержка и трансляция инновационного педагогического опыта.

Кадровые:

— совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и внедрение целевых стажировок в России и за рубежом;

— реализация образовательных проектов, направленных на формирование управленческих кадров отрасли;

— создание новых рабочих мест в сфере творческой индустрии;

— решение комплекса социальных проблем.

Экспертные:

— привлечение экспертов к разработке стратегических решений и тактических задач в области культурной политики;

— организация мониторинга культурных процессов, создание информационно-аналитической базы по вопросам культурной политики;

— привлечение экспертов к разработке и внедрению государственных и муниципальных нормативов обеспечения населения культурными услугами;

— экспертиза развития культурного потенциала, программ, проектов и сценариев культурного развития, традиционных для России нравственных ценностей; гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России, мировой культуры [2].

Механизмы воздействия на реализацию культурной политики разнообразны и охватывают сразу множество направлений социально-культурной жизни общества, что позволяет найти оптимальные пути выхода из гуманитарного кризиса.

Таким образом, государственная культурная политика представлена как широкое межотраслевое явление, которое охватывает культурное наследие народов России, осуществление всех видов культурной деятельности, русский язык, языки народов России, социальные и гуманитарные науки, фольклор и отечественную литературу, международные культурные, гуманитарные связи, а также воспитание, просвещение, детское и молодежное движение, информационную среду, креативные (творческие) индустрии, совершенствование системы управления культурой.

В Российской Федерации культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана одним из важнейших факторов роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом динамичного социально-экономического развития, залогом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Литература:

  1. Пронин А. А. Правовое регулирование в сфере культуры: учебник для вузов / А. А. Пронин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–18200–2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 57 — URL: https://urait.ru/bcode/534521/p.57 (дата обращения: 04.03.2024).
  2. Басалаева О. Г. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учебное пособие для вузов / О. Г. Басалаева, Т. А. Волкова, Е. В. Паничкина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 112 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–17129–7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 12 — URL: https://urait.ru/bcode/519601/p.12 (дата обращения: 04.03.2024).
  3. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс]: утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612–1 (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2023). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Каменец А. В. Основы культурной политики: учебное пособие для вузов / А. В. Каменец. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 164 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–18926–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 14 — URL: https://urait.ru/bcode/555100/p.14 (дата обращения: 06.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная культурная политика, Российская Федерация, культурная политика, Россия, гуманитарный кризис, Основа законодательства, культурная деятельность, культурная среда, культурное развитие, национальная безопасность.


Ключевые слова

культура, культурная среда, культурная политика России, федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Похожие статьи

Задать вопрос