Специфика права на манифестацию и проблематика его реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Солошенко, Н. А. Специфика права на манифестацию и проблематика его реализации / Н. А. Солошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 139-143. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111867/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ключевые слова: Конституция РФ, право на манифестацию, волеизъявление, митинги, шествия, пикетирования, собрания, механизм реализации права.

Исторически сложившееся, политическое право граждан на свободу мирного собрания, санкционирование и организация митинга и демонстрации, шествия и пикетирования, сопровождало развитие доктринальной мысли и течения политических процессов любого суверена, в тот или иной формационной период своего становления. Именно своею значимостью, проблематикой легального толкования и реализации на практике «право манифестации» , отразилось в действующей Конституции Российской Федерации, как незыблемая ценность в рамках высшего нормативно-правового акта нашего государства. Однако какого положение настоящего права в столь многогранной иерархии конституционных свобод и оснований в практической действительности?

Фундаментальной, законодательно закрепленной, аксиомой, не подвергающейся сомнению, представляется формулировка, предложенная законодателем в 31 статье Конституции РФ , а именно: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» [1, ст. 11].

Истина содержания абсолютной воли человека, порожденной его чистым духом заключена в цитате Георга Фридриха Гегеля и никак кстати раскрывает специфику достижения любого права: «В отношении тех, кто остается рабами, не совершается никакой абсолютной несправедливости; ибо, кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом» [9].

Действительно, прибегая к развитию данного политического права, основополагающей либерально-демократической ценности, вошедшей в Конституции большинства европейских государств, мы прибегаем к исторической ретроспективе становления подобного конституционного явления в отечественной практике.

Первое упоминание датируются знаменательным событием в российской истории Манифестом 17 октября 1905 года «об усовершенствовании государственного порядка» и положение в нём: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» [2]. Вследствие политической междоусобицы и неопределенности 1905–1917-хх гг., аналогично был принят ряд актов политического характера регулирующий вопрос проведения собраний: Именной высочайший Указ Правительствующему Сенату от 4 марта 1906 г. «О временных правилах и собраниях» ; Постановлении Временного правительства от 12 апреля 1917 г. «О собраниях и союзах».

Важным шагом, на пути совершенствования общей тенденции нормативного закрепления демократических свобод и прав, стало принятие «Сталинской», одной из самых передовых аналогов в своё время, конституции 1936 года, ставящая высшей ценностью охрана государственной конъектуры и раскрывающей права и обязанности граждан лишь в 10 главе. «В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций » , повествует 125 статья Конституции 1936 г. в своем прозаичном тексте [3, ст. 125], В 1977 году в Конституции «развитого социализма», данная формулировка укоренилась и стала предтечей для формирования действующего положения статьи 31 Конституции Российской Федерации.

Важное значение, в особенности на рубеже тысячелетия и образования нового государства, дискурс которого направлен на демократические ценности и воззрения, приобретает международная практика и зарубежное законодательство, имплементируемое в современное право России на стыке 1990-х годов. Особое внимание стоит уделить историческим источникам права, детализирующее положение о свободе мирного собрания, к таковым приписывают — Всеобщую декларацию прав человека от 1948 года в статье 20: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций» [8, п. 1, ст. 20] и Международный пакт о гражданских и политических правах в положении статьи 21: «признается право на мирные собрания».

Обращаясь к действующему законодательству и позиции правотворца в своей юридической работе, выразившейся в Федеральном законе № 54-ФЗ, важное значение приобретает соотношение терминологии, предложенной им в статье 2, раскрывающий конкретное содержание ряда определений, вошедших в название Закона: собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Сопоставление приведённых выше видовых понятий в рамках родового «права манифестации», проводится в исследовании законодательства профессором Авакьяном. В первую очередь это выражается в характере и повестки выражения воли участников, их статус по отношению друг к другу и место дислокации манифестации, которая в зависимости от вида дифференцируется. Поэтому собрание акт выражения воли нескольких субъектов, зачастую представляющих единое мышление и идеологическое пространство в рамках коллективного образования, местонахождение которого не зависит от характера повестки и может проводиться где угодно . Зеркальным противопоставлением является митинг — публичная акция, проводимая в большинстве случаев на открытом пространстве, аналогично имеющая повестку вращающаяся в проблеме и причине действий субъектов, зачастую носящие политический характер . Отличие вышеуказанной дефиниции выражается своею статикой от понятия шествия — динамичного движения участников ритуальной или иной идеологической акции, образующего колону затрудняющая работу общественного транспорта. Именно специфичной целью отличается шествие от демонстрации , которая в большинстве случаев носит исключительно политический аспект проведения, инкрементами которой представляются лозунги и социально-политические призывы. Уникальным явлением представляется пикетирование единоличному акту выражения собственной воли, санкционирование которого не необходимо органами власти [10]. Именно по причине законодательной неопределенности и неправомерное толкование закона правоприменителем осложняют. Резюмируя данный информационный блок можно констатировать наличие сложной, видовой конъектуры в рамках родового права манифестации и особенность механизма его реализации, зависящей от субъектного эквивалента, которая выражается в синтезе коллективного и личного воплощения политической свободы.

