Безналичные деньги как объекты гражданских прав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 08.03.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Горланова, Д. А. Безналичные деньги как объекты гражданских прав / Д. А. Горланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111862/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье проводится системное изучение законодательного регулирования оборота безналичных денег в Российской Федерации, также анализируется правовая природа безналичных денег. Рассмотрены проблемы законодательного регулирования правового режима денег в системе объектов гражданских прав.

Ключевые слова: цифровизация экономики, безналичные денежные средства, электронные денежные средства, цифровая валюта, средство платежа, объекты гражданских прав.

Одной из особенностей хозяйственной практики в условиях цифровизации экономики является стремительный рост значимости для её функционирования денежно-финансовых инструментов, основанных на использовании информационных технологий. К данным инструментам следует прежде всего отнести, получившие нормативное закрепление в российском праве безналичные денежные средства, электронные денежные средства, цифровую валюту (криптовалюту).

Эти финансовые инструменты, представляя собой разновидности безналичных денег, использование которых возможно только с применением цифровых технологий и соответствующих технических средств, можно отнести к цифровым деньгам. Данная разновидность денег по своей сути соответствует электронным деньгам, которые, согласно определению Европейского центрального банка, понимаются как средства «электронного хранения денежной стоимости на техническом устройстве».

Появление и использование цифровых денежных средств порождает проблемы становления и оптимизации правового регулирования оборота цифровых денег. К настоящему времени по приблизительным подсчётам в России на федеральном уровне было принято свыше 30 законодательных и свыше двухсот подзаконных правовых актов, несущих цифровую направленность [5].

В частности, за эти годы были приняты федеральные законы: «О персональных данных»; «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации»; «О национальной платёжной системе»; «Об организованных торгах»; «О несостоятельности (банкротстве)»; «О рынке ценных бумаг»; «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»; «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте» и др.

Вместе с тем, сложившееся на сегодняшний день «цифровое» законодательство носит пока ещё не завершённый характер как в целом, так и в отношении цифровых денег, в частности.

Нынешняя редакция ст. 128 ГК РФ, давая характеристику безналичным денежным средствам, относит их наряду с бездокументарными ценными бумагами и цифровыми правами к имущественным правам. Данная характеристика безналичных денежных средств как объекта гражданских прав была обусловлена поиском законодателем путей преодоления трудностей, которые сегодня испытывают обладатели прав на безналичные денежные средства в процессе их использования и защиты [1].

Однако, как представляется, данная трактовка правового режима безналичных денежных средств входит в определённое противоречие с теорией денег и с рядом действующих законов (законами о национальной платёжной системе и о цифровых активах и цифровой валюте и др.), которые не относят электронные денежные средства и цифровую валюту к имущественным правам. Хотя данные финансовые инструменты, по экономической сущности, представляя собой платёжные средства, могут рассматриваться в качестве разновидностей безналичных денежных средств.

Подобная неоднозначность в трактовке законодателем содержания правового режима данных видов цифровых денег порождает дополнительные, не всегда целесообразные трансакции и сопутствующий им рост трансакционных издержек.

В связи со спорностью отнесения безналичных денежных средств к имущественным правам также представляет интерес внесение поправки в п.2 ст. 38 Налогового кодекса Российской федерации «Объект налогообложения». В соответствии с этими поправками с 1 октября 2019 г. безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги для целей налогообложения признаются имуществом (а не имущественными правами). Данные изменения в Налоговом кодексе обусловлены тем, что до принятия Федерального закона от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги относились к имуществу наряду с иными денежными средствами и документарными ценными бумагами, и операции с соответствующим видом имущества облагались по единым правилам [2].

Изложенное выше свидетельствует об имеющейся в законодательстве неоднозначности трактовки правового содержания (имущество или имущественные права) безналичных денежных средств, электронных денежных средств, цифровой валюты, которые, имея общую родовую природу (цифровые деньги), представляют собой различные её видовые проявления. Данные расхождения в определении их правового режима, помимо теоретических проблем на практике порождают также и дополнительные трансакционные издержки [3].

