К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения (на основе истории малой родины) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 07.03.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Крутикова, А. В. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения (на основе истории малой родины) / А. В. Крутикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111799/ (дата обращения: 02.05.2024).



Гражданско-патриотическое воспитание сегодня является одним из приоритетных направлений в воспитании и обучении молодого поколения. Доказательством этого является «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где указывается необходимость опоры на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, достоинство. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается целенаправленный, сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью личности по овладению социально-культурным, социально-политическим, экономическим, морально-этическим опытом демократических отношений. Гражданско-патриотическое воспитание соединяет в себе понятия «гражданин» на когнитивном и нравственно-волевом уровнях и «патриот» на эмоционально-чувственном уровне [6, с. 140]. Как отмечают исследователи, изучающие пути и формы гражданско-патриотического воспитания, в современных условиях оно представляет собой «целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха» [8, с. 145]. Н. А. Сиволобова предлагает классифицировать цели гражданско-патриотического воспитания и выделяет три группы:

— по формированию гражданского сознания личности (формирование убеждений в значимости ценностей мировой и отечественной культуры, признание гуманистических ценностей и готовности к самоопределению, формирование критической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей, общества, развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в необходимости личной ответственности и дисциплины, торжества закона, осознание необходимости заботы об окружающей среде, сохранения и приумножения национальных культурно-исторических ценностей),

— по формированию эмоциональной сферы (развитие чувства родины, долга, достоинства, гражданской чести, социального оптимизма, формирование чувства ответственности перед страной, государством, готовность быть самостоятельным человеком, обладать независимостью мышления),

— по развитию социально активного поведения и формированию деятельной личности (направленность на здоровый образ жизни, культуру досуга, достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротивление злу, подавление асоциальных инстинктов, нацизма, жестокости и вандализма, формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков коммуникативного общения, социальной активности, трудолюбия) [8, с. 146].

Центральная фигура в патриотическом воспитании — это подросток. Воспитание в духе патриотизма организуется для человека определённой возрастной группы с целью его личностного совершенствования, развития духовного начала и национального достоинства. Для развития личности патриота очень важна опора при воспитании на национальные идеалы, на принципы гуманизма, а также на сотрудничество и доверие [3, с. 170]. Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма, как нравственной стороны личности, развитие личности как социально активного члена общества, становление человека, как личности, воспитание в нем духовности и гражданской ответственности, формирование патриота, готового защищать интересы страны и трудится на его благо Отечества. Для достижения данной цели воспитания в практической педагогической деятельности учитель должен иметь ответы на вопросы: какие факты отечественной истории, какие события, какие деятели истории и культуры «достойны» формирования положительного отношения [7, с. 54]. Проблема патриотического воспитания стояла и стоит перед учёными и педагогами на протяжении многих лет.

В современной педагогике важнейшей задачей является воспитание у молодого поколения гражданских и патриотических качеств. Решение этой задачи можно найти в трудах многих исследователей, таких как А. С. Макаренко, И. А. Агапова, А. В. Беляев, Н. Ф. Бондаренко, Т. А. Ильина, В. П. Лукьянова, Н. А. Савотина, В. А. Сухомлинский и др. Так, Бондаренко Н. Ф. и Колпачева В. В. считают основой патриотизма духовно-нравственные ценности, которые выступают в виде норм, традиций и обычаев. Н. А. Савотина предлагает активизировать потенциал патриотического воспитания за счёт актуализации гражданских ценностей посредством разработки и внедрения системы ценностно-целевых влияний. Однако А. С. Макаренко доказал, что патриотическое воспитание будет плодотворнее при сочетании с развитием творческой индивидуальности, при которой стимулируется как моральные качества личности, так и «правовые эмоции» [5, с. 14]. Из этого можно сделать вывод, что сформировать любовь к Родине можно только через конкретные примеры из истории и жизни людей, тем самым мы приходим к направляющей роли учителя в процессе воспитания.

Принято выделять ряд рекомендаций по формированию чувства патриотизма у детей подросткового и старшего школьного возраста:

  1. Применение активных форм и методов, таких как эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, рефлексии, использование иллюстрационного и видео материала, коллективные творческие дела и т. д.
  2. Соблюдение принципов воспитательного процесса:

— непрерывность в освоении учащимися патриотических ценностей;

— доступность и эмоциональность учебного материала;

— наличие ярких примеров проявления патриотических качеств.

  1. Участие школьников в разнообразной по форме, содержанию и видам групповой или коллективной деятельности, которая ориентирована на патриотическое восприятие истории своей страны.
  2. Воспитательная работа должна носить активный характер, например, в форме игры. [1, с. 154–155]

Огромное значение имеет патриотическое воспитание именно в школе, так как подрастающее поколение должно обладать определённым объемом знаний, которые позволяют сформировать чёткую позицию по отношению к своей стране и народу. Так можно сделать вывод, что именно школа является основным источником формирования любви к своей Родине, а также мировоззрения подрастающего поколения с учётом возрастных особенностей. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование личности с активной жизненной позицией.

В связи с этим педагогический процесс должен быть направлен на формирование и развитие гражданско-патриотических, духовно-нравственных ценностей и качеств личности.

Образовательная среда должна содержать культурно-историческое наследие, ценности отечественной и мировой культуры. Средствами формирования гражданина-патриота являются:

— различные виды деятельности (учебно-познавательная, практическая, самостоятельная и др.);

— технические, информационные средства обучения (кинопроекторы, диапроекторы, персональные компьютеры, Интернет и др.);

— историко-краеведческая, природоохранная, поисковая деятельность (в целях приобщения к культуре, традициям, наследию страны).

Организационными формами работы выступают коллективные, групповые, индивидуальные. Среди них: лекции, беседы, дискуссии, диалоги, круглые столы, акции, фестивали, встречи с интересными людьми, вечера, уроки мужества, конкурсы и др.

В связи с широким внедрением в школьную программу разнообразных форм патриотического воспитания, особое место отводится формированию знаний о своём регионе. Именно поэтому в учебный план вводится такой предмет как краеведение. Основная часть материала по изучению малой родины даётся на уроках, так как это основная форма обучения и именно поэтому следует правильно отбирать и систематизировать краеведческий материал. Для этого необходимо использовать приёмы, подходы и методы краеведческого исследования. Ещё одним способом для активизации историко-краеведческой работы в школе являются факультативные занятия. При этом данные занятия не строятся по схеме урока. Факультативы целесообразнее всего выстраивать специализированно, то есть, рассматривая детально историю, каждый памятник культуры или архитектуры и т. д. Самой приемлемой формой для внеурочной работы является кружок, при этом он может быть общекраеведческим или специализированным. Кацюба Д. В. подчёркивает, что кружок не должен быть продолжением урока, то есть он не должен идти по школьной программе в пределах школьного учебника [4, с. 53].

Ещё одним средством достижения формирования патриотизма являются «Разговоры о важном». На данных занятиях учащиеся знакомятся с различными аспектами жизни человека в современной России. Московский центр воспитательных практик разработал ряд методических рекомендаций, которые покажут подрастающему поколению всё богатство нашей страны. Данные занятия помогут воспитать и сформировать патриотические ценности с самого юного возраста, тем самым будет выстроена целостная и логическая система осознания и познания своей Родины, начиная с изучения достижений прошлого и вплоть до рассмотрения перспектив страны в будущем.

Как нами уже было отмечено, необходимо создать систему, а значит изучение необходимо начинать с малого, а именно с изучения истории малой родины. Как правило данные учебные дисциплины или курсы являются факультативными. Нам следует обратить внимание, что изучение истории своей малой родины позволит учащимся на ранних этапах осознать своё место в большой территориальной и культурной системе Российской Федерации.

Говоря о факультативном курсе по истории малой родины в рамках Курской области, можно рассмотреть факультатив «История Обоянского района в годы Великой Отечественной войны». В данной разработке предполагается использование различных форм и методов работы с учащимися: лекция, беседа, дискуссия, подготовка докладов и рефератов, работа с документами и архивными материалами, а также составление проектной работы. Для повышения уровня знаний, используются наглядные материалы, а именно фотографии обоянцев в военный период. Предполагается посещение мемориала павшим в Великую Отечественную и Гражданскую войны и посещение краеведческого музея.

Для закрепления изученного материала данного курса, учащимся необходимо провести исследовательскую работу. Примерные темы для исследований: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков», «Мой прадедушка — участник Великой Отечественной войны». Курс завершается контрольным тестированием и защитой исследования по одной из представленных тем.

Таким образом, в результате изучения курса «История Обоянского района в годы Великой Отечественной войны» учащиеся должны знать:

  1. Основные даты и события истории Обоянского района в годы Великой Отечественной войны.
  2. Имена героев города Обоянь и Обоянского района (Героев Советского Союза, выдающихся военачальников, рядовых красноармейцев, партизан, деятелей культуры) и их вклад в борьбу против немецко-фашистских захватчиков.
  3. Повседневную жизнь населения района в период немецкой оккупации.
  4. Вклад Обоянского района и его жителей в победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Содержание курса «История Обоянского района в годы Великой Отечественной войны» может использоваться на уроках истории России и краеведения, на элективных и факультативных занятиях, при создании викторин и мероприятий. Данный материал может быть использован для проведения классного часа в «День памяти». Например, 19 февраля — день освобождения Обоянского района от немецко-фашистских захватчиков.

Актуализация в современной образовательной практике проблемы патриотического воспитания обусловлена усилившимся вниманием к ценностно-нормативной основе личности в культуре постмодерна, декларирующей релятивность ценностей и смещение смыслозначимых ориентиров для развития человека. Среди предлагаемых педагогами путей особенно выделяется обращение к традиции — устойчивым, постоянно воспроизводящимся на протяжении исторического развития формам культуры, которые воспринимаются как единственно возможная основа воспитательной системы [6, с. 146].

Таким образом, в связи с кризисом в историческом сознании российского общества учёные и педагоги обратили внимание на всестороннее изучение определённых, небольших частей страны, так как данный процесс позволит сформировать начальный этап патриотизма у подрастающего поколения. Краеведение является комплексным предметом, в котором сочетается изучение. истории и культуры своей малой родины с изучением природы края и хозяйственной деятельности на его территории. Данная форма изучения позволит активизировать интерес не только к своему краю или району, но и к другим учебным предмета, которые есть в школьной программе. От того, насколько молодое поколение хорошо знает и любит историю своего края, зависит и глубина их патриотического чувства. Особенно важно и интересно, если дети сами будут принимать участие в сборе каких-либо исторических сведений в увлекательной для них форме — экскурсиях, похода, экспедиция, организации школьного музей и т. д. Именно через данную работу такой предмет как краеведение позволит сформировать и воспитать патриотическое чувства сначала к своей малой родине, а затем и к Родине в целом.

Литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в коле. М.: Айрис-пресс, 2002. 224 с.
  2. Гусев Д. А., Васильева К. В. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый, 2014. № 21. С. 19–22.
  3. Дулина Н. В., Овчар Н. А., Токарев В. В. Патриотические ценности современной студенческой молодёжи: между Россией и Западом (по итогам проведения социологического исследования) // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XVIII Международной конференции памяти проф. Л. Н. Когана. Екатеринбург: КрФУ, 2015. С. 167–177.
  4. Кацюба Д. В. Историческое краеведение в воспитании учащихся. М.: Просвещение, 1965. 79 с.
  5. Мелентьев А. В. Этапы патриотического воспитания // Образование и право, 2020. № 7. С. 12–16.
  6. Мурзина И. Я. Гражданско-патриотическое воспитание: к вопросу о формировании культурной идентичности на основе национальных традиций // Педагогическое общество в России, 2017. С. 140–147.
  7. Поляков С. Д. О проблемах патриотического воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика, 2014. С. 52–56.
  8. Сиволобова Н. А. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания учащихся // Мир образование — образование в мире, 2012. № 1. С. 144–148.
  9. Сиволобова Н. А., Котлова Е. П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современном российском обществе // Образование личности, 2014. № 1. С. 63–67.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Великая Отечественная война, Обоянский район, малая родина, гражданско-патриотическое воспитание, подрастающее поколение, история, молодое поколение, ценность, школьная программа.


Похожие статьи

Задать вопрос