Правовое воспитание старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 08.03.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Гурулева, А. В. Правовое воспитание старших дошкольников / А. В. Гурулева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111871/ (дата обращения: 02.05.2024).



Правовое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию у детей правового сознания.

Цель правового воспитания — развитие правового сознания у старших дошкольников через игровую деятельность.

Цель может быть достигнута через решение следующих задач:

— формирование у детей правовых взглядов и убеждений;

— формировать умение к самостоятельному решение правовых проблем;

— приобщение детей к нормам общественной жизни;

— создание условий для ознакомления ребенка с правами в игровой деятельности;

— формирование активной социальной позиции родителей по вопросам правового воспитания детей;

— формировать умение у детей произвольно контролировать свое поведение и управлять им.

Ребенок в дошкольном возрасте начинает активно развиваться в человеческом обществе. При этом он сталкивается с множеством проблем и трудностей.

Все что окружает ребенка вызывает у него интерес, потребность познать окружающий мир и поближе с ним познакомиться. Ребенок сталкивается с разными людьми — это и близкий круг людей его семья, и педагоги, и чужие взрослые. ребенку нужно научиться не только хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться.

Для этого ребенку важно понять, как люди взаимодействуют друг с другом в обществе, что ценится, что вызывает порицание, за что наказывают. Лишь в процессе познания этих понятий и правил сам ребенок постепенно становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, законов человеческого общества: прав и свобод, долга и обязанностей. Но такая работа должна строится при поддержке и правильном руководстве со стороны взрослых. Родителей и педагогов. В парциальной программе С. Я. Козловой «Я-человек» говорится, что «творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком его всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре». [8]

Начинать работу по правовому воспитанию рациональнее всего с детьми старшего дошкольного возраста, так как к 6–7 годам ребёнок может управляет своим поведением, проявляет волевые качества для достижения поставленной цели, концентрирует внимание на нужной ему информации.

Работа по правовому воспитанию требует системного характера общих усилий семьи, педагогического коллектива, общественности. Учитывая возрастные особенности и познавательные интересы дошкольников в содержание работы по правовому воспитанию можно разделить условно на три этапа.

Первый этап — знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности. Цель этого этапа — формирование у детей представлений о правах ребенка. Здесь можно использовать уже имеющийся у детей жизненный опыт, их знания о родине, о себе, о Конвенции прав ребенка.

Следующий этап — непосредственное получение знаний о правах, принципах и нормах, гарантирующих права ребенка. Закрепление и систематизация знаний о собственных правах ребенка: на отдых, на образование, на имя, на жилище, на здоровье, на безопасные условия жизни. На этом этапе дети получают правовые знания в процессе чтения художественных произведений, бесед, просмотрах видеороликов, мультфильмов и другое. Происходит формирования навыков поведения у детей, принятых в обществе. Данная работа проводится на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

Заключительный этап — закрепление полученных знаний, применение на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. Этому способствуют практическое проигрывание сюжетов сказок в театрализованной деятельности, закрепляют знания о правах в творческой деятельности, в разных играх.

Основными формами работы с детьми является: игровые, наглядные, словесные, практические.

В качестве основных методов и приемов формирования правовых знаний у детей-дошкольников служат наглядные, словесные и практические методы и приемы. Наглядные приемы обучения помогают детям наглядно воспринимать информацию — смотреть видеофильмы, презентации, мультфильмы, рассматривать иллюстрации по данной теме. Словесные приемы обучения помогают детям беседовать, обсуждать, составлять рассказы, задавать вопросы. В беседах дети приобретают опыт отношений окружающих людей. Беседуя с детьми, педагог подводит их к пониманию единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности за него. Чтение художественной литературы (сказки, рассказы) на примерах персонажей в доступной форме помогает лучше усвоить правовые знания. Практические приемы обучения способствуют пониманию, осознанию и запоминанию полученных знаний. Это творческая продуктивная деятельность детей, игра, игровые упражнения, драматизация, проектная деятельность. Создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них.

Особенно интересна для детей игра. В игровой форме дети обыгрывают свои права. Игра помогает дошкольнику, познавать окружающий социальный мир, овладевать навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт. Игры данной тематики могут быть различных видов: словесные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры на воображение, подвижные, игры-драматизации по сказкам, игры –путешествия, например, по глобусу, карте, чтобы сравнить какие права имеют дети в других странах.

Важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых отношений между людьми играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она приближена к реальной жизни и является ее отражением. Так, обыгрывая такие сюжеты, как «Больница», «Поликлиника», «Аптека», дети закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также в его обязанности входит забота о своём здоровье. Правовому воспитанию способствует и обыгрывание сценок из семейной жизни «Семья», «Дочки-матери», «Школа», «Путешествие».

Правовое воспитательное проходит и через чтение художественной литературы. Русские и зарубежные сказки ярко демонстрируют, как в них нарушается то или иное право.

Например, это всем известные сказки: «Кот, петух и лиса». Лисица нарушила право на личную неприкосновенность петушка. «Заюшкина избушка». Грубое вторжение в личную жизнь, нарушено право на неприкосновенность жилища зайца. Подобные ситуации можно найти в сказках «Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Нарушение права на жизнь и свободу персонажей. «Маша и медведь». Ограничение свободы человека, удержание его в неволе. На примере литературной сказки «Айболит» можно объяснить дошкольникам, что каждый вправе рассчитывать на медицинскую обслуживание и помощь, а в связи со сказкой «Буратино» рассказать дошкольника о праве на образование.

