Федеральная государственная служба в Следственном комитете Российской Федерации: определение, специфика, ограничения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 10.03.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Пчелинский, А. С. Федеральная государственная служба в Следственном комитете Российской Федерации: определение, специфика, ограничения / А. С. Пчелинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 195-198. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111880/ (дата обращения: 04.05.2024).



Федеральная государственная служба в Следственном комитете Российской Федерации: определение, специфика, ограничения

Пчелинский Александр Сергеевич, студент магистратуры

Научный руководитель: Ильин Алексей Николаевич, кандидат юридических наук, доцент

Ступинский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА

В статье раскрывается вопрос по определению понятия федеральной государственной службы в органах Следственного комитета Российской Федерации, рассматриваются права, обязанности и ограничения, накладываемые на лиц, проходящих в установленном порядке указанный вид государственной службы.

Ключевые слова: государственная служба, следственный комитет, сотрудник следственного комитета.

Частью 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе [1].

Данное конституционное положение раскрывается в федеральных законах, регламентирующих конкретные виды и формы прохождения госслужбы в различных государственных органах. При это общее понятие государственной гражданской службы раскрывается в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ«О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — федеральный закон) как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации [2]. При этом государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется в зависимости от уровня государственной власти на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 федерального закона установлены основные принципы государственной гражданской службы, к которым отнесены:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Также федеральным законом установлен ряд прав и обязанностей, определяющих статус лица, проходящего в установленном порядке государственную гражданскую службу, в частности, государственный служащий имеет право на:

1) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

2) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом

3) должностной рост на конкурсной основе;

4) проведение по его заявлению служебной проверки;

5) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

6) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

7) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

8) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Вместе с тем государственный служащий также обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

4) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

Главной особенностью прохождения государственной службы, отличающей её от иных видов деятельности, является то, что статус государственного служащего предполагает ряд установленных федеральным законом ограничений и запретов. При этом данные запреты и ограничения являются своего рода «страховкой», не позволяющей использовать статус государственного служащего в личных целях и злоупотреблять предоставленной властью.

К основным ограничениям установленным федеральным законом, связанными с прохождением государственной службы является установленная законом невозможность нахождения гражданина на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации

4) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

5) прекращения гражданства Российской Федерации;

6) наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

А также иные ограничения установленный федеральным законом

К основным запретам, связанным с прохождением государственной службы федеральный закон относит:

1) Участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией;

2) Занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

3) Получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Федеральным законом также установлены иные запреты, связанные с прохождение федеральной государственной службы.

Как было указано выше прохождение отдельных видов государственной службы, регламентировано соответствующими нормативно-правовыми актами, которые устанавливают конкретный статус государственного служащего того либо иного органа государственной власти. К таким нормативно-правовым актам можно отнести: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ, Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.05.2016 N 141-ФЗ и иные подобные федеральные законы.

В настоящей статье будут рассмотрен статус государственного служащего, то есть, его права, обязанности, а также возложенные ограничения и запреты, установленные Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 N 403-ФЗ (далее — Закон о Следственном комитете, ФЗ об СК). Так, согласно статье 1 ФЗ о СК — Следственный комитет Российской Федерации (далее также — Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации [3].

Лица, проходящие федеральную государственную службу в органах Следственного комитета по смыслу ст. 4 ФЗ об СК именуются сотрудниками Следственного комитета (сотрудниками). К ним относятся: руководители следственных органов Следственного комитета, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.

Глава 3 Закона о Следственном комитете регламентирует порядок прохождения службы в Следственном комитете и правовое положение сотрудников Следственного комитета.

Так к гражданам, претендующим на прохождение службы в Следственном комитете Российской Федерации, предъявляются повышенные требования, а именно:

  1. Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации (далее — граждане), получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

При этом гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет если он:

1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Таким образом указанные положения предъявляют к кандидатам более строгие требования чем в ФЗ «О государственной гражданской службе», так сотрудником комитета не может являться лицо, хотя бы раз в жизни осужденное за совершение любого преступления, вне зависимости от погашения или снятия судимости. Более того, не может стать сотрудником следственного комитета лицо, в отношении которого уголовное преследование было прекращено, по нереабилитирующим обстоятельствам.

Также в служебной деятельности на сотрудника Следственного комитета накладывается ряд дополнительных ограничений. Несмотря на то, что формально ст. 17 ФЗ о Следственном комитете имеет бланкетный характер, ссылаясь на содержание Федерального закона «О государственной гражданской службе» на сотрудника Следственного комитета также распространяются ограничения установленный Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации [4]. Так, в частности, установлен запрет на получение государственным служащим Следственного комитета подарков, в случае если этом может повлиять на его беспристрастность, а также не передачу подарков другим лицам, если это может повлиять на его беспристрастность.

Также Кодексом этики установлен ряд рекомендательных правил поведения для сотрудников Следственного комитета, так, в частности, последним рекомендуется воздерживаться от:

1) поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим служебных обязанностей;

2) грубости, нецензурной речи, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений.

Во взаимоотношениях с коллегами сотрудник следственного комитета обязан поддерживать ровные доброжелательные отношения, стремиться к установлению делового и конструктивного сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи;

Также Кодексом установлены требования к внешнему виду государственного служащего, который в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к следственным органам Следственного комитета, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность [5].

На основе вышеизложенного приходим к выводу о том, что служба в Следственном комитете Российской Федерации, накладывает на лицо, которое её проходит, значительно большие ограничения, чем базово установленные федеральным законом «О государственной гражданской службе», а также предъявляет повышенные требования к кандидатам, на должность сотрудников следственного комитета. Прихожу к выводу о том, что подобное связано с тем, что осуществление полномочий по производству предварительно следствия по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях, которые отнесены к подследственности Следственного комитета возможно доверить, только лицам с безупречной репутацией и соответствующими морально-деловыми качествами, и имеющиеся ограничения служат своеобразным «фильтром», исключающим возможность проникновения неблагонадёжных, склонных к коррупции лиц в ряды сотрудников Следственного комитета.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
  3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.11.2023) «О Следственном комитете Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, N 1, ст. 15.
  4. «Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации» (утв. Следственным комитетом РФ 11.04.2011)
  5. Организация работы следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по району (городу) учеб.-метод. Пособие/ под ред. А. М. Багмета. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019–231 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Следственный комитет, государственная служба, государственная гражданская служба, гражданская служба, служащий, законная сила, лицо, ограничение, федеральная государственная служба.


Ключевые слова

государственная служба, следственный комитет, сотрудник следственного комитета

Похожие статьи

Задать вопрос