Разновидность публичного мероприятия, вынесенная за пределы действующего Федерального закона, представляет уникальную форму реализации конституционно-политической свободы, а именно право на забастовку, прописанная в статье ч. 4, ст. 37 Конституции РФ и детализированная в трудовом законодательстве, как способ, основанный на доброй воле, разрешения коллективного спора, в случаи невыполнения представителями работодателя условий трудового соглашения с работниками. Разумеется, не исключается перерастание производственный стачки, приобретающей протестный характер, черты политического волнения с присущими ей требованиями и призывами [6, ст. 409].

Во всей иерархии нормативно-правовых актов, косвенно упоминающих механизм реализации права манифестации и ключевые понятия данного блока, фундаментально-центральное место занимает Федеральный закон от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях », который в течение 20 лет претерпел 14 редакций, демонстрирующих консервативный курс принятый законодателем. Особенность данного правового инструмента заключается в его длительном формировании и лишь спустя десять лет после образования Российской Федерации свет увидел новый Федеральный закон. До этого момента правоприменитель пользовался положениями Президиума Верховного Совета СССР и его Указом от 28 июля 1988 г. № 9306- XI «о порядке организации проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».

Отдельного внимания стоит политика, преследуемая законодателем с начала 2012 года, по ужесточению положений данного блока регулируемых отношений в сфере политической деятельности субъектов. Первостепенным оценочным показателем, демонстрирующим централизацию аппарата и его укрепление является расширение оценочных требований к организаторам публичного мероприятия. Препятствием представляется факт неполной дееспособности, наличие судимости лица за преступления в сфере государственной и общественной безопасности и основ конституционного строя, запрещенная или ликвидированная политическая партии и нововведение законодательного реформирования 2022 года — лицо, признанное иностранным агентом [7, ст. 5].

Уникальным явлением, которое в последнее время приобретает более характерные черты и порождает необходимость в законодательном урегулировании данного пробела, выражается в «онлайн-митинге», некой виртуальной модификации выражения гражданской позиции в цифровой сети [11]. Посредством унификации платформ пригодных для проведения дистанционной манифестации, обладающей черты протестного и не санкционированного мероприятия, законодателю предстоит сложная задача по выработке единой концепции регулирования «неестественной акции». Подобный, во многом прогрессивный в своём содержании, тезис — представляется потребностью в реформировании цифрового блока прав, касающихся реализации гражданами, присущего им комплекта конституционных свобод. Дискуссионность и неоднозначность заключается в определении предмета регулирования «цифрового митинга» и места его проведения.

Право манифестации — сложный, функционирующий механизм реализации конституционного права, всесторонне контролируемый государственным аппаратом, в следствие априори вытекает институт ответственности за нарушение должного осуществления политической свободы. Предмет регулирования представляется уголовное и административное законодательства, положение статей которых конкретизируют характер девиантного поведения субъектов конкретного правоотношения. В Кодексе «об административных правоотношениях», а именно в начале 20 главы, предложен широкий спектр правонарушений в сфере организации публичных мероприятий. В зависимости от сложившейся, детерминированной по своей природе, ситуации, в настоящем правовом блоке могут появляться элементарным нормы, отражающие динамику ограничения права на манифестацию. Закономерным примером является, во многом оправданное внесение положения о запрещении публичных мероприятий и иных видовых вариаций данного явления, направленные на дискредитацию ВС РФ и воспрепятствование использования вооруженных формирований РФ в интересах государства и его граждан [4], в диспозиции статьи 20.3.3.

Уголовное законодательство, ставящее своей первостепенной задачей защиту иерархичность ценностей, установленных законодателем во 2 статье УК РФ, регулирует отношения, возникающие в результате реализации конституционного права на манифестацию, в крайней степени их общественной опасности. Условиями наличия признаков состава преступления в большинстве случаев будет являться элемент рецидива административного правонарушения и неоднократность нарушения порядка организации, либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования [5].

Реакционное мнение принадлежит, уже вышеупомянутого, профессору Авакьяну, который, вводя дефиницию «права на манифестацию», проводит классификацию причин и их последствий для общественных отношений: глобалистские и рутинные. Аналогично, автор называет «надуманным поводом» касательно запрета проведения мероприятий возле объектов, затрагивающие обеспечительную и коммуникационную функцию с целью поддержания общественного благосостояния. На первый план выносится проблематика ложного толкования правоприменителем и судебный произвол, наличие в законе формальной неопределённости, явлению, противоречащему принципам нормативной законности [12].

