Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц по законодательству Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 06.03.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Кравцова, С. Б. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц по законодательству Российской Федерации / С. Б. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 182-183. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111791/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена рассмотрению основание возникновения права на защиту юридического лица и порядок защиты юридического лица при распространении сведений, порочащих деловую репутацию. Гражданско-правовая защита деловой репутации имеет ряд преимуществ, которые обусловлены, прежде всего, функциями гражданско-правовой ответственности, нацеленными на восстановление положения, существующее до нарушения права на деловую репутацию.

Ключевые слова: деловая репутация, диффамация, гражданское право, защита, сведения, юридическое лицо.

Согласно действующему законодательству, возможность применения мер защиты основывается на факте нарушения права. Так, для возникновения охранительного правоотношения по защите деловой репутации юридического лица, в первую очередь, необходимо наличие правонарушения, состав которого раскрывается в ст. 152 ГК РФ. В соответствии с содержанием указанной нормы, право на защиту деловой репутации возникает у юридического лица при наличии следующего комплекса условий [3 с. 61]:

– факт распространения сведений о юридическом лице;

– порочащий характер распространяемых сведений;

– не соответствие порочащих сведений действительности.

Кроме того, в теории выделяются еще такие условия защиты, как возможность идентификации оспариваемых сведений с конкретным юридическим лицом и распространение порочащих сведений третьим лицом. Для понимания значимости и роли оснований возникновения права на защиту, остановимся на более детальном рассмотрении каждого из них в отдельности.

Факт распространения сведений о юридическом лице. В соответствии с абз. 2 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 3 под распространением порочащих деловую репутацию сведений надлежит понимать «опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу» [2].

Не признается распространением сообщение сведений лицу, которого они непосредственно касаются.

Существует позиция, согласно которой для осуществления гражданско-правовой защиты деловой репутации и возникновения охранительных правоотношений не имеет значения в какой форме и с помощью какого способа изложения данная информация распространялась, круг и количество лиц, до сведения которых данная информация была доведена. В роли достаточного основания выступает сам факт распространения сведений.

Защита деловой репутации от распространения недостоверных сведений предусмотрена в силу закрепления в п. 10 ст. 152 ГК РФ условия о том, что при распространении любых не соответствующих действительности сведений судом могут быть применены нормы о защите деловой репутации [1].

В действительности, в случаях, когда распространяемая о юридическом лице информация положительна со всех сторон, однако ложна по своей природе, закономерно возникновение сложностей при осуществлении организацией своей деятельности и конфликтов с другими участниками рыночных отношений.

Не соответствие распространенных сведений действительности. В соответствии с абз. 4 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 3 под не соответствующими действительности сведениями понимаются «утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения» [2].

Также в Постановлении отмечается, какие сведения не могут рассматриваться в качестве не соответствующих действительности. К ним относятся: сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.

В литературе дополнительно отмечается, что признаваться не соответствующими действительности не могут сведения, извлеченные из официальных источников, а затем распространенные или опубликованные в средствах массовой информации [5 с.70].

Важно подчеркнуть, что несоответствие распространенных сведений действительности является необходимым условием удовлетворения иска о защите деловой репутации юридического лица. Бремя доказывания обратного, то есть соответствия распространенных сведений действительности, возлагается иа ответчика. Исходя из перечисленного можно сделать вывод, что в п. 1 ст. 152 ГК РФ закрепляет презумпцию несоответствия действительности распространенных порочащих сведений [1].

Российский законодатель допускает защиту деловой репутации юридических лиц только от недостоверной диффамации. Относительно достоверной диффамации можно отметить, что при ее распространении в действующем законодательстве Российской Федерации ответственность не предусмотрена [3 с.61].

Получается, что при распространении порочащих, но действительных сведений, они не подлежат оспариванию и опровержению в общем порядке защиты деловой репутации, предусмотренном ст. 152 ГК РФ. Возможность идентификации оспариваемых сведений с конкретным юридическим лицом [1].

Данное положение выделяется на основании того факта, что при невозможности соотнесения оспариваемых порочащих сведений с конкретным юридическим лицом, у потерпевшей стороны основания возникновения права на защиту своей деловой репутации и не может возникнуть.

К наиболее частым способам причинения вреда деловой репутации юридического лица относятся: выпуск в эфир передачи видеосюжета, публикация статьи в СМИ (в т. ч. на сайте интернет-издания газеты), публикация поста в социальной сети (Телеграм, ВК и др. соц. сети), отзывы пользователей на сайте [5 с. 70].

Подводя итого рассмотрению оснований возникновения права на защиту юридического лица при распространении сведений, порочащих деловую репутацию, были выявлены и рассмотрены как нашедшие отражение в законе, так и в теории следующие основания:

– факт распространения сведений о юридическом лице; порочащий характер распространяемых сведений;

– не соответствие порочащих сведений действительности;

– возможность идентификации оспариваемых сведений с конкретным юридическим лицом и распространение порочащих сведений третьим лицом.

Кроме того, примечательной является также группа оснований, к которой относятся правонарушения, косвенно умаляющие деловую репутацию организации и которая состоит из исключительных прав, направленных на индивидуализацию юридического лица: права на фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания.

Вопрос о защите деловой репутации с каждым годом становится все более актуальным ввиду совершенствования различных способов распространения информации и внедрения информационных технологий практически во все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня процесс получения информации о репутации организации для контрагентов, потенциальных покупателей или иных заинтересованных лиц не составляет никаких трудностей, поскольку в сети «Интернет» можно почерпнуть почти все необходимые сведение, причем как положительно, так и отрицательно характеризующие компанию.

В связи с этим, стоит отметить, что гражданско-правовая защита деловой репутации имеет ряд преимуществ, которые обусловлены, прежде всего, функциями гражданско-правовой ответственности, нацеленными на восстановление положения, существующее до нарушения права на деловую репутацию.

В целях эффективности осуществления гражданско-правовой защиты юридического лица при распространении сведений, порочащих деловую репутацию в российском законодательстве предусмотрены действительно работающие способы защиты. Однако это законодательство все же не обеспечивает надежных гарантий, способных превентивно воздействовать на общество, не допуская нарушений деловой репутации.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 14.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301, 2022. № 24, ст.3927.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета 2005. № 50
  3. Борха С. С. Защита деловой репутации юридических лиц. //Гражданское право. 2021. № 7.
  4. Сингелеева Б. А. Защита деловой репутации юридического лица в Интернете. //Евразийская адвокатура.2023. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): деловая репутация, юридическое лицо, сведение, гражданско-правовая защита, защита, возможность идентификации, ГК РФ, распространение сведений, распространенное сведение действительности, факт распространения сведений.


Похожие статьи

Задать вопрос