Опыт работы с младшими школьниками по профориентации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 11.03.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Мустафина, К. И. Опыт работы с младшими школьниками по профориентации / К. И. Мустафина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 247-248. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111914/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Ключевые слова: профессия, профориентация, профессиональное самоопределение.

Каждый ребенок со школьной скамьи должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным наклонностям. Поэтому главная задача учителя — помочь определиться ученику с выбором в этом огромном мире профессий.

Работа по профориентации в начальной школе считается подготовительным этапом. Цель этого этапа — формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения. [9]

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать следующие задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к людям, ко всем профессиям без исключения;

2. Формировать понимание важности труда для человека; знакомить с разнообразием современных видов деятельности;

3. Приучать выполнять свою работу качественно;

4. Развиватьтворческиеспособности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Для младших школьников очень важно создать максимально разнообразную картину впечатлений о мире профессий.

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят: занятия в разнообразных кружках, классный час, экскурсия, беседа об увлекательных профессиях, встречи с представителями различных профессий, участие детей в конкурсах, в создании исследовательских проектов и т. д. [10]

В нашей школе воспитываю у школьников интерес ко взрослому труду на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации подходит почти каждая тема урока. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

На уроках литературного чтения использую пословицы о труде. Происходит знакомство со стихотворением В. Маяковского «Кем быть?» с дальнейшим его обсуждением. Например, в 1 классе по обучению грамоте «Знакомство с буквой Х, х» дети знакомятся с профессиями, которые раскрывают этапы как хлеб к нам на стол пришел. (тракторист, комбайнёр, пекарь). Учитель подводит детей к выводу, что люди разных профессий задействованы в процессе подготовки хлеба, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого каравая.

На уроках русского языка при изучении словарных слов используются загадки о профессиях, дети пишут мини-сочинение на тему «Кем я хочу быть и почему?».

На уроках математики при решении задач встречаются названия профессий. После прочтения задачи ведется словарная работа.

При изучении темы по окружающему миру «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали — предметы труда данного профессионала. Ребятам дается задание узнать у своих родителей об их профессии.

Во внеурочное время устраиваем профессиональные пробы:

Агроном: Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка.

Столяр: Изготовление скворечников, кормушек.

Историк: Исследовательские проекты (выбор тем свободный).

Артист: Проведение праздничных концертов.

Художник-оформитель: Оформление стенда СВО.

Писатель: Написание писем солдатам и т. д.

Осваивать профессии будущего помогает участие детей во всероссийских проектах «Орлята России», в уроке цифры (Тема: Искусственный интеллект). Просмотр Шоу профессий. Учащиеся знакомятся с востребованными профессиями и профессиональными сферами современно, наглядно и интересно.

Участие во всероссийском проекте «Киноуроки в школах России». Фильм «ЭРА». Данный фильм знакомит с неординарной профессией космонавта, который требует самоотдачи, готовности рисковать и быть героем своего времени. На Разговорах о важном «190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День российской науки» знакомятся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, узнают многогранность его профессиональных и жизненных интересов.

К сожалению, сельские дети в большей степени лишены возможности очного знакомства с миром профессий, с достопримечательностями нашего края, поэтому часто посещаем виртуальные экскурсии сайта «Родной край» — виртуальные экскурсии https://kray63.ru/

Посещая музеи, библиотеки, школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря.

Провожу классные часы «Что я знаю о профессиях», «Профессиональный турнир», викторины на знание техники и специальностей.

Также детей увлекает просмотр мультфильмов о профессиях.

Во время занятий по профориентации для достижения поставленной цели, использую следующие технологии: информационные технологии, QR-код, здоровье сберегающие технологии, су-Джок-терапия.

Все эти технологии стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у них потребность в осознанном выборе профессии.

В конце каждого занятия присутствует рефлексия — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.

Я считаю, что для детей младшего школьного возраста характерны игровые методы и приемы, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме, решать образовательные и воспитательные цели и задачи профориентационной работы. Если эта работа ведется с начальных классов на должном уровне с использованием современных образовательных технологий, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

Литература:

1. Варламова Д. А., Судаков Д. В. «Атлас профессий будущего», Интеллектуальная литература, 2019, с. 68.

2. Дробаха О. В. «Профориентация в начальной школе. Классный час «О профессиях нужных и разных»», Справочник классного руководителя, 2007, № 11.

3. Мухина, М. В. «Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников», Сочи, 2011, с. 38.

4. Попова, Е. В. «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации», ГАУ РК «РИЦОКО», 2011, с. 66.

5. Соколова, М. В. «Профориентация в начальной школе», Школьный психолог: Приложение к газете «Первое сентября», 2010, № 20, с. 18–24.

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, мир профессий, начальная школа, внеурочное время, младший школьный возраст, профориентационная работа, участие детей.


Похожие статьи

Задать вопрос