На данном этапе работы, изучав многие тезисы и их тонкости в рамках данного исследования, мы можем сформулировать общую проблематику данного правового явления в нашем законодательстве. Опираясь на теоретические материалы, первостепенным нормативным казусом представляется наличие, фактически сложившейся на практике, разрешительного порядка организации мероприятия, возникшего на почве оспариваемой юридической нормы и положения о формальном — уведомительной процедуры, которая не является действительной в настоящее время. Венецианская комиссия, в частности после весомых изменений посредством поправок 2012 года № 65-ФЗ, обосновала пагубность данного реформирования для дальнейшего механизма реализации конституционного права, превращения процедуру уведомления в прошение о разрешении и предоставлении исполнительным органам столь широкого спектра действий в ограничении политической свободы [13].

Следующим препятствием для прогрессивного развития данного права на манифестацию, представляется априорная проблематика неверное толкования законодательной нормы правоприменителем и отсутствие практики в должном разграничении категорий обыденных мероприятий от протестных волнений — поддерживающие или нейтрально настроенные к политике государства и девиантных по отношению к ней. На фоне настоящей проблемы меркнет любая доктринальная аксиома о презумпции проведения собраний без ограничительного барьера, в силу размытого в законе принципа законности данного права [14]. Спектр полномочий «административных наблюдателей» чрезмерно широк и оправдан одновременно с позиции законодателя, преследуемой политикой ужесточения с 2012 ода по настоящее время, что вытекает в проблематику правоприменения, неверия граждан в «букву закона» и порождение развитого в России правового нигилизма.

В заключении, подводя итог проделанной изучения доктринальных позиций и теоретических аспектов в рамках научно-исследовательской работы, стоит выделить основные критерии умозаключения. В первую очередь это быстрая динамика развития нормативно-правовой базы касательно механизма реализации права на манифестацию, а именно модернизация и дополнение к законодательству положений ужесточающих и ограничивающих в действии граждан.

Вторым, не менее важным аспектом представляется общая проблематика в толковании и осуществления на практике данной политической, закрепленной конституционным путём, свободы. Нельзя умолять препятствия, коим является фактически — разрешительный порядок организации публичных мероприятий, как инструмент борьбы с реакционной оппозиции.

Третьим фактором представляется широким спектром полномочий и компетенции, в ограничении и предотвращении реализации права на манифестацию, в лице исполнительных органов. При этом множественность действий, принятых законодателем, можно объяснить детерминированными обстоятельствами, нуждающиеся в жестком урегулировании властными инструментами, но нельзя принижать значение того, что в силу данного умаления страдают ценности, закрепленные в Конституции, принятые Россией на рубеже тысячелетия — фундаментальные, демократические идеи.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос. газ. — 1993. — 25 декабря.
  2. Высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября // Прав. вестник. № 222, — 18 октября 1905 г.
  3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик // Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР от 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1. ст. 20.3.3.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954. ст. 212.1.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
  7. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // СЗ РФ. — 2004. — № 25. — Ст. 2485.
  8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Рос. газ. — № 67. — 1995.
  9. Феноменология духа. Серия «Памятники философской мысли» // М.: Наука, — 2000. — 495 с.
  10. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. — 5-е изд., перераб и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, — 2014. — С. 363.
  11. Максимов А. А. «Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека». // Актуальные проблемы российского права. — №. 2 (123). — 2021. — С. 30–38.
  12. Авакьян С. А. (2017). Проблемы обеспечения конституционных публично-политических прав и свобод граждан Российской Федерации: новые реальности. Вестник Московского университета. Серия 11. Право, (1), 3–34.
  13. Гошуляк В. В., Синцов Г. В. Свобода мирных собраний в оценках и выводах венецианской комиссии и российское законодательство. // Lex Russica. — 2022. — № 10 (191). — С. 68–81.
  14. Храмова Т. М. Свобода собраний в России: проблема правового регулирования на современном этапе // Научный фонд НИУ ВШЭ. 2013. (грант № 12–05–0006) — С. 8.
Основные термины (генерируются автоматически): манифестация, большинство случаев, демонстрация, Конституция РФ, механизм реализации, митинг, политическая свобода, Российская Федерация, Россия, свобода, собрание, шествие.


Ключевые слова

Конституция РФ, волеизъявление, митинги, собрания, право на манифестацию, шествия, пикетирования, механизм реализации права

Похожие статьи

Задать вопрос