Глубокому ознакомлению дошкольников с правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, способствуют занятия, которые проводит педагог. В методическом пособии для педагогов авторов Н. С. Голициной и Л. Л. Огневой «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка», проводятся примеры таких занятий «Приведем пример. Для закрепления представлений ребенка о праве на медицинскую помощь можно при рассмотрении темы «Семья» подчеркнуть, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают ему первую помощь при заболевании; проводя занятие по ознакомлению с родным городом, упомянуть о том, что в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей» [4] «Например, при составлении рассказов о том, как дети ходили на экскурсию в школу, целесообразно закрепить знания о праве на образование». [4] Такие занятия в доступной форме помогают детям получить прочные знания о правах.

Закрепить полученные знания о правах, дети могут в продуктивной деятельности. Например, после рассказа о государственной символике старшим дошкольникам, педагог предлагает нарисовать флаг и герб своей страны, своего города. После беседы о правах и обязанностях членов семьи, ребята могут нарисовать сюжетную картинку «Как я помогаю дома». В группе можно оформить альбом с детскими рисунками «Я имею право», «Я и мои права». Активно происходит знакомство детей с правами через включение материалов Конвенции о правах ребенка в тематические праздники, развлечения, викторины и познавательные игры.

Прививать своим воспитанникам основы правового сознания, педагог должен в тесном сотрудничестве с их родителями. Ведь, многие семьи испытывают значительные трудности в воспитании детей — не знают, как повести себя в определённых ситуациях (непослушание, агрессия, пассивность ребёнка и пр.). Некоторые взрослые используют в воспитании своих детей при непослушании авторитарный стиль общения, запугивают их, проявляют чрезмерную строгость, даже практикуют телесные наказания. Такие родители обычно не придают значения детским переживаниям, считают их бессмысленными и не имеющими серьёзной причины. Подобные отношения в семье очень опасны для психического развития ребёнка, формирования его личности.

Как показывает практика, во многих семьях правовая культура находится отнюдь не на высоком уровне. Нарушение прав ребёнка часто становится обычным явлением. Часто в СМИ звучит информация о фактах нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Это не говорит о том, что правовых законов мало, скорее всего взрослые не знают их, не задумываются о том, что ребенок это уже личность, которую надо уважать. «Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребёнка. Сегодняшние дети — это наше будущее, это будущее нашей страны. Как мы воспитаем их, зависит от нас» [13, с. 1]

Вот поэтому становится очень значимой роль педагога — именно он должен организовать правовое просвещение родителей.

Для привлечения родителей к сотрудничеству в вопросах правового воспитания применяют различные формы работы:

— Родительские собрания на данную тему. Например, «Права ребёнка в семье». «История моей фамилии».

— Оформление информационного уголка для родителей по данной теме.

— Изготовление памяток, буклетов;

— Индивидуальные беседы, консультации для родителей.

— Анкетирование: «Я и мой ребенок», «Знаете ли вы права ребенка?», «Наказания в воспитании».

— Групповая дискуссия «Авторитет родителей», «Мой дом — моя крепость», «Отдых всей семьей».

— Тренинг «Наказание: польза или вред?», «Ответственный родитель».

— Организация совместных праздников «Неразлучные друзья — взрослые и дети», «Мама, папа и я — счастливая семья», «Что в имени тебе моем?»

Результатом такой последовательной, системной работы с детьми по правовому воспитанию в ДОУ станет: правовая грамотность детей; знание таких понятий как закон, право, правонарушение, обязанность; осмысление значимости семьи в жизни каждого человека; проявление заботы и уважения ко всем членам семьи и окружающим людям.

У старших дошкольников сформируются такие нравственные личностные качества как активность, самостоятельность, способность свободно осуществлять выбор и принимать решения. Такие качества позволяют ребенку правильно вести себя в обществе, разрешать конфликтные ситуации, уважать окружающих.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
  2. «Семейный кодекс» Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ
  3. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
  4. Голицына Н. С., Огнева Л. Л. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» — М: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
  5. «Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада»: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений — Ответственный редактор Л. Е. Курнешова — М: Центр «Школьная книга», 2002.
  6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я — ребенок, я имею право!» — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. С. — 93.
  7. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. — «Ребенок в детском саду»- № 3- 2008 С.39–45.
  8. Козлова С. А. — Я — человек. Программа социального развития ребенка- Москва: Школьная Пресса, 2005.
  9. Лопатина А., Скребцова М. «Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей» — М.: Амрита — Русь, 2008.
  10. Мячина Л. К. «Маленьким детям — большие права» — И: Детство Пресс, — 2007, С. -144.
  11. Е. В. Соловьевой и др. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: АРКТИ, 2005
  12. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. — Методическое пособие для занятий с детьми 5–10 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  13. https://infourok.ru/proekt-malenkim-detyam-bolshie-prava-4990775.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, правовое воспитание, знание, игра, правовое сознание, родитель, доступная форма, игровая деятельность, медицинская помощь, художественная литература.


Похожие статьи

Задать вопрос