Некоторые из объектов гражданских прав, указанных в ст. 128 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), имеют сходные черты с криптовалютой, однако очевидно криптовалюту нельзя признать вещью (вещь может быть исключительно материальным объектом, криптовалюта же виртуальна), результатами работ и услуг (в отношениях, связанных с созданием или использованием криптовалют отсутствует обязательственная составляющая), интеллектуальной собственностью (криптовалюта не связана с творческой деятельностью), нематериальными благами (по своей природе нематериальные блага неотчуждаемы неразрывно связаны с личностью).

Факт признания криптовалюты законным платежным средство носит единичный характер, в настоящий момент только Сальвадор принял соответствующие изменения в законодательство. Более того распространение биткоина внутри страны затруднено, так как далеко не все сальвадорцы имеют смартфон, а также доступ в интернет, без которых крипто транзакции невозможны. Криптовалютный кошелек «Chivo», обеспечиваемый сальвадорскими властями, функционирует не стабильно, сервис показывает неверный баланс, а техподдержка не в силах разрешать технические трудности

Государство наделяет определенные вещи силой платежного средства, называя их деньгами. Монополия государства на эмиссию денег является одним из ключевых признаков государственности, а эмиссия выступает важнейшим финансово-валютным инструментом. В случае с криптовалютой эмиссия децентрализована, государство не может воздействовать на нее — экономическое значение эмиссии дискредитируется [4].

В силу того, что криптовалюта не имеет централизованного регулятора, а также ничем не обеспечивается, она имеет высокий уровень волатильности. Это во многом затрудняет использования ее в качестве платежного средства поскольку дестабилизирует гражданский оборот.

Из-за отсутствия четкого закрепления понятия в законе, даже мнение ученых расходится, что может влиять в целом на восприятие безналичных денежных средств, а именно оно у всех будет разным, а это в свою очередь может влиять на их применение и решение судов, касаемо вопросов, связанных с ними [6].

На сегодняшний день отсутствует единое мнение касаемо правовой природы безналичных средств, а это в свою очередь приводит к ущемлению прав граждан и вынесению решений не в их пользу, а также к тому, что такие решения могут разниться, исходя из того в каком суде они принимались. Вследствие чего это сеет недоверие среди граждан к безналичным деньгам, что в свою очередь негативно сказывается на экономике страны в целом, так как безналичные деньги значительно повышает «прозрачность» всех платежей.

Для того чтобы исправить ситуацию необходимо, выделить безналичные деньги в качестве самостоятельного объекта гражданского права, входящее в определение денег. Это возможно реализовать путем внесения изменений в статьи 128, 135, 140, 302 Гражданского кодекса, а также в статью 25 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также их правовой режим должен регулироваться главами 45 и 46 Гражданского Кодекса РФ.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. — 2002. — № 28. — Ст. 2790.
  3. Бондаренко, В. В. Криптовалюты в России: история появления, эволюция и актуальные проблемы / В. В. Бондаренко, М. О. Росколец, М. И. Иваев // Актуальные вопросы современной экономики. — 2021. — № 5. — С. 381–387.
  4. Лебедева, А. А. Цифровые технологии в финансовой сфере (на примере криптовалют):Digitaltechnologiesofthefinancialsphere (criptocurrency): неизбежность или осознанный выбор Российской Федерации: монография: [экономическая природа криптовалюты, налоговый статус криптовалюты, криминогенность цифровых технологий, перспективы расследования преступлений, «цифровая экономика» и криптовалюта] / А. А. Лебедева. — Москва: Проспект, 2019. — 120 с.
  5. Мирзеханова, Л. Н. Криптовалюта в санкционных реалиях России // Актуальные вопросы современной экономики. — 2022. — № 4. — С. 683–686.
  6. Биткоин впервые официально признан платежным средством, [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/60c07ed39a794749b9a45080
Основные термины (генерируются автоматически): средство, цифровая валюта, Российская Федерация, правовой режим, Гражданский кодекс, Гражданский Кодекс РФ, Налоговый кодекс, национальная платежная система, платежное средство, правовая природа.


Похожие статьи

Задать вопрос