Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 07.03.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Лайкова, А. С. Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине / А. С. Лайкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111803/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образовательный процесс дошкольных учреждений. Выделяется актуальность создания позитивных ассоциаций у детей с родным краем через погружение в его культурное и историческое наследие.

Ключевые слова: дошкольный возраст, ценностное отношение, малая родина, культурно-историческое наследие, воспитание, социокультурная среда, развитие.

This article discusses the issue of forming a value attitude to a small homeland in preschool children. Attention is drawn to the role of the childhood stage in the formation of personality and the importance of introducing effective methods into the educational processes of preschool institutions is emphasized. The urgency of creating positive associations among children with their native land through immersion in its cultural and historical heritage is highlighted.

Keywords: preschool age, value attitude, small Homeland, cultural and historical heritage, upbringing, socio-cultural environment, development.

Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к своей малой родине представляет собой актуальную тему, особенно в контексте изучения этапа детства и формирования личности. Рассматриваемая тема становится предметом интереса ученых, заботящихся о развитии образовательного процесса в современном обществе.

Жизнь современного общества подверглась существенным изменениям в последнее время. Эти изменения оказали значительное влияние на различные аспекты жизни не только взрослых, но и детей. Стремительное развитие технологий, глобализация, изменение ценностей и образа мышления, изменения в экономике и политике — все это способствовало переосмыслению и переопределению общественной жизни.

На фоне данных процессов видно, что современное общество стало более разнообразным и изменчивым. Люди стали более открытыми не только к новым технологиям, но и к идеям и представлениям, которые раньше были неприемлемыми или непонятными. Однако, эти изменения также сопровождаются противоречиями и вызовами, требующими тщательного анализа и понимания. Это позволяет лучше осмыслить актуальное состояние современного общества, воспитать достойное поколение и спрогнозировать его будущее.

Дошкольный возраст является уникальной возможностью для знакомства ребёнка с общечеловеческими ценностями. Это время, когда формируются основы личности, и закладывается фундамент для дальнейшего развития [13]. Знакомство ребенка с общечеловеческими ценностями в дошкольном возрасте способствует гармоничному развитию его личности, формированию нравственных и духовных качеств, а также помогает ему стать полноценным членом общества. Общечеловеческие ценности — это основополагающие принципы и убеждения, которые разделяются всеми людьми, независимо от их культуры, религии, национальности или происхождения. К ним относятся такие ценности, как любовь, доброта, справедливость, честность, свобода, равенство, мир и единство. Дошкольный возраст — это период, когда у ребенка формируются основные представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. В это время родители и воспитатели должны уделять большое внимание воспитанию ребенка, прививая ему правильные ценности.

Исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие ученые, как К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, А. Н. Радищев и многие другие. Задачами знакомства детей с родным городом как составляющей патриотического воспитания занимались Н. В. Алешина, М. Н. Асянова, Е. Э. Власова, М. И. Дедюкина и др.

Анализ психолого-педагогической, а также методической литературы по проблеме исследования показал, что она недостаточно раскрыта. В сформировавшейся сегодняшней ситуации особенно патриотическое развитие и воспитание считается необходимой составляющей развития первоначальной культуры личности ребенка, которая зарождается в семейном кругу и продолжает свое становление в условиях детского сада.

Одним из приоритетных направлений в работе с детьми именно дошкольного возраста является формирование ценностного отношения к малой родине. Подталкивание младших поколений к развитию патриотической идентичности и глубокого почтения к своей стране является актуальной задачей. Безусловно, значение этих процессов не может быть недооценено в свете всеобщей глобализации и угроз сокращения национальной идентичности. Важно, чтобы дети воспринимали свою малую родину и разделяли эмоциональную привязанность к ней. Они должны понимать и ценить обычаи, культуру, историю и традиции своего региона.

Реализация данной работы требует системного подхода, включающего в себя использование специальных методик и программ, направленных на развитие патриотического сознания и любви к Родине.

Патриотическое воспитание в детском саду осуществляется через различные виды деятельности: игровую; трудовую; познавательную; художественно-эстетическую; физкультурно-оздоровительную; коммуникативную. В процессе игровой деятельности дети знакомятся с историей и культурой своей страны, с ее традициями и обычаями. Они учатся любить и уважать свою Родину, гордиться ее достижениями. В процессе трудовой деятельности дети учатся бережно относиться к природе, к труду взрослых, к результатам своего труда. Они учатся ценить и уважать труд других людей, понимать его значение для общества. В процессе познавательной деятельности дети знакомятся с историей и культурой своей страны, с ее географией и природой. Они учатся понимать и ценить красоту своей Родины, бережно относиться к ее природным богатствам. В процессе художественно-эстетической деятельности дети знакомятся с народным творчеством, с произведениями искусства, посвященными Родине. Они учатся понимать и ценить красоту своей страны, ее культурное наследие. В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности дети укрепляют свое здоровье, развивают физические качества. Они учатся быть сильными, ловкими, выносливыми. В процессе коммуникативной деятельности дети учатся общаться друг с другом, сотрудничать, договариваться, уступать. Они учатся быть терпимыми и уважительными к другим людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социального положения. Патриотическое воспитание в детском саду осуществляется не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в процессе повседневной жизни.

Важно, чтобы воспитатели дошкольных учреждений понимали свою роль в формировании патриотических чувств у детей. Они могут внедрять в образовательный процесс увлекательные занятия, например, виртуальные экскурсии по местным музеям или посещение исторических памятников в окрестностях того региона, в котором они находятся [12]. Такой подход позволит детям лично ощутить связь с их малой родиной и создаст основу для формирования положительного отношения к ней. Созданная дошкольным учреждением развивающая предметно-пространственная среда, так же относится к полю развития патриотизма и любви к малой родине [6]. Стилизованная детская площадка во дворе детского сада, внутреннее обустройство здания, во все эти зоны возможно включить элементы патриотического воспитания [1].

Так же стоит задуматься об организации досуга вне стен здания ДОУ, учитывая особенности возраста, а также общую занятость родителей, стоит организовывать приуроченные к государственным праздникам экскурсии, а также поездки [5]. К данным мероприятиям в качестве сопровождающих обязательно должны привлекаться родители и близкие родственники, что так же укрепит в сознании дошкольников значимость семейных уз и традиций. Важно помнить, что детский возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения патриотических ценностей. Поэтому помощь и поддержка педагогов, родителей и общественности в развитии этих качеств у детей является необходимостью. Обеспечение возможности дошкольникам активно взаимодействовать с культурно-историческим наследием и понимать его ценности будет способствовать формированию патриотических чувств и любви к малой родине [6].

Перейдем к практической части нашего исследования, целью которого является формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине. В понимании представления дошкольников о малой родине нам поможет изучение самих дошкольников, в связи с эти мы сформулировали ряд вопросов и предоставили детям возможность ответить на них.

В исследовании приняли участие 13 детей старшего дошкольного возраста 4 мальчика и 9 девочек в возрасте 5 лет из полных семей, у 11 детей есть родные братья и сестры. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой Петушок»» города Смоленска.

Проанализируем полученные в ходе исследования ответы детей дошкольного возраста. На вопрос: «Что такое Родина?» дошкольники отвечали «Это наша страна»; «Это Россия»; «город Смоленск»; «Место где мы живем». Данные ответы говорят нам о том, что дети определяют Родину — как место своего происхождения, родную страну, свой родной город. Некоторые из детей затруднялись ответить на данный вопрос.

Далее следовал вопрос: «Что такое малая родина?». На него дети ответили почти одинаково: «город Смоленск»; «Мой дом»; «Мой город», что может нам так же сказать о том, что дошкольники воспринимают малую родину, как город, в котором они родились и живут.

Следующий вопрос становится для нас достаточно информативным, на вопрос: «Ты знаешь какие есть традиции и символы у твоей родины?» практически не один из участников исследования не смог дать ответ, один ребенок упомянул народные костюмы. В связи с эти мы также приходим к выводу о том, что детям еще сложно ориентироваться в сложных абстрактных понятиях и нам, как педагогам стоит в своей работе учитывать данную особенность, постепенно раскрывать сущность вещей и понятий.

На вопрос: «Какие праздники отмечают в твоем родном крае?», дошкольники ответили: «Новый Год»; «День Победы»; «День Матери»; «23 февраля»; «Масленица». Ответы детей свидетельствуют о том, что они знают о некоторых традиционных праздниках.

Далее дошкольники отвечали на вопрос: «Есть ли у тебя любимое место для игр или отдыха в твоем городе?». Многие дети ответили: «Детская площадка у дома»; «Детская площадка у садика», но были и те, кто немного расширил свой ответ, указав «особенное» место — «Реадовка»; «Лопатинский парк». Эти ответы позволяют предположить, что родители данных детей заинтересованы в расширении кругозора ребенка, чтобы он смог лучше узнать свой город, познакомился с разными местами.

На вопрос: «Что тебе интересно узнать или увидеть в своем городе?» дошкольники ответили: «Хотел бы увидеть настоящий танк»; «Хотел бы увидеть зоопарк»; «Хотел бы увидеть цирк»; «Какое-нибудь представление». По ответам, мы видим, желание дошкольников познакомиться с новым, расширить свое восприятие мира, испытать новые ощущения в целом, познакомиться с новой средой.

На заключительный вопрос: «За что ты любишь свою малую родину?» ответы детей были очень разнообразными: «За хорошую погоду»; «За то, что она красивая»; «За то, что в ней много людей»; «За то, что сад рядом с домом и не надо долго ходить»; «За то, что мы часто гуляем с дедушкой».

Проведенное исследование помогло нам сформировать понятийную базу представлений детей дошкольного возраста о своей малой родине. Однако некоторые из исследуемых детей испытывали затруднения при ответах на поставленные вопросы. Мы осознавали эту особенность и учитывали ее при подведении итогов нашей работы. Так, из анализа ответов видно, что у дошкольников существует стремление к знакомству с новым, расширению своего восприятия мира и переживанию новых ощущений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети проявляют интерес к познанию окружающей среды и восприятию новых аспектов. Важно отметить, что детям еще сложно ориентироваться в сложных абстрактных понятиях. В своей педагогической работе мы должны учитывать эту особенность, постепенно раскрывая сущность вещей и понятий, чтобы сделать обучение более доступным и понятным для малышей. Немаловажным компонентом, который стоит подчеркнуть, является значимость вклада родителей детей дошкольного возраста в их общую осведомленность о малой родине. Родители играют важную роль в трансляции семейных традиций и выборе приоритетного направления в патриотическом воспитании своих детей.

Дошкольный возраст — это прекрасное время для того, чтобы заложить в ребенке основы нравственности и патриотичности. Если родители и воспитатели уделяют этому должное внимание, то ребенок вырастет добрым, честным и справедливым человеком, который будет ценить свою Родину.

Литература:

  1. Бабаева Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. 352 с.
  2. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. СПб.: «ООО Издательство «Детство-пресс», 2015. 192 с.
  3. Галеева Е. В. Развитие эмоциональных представлений и овладение вербализацией детьми в дошкольном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 225–227.
  4. Голубь М. С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников // Перспективы Науки и Образования. 2018. № 5 (35). С. 110–117.
  5. Григорьева Ю. С. Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 64–67.
  6. Дудкина Р. И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2013. № 3. С. 21–38.
  7. Ёлкин С. М. О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1 (99). С. 11–13.
  8. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 1 (7). С. 3–7.
  9. Коротаева Е. В. Патриотическое воспитание дошкольников: к вопросу программного обеспечения // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. С. 142–149.
  10. Пугачева А. С. Проектная деятельность по ознакомлению с народной̆ культурой̆ как средство патриотического воспитания детей̆ старшего дошкольного возраста. М. 2020. 234 с.
  11. Слободчиков В. И. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М., 2022. 34 с.
  12. Файзуллаева Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (178). С. 9–16.
  13. Широких, О. К. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций / О. Широких — Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — С. 42–46.
Основные термины (генерируются автоматически): малая родина, дошкольный возраст, ребенок, патриотическое воспитание, Детский сад, ценностное отношение, современное общество, дошкольник, образовательный процесс